Из опыта работы:
Аронова Наталья Михайловна,
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №68»
г.Березники Пермский край
Детско–родительские конференции,
как одна из форм организации совместной деятельности учителя-логопеда, родителей и детей с ОВЗ в условиях ДОУ»
Современное образовательное учреждение немыслимо без системного, осмысленного взаимодействия с семьей. Семья является не только одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его образовательных услуг, но прежде всего семья – это основа воспитания личности ребенка, неслучайно именно семья является институтом первичной социализации растущего человека [2, 114].
Родители – это первые и главные (по силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка.
Детский сад – это место, где интересно и комфортно не только ребенку, но и родителю, для которого созданы все условия, помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Дошкольное учреждение – это территория совместного семейного творчества, помогающего и ребенку, и родителю в построении партнерских отношений, развитии собственного «Я» [4,221].
В нашем дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжелым нарушением речи, взаимодействие детского сада и семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания, создание реальных возможностей участия родителей в соуправлении, на основе позиции – детский сад – профессиональный помощник семьи в вопросах коррекции речи и воспитании ребенка. Исключается позиция доминирования по принципу «мы педагоги – мы лучше знаем что нужно». Мы стараемся формировать позицию диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия. В соответствии с ФГОС ДО, одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, является непосредственное вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность и поддержка образовательных инициатив семьи.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов [1,16].
Главная цель взаимодействия учителя-логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства [3, 49].
В ходе
взаимодействия решаются следующие задачи:
• формирование у родителей желания помогать
ребенку;
• формирование мотивации к участию в
образовательном процессе;
• повышение уровня педагогической компетенции
родителей;
• информационная и дидактическая поддержка семьи
[5, эл. ресурс].
Из опыта работы стало понятно, что между родителями и педагогами ДОУ иногда возникают противоречия. Одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат, т.е. полностью подготовленного к школе ребёнка. Эта родительская группа вряд ли сможет активно посещать семинары и консультации. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии.
Другие родители пассивно наблюдают за работой детского сада. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта группа родителей оставалась на позиции
пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третьи родители хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени. Этих родителей привлекаем к конкурсам и общаемся с ними с помощью интернета. И только некоторые родители заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. На эту группу педагоги опираются при подготовке к собраниям, утренникам и другим групповым мероприятиям.
Ежегодное анкетирование и заполнение опросников в нашей группе показало, что на начало обучения в речевой группе родителей первой группы насчитывалось 40%, второй 15%, третьей группы 30%, а четвёртой только 15%.
Из-за неучастия родителей в жизни своего ребёнка, банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть «успешный» родитель и возникает определённая проблема в отношениях ребёнка и его семьи.
Педагогов ДОУ волнуют вопросы:
• как заинтересовать родителей в совместной работе?
• как сделать их участниками
коррекционно-образовательного процесса?
Помочь родителям стать активным участником
воспитания собственного ребёнка можно через использование разнообразных форм
работы: традиционных и инновационных.
Практика работы показывает, что самое эффективное и современное направлением взаимодействия с родителями это - непосредственное вовлечение их в образовательный процесс детского сада так, чтобы родители и другие члены семьи могли внести свой вклад в коррекционную, образовательную и воспитательную работу. Сотрудничество с родителями в условиях логопедической группы представляет собой систему активного взаимодействия детей, родителей, воспитателей и учителя-логопеда, направленную на преодоление речевых проблем ребёнка в современных формах организации деятельности. Благодаря совместным занятиям, мастер-классам, тренингам, детско-родительским конференциям формируем у родителей активность, осознанность, самостоятельность, компетентность и понимание собственной роли в коррекционно-образовательном процессе.
Популярными в
моей практике стали детско-родительские конференции в старшей и
подготовительной группе с использованием мультимедийных презентаций. К данному
мероприятию дети со своими родителями готовятся самостоятельно дома.
Учитель-логопед является координатором этой деятельности: отслеживает,
корректирует материалы выступления, готовит ход конференции. Конференции проводим
по таким темам, как «Кто в лесочке живёт?», «Насекомые глазами детей», «А в
Африке, а в Африке», «Зимующие птицы» и др. Ещё на первом собрании, когда родителей знакомила с особенностями
работы речевой группы, нацелила их на данный вид работы и озвучила тематику
будущих конференций. Перед началом непосредственной подготовки к данному
мероприятию мы обговорили важность и эффективность данного вида взаимодействия
для меня, как логопеда, для родителей и детей. Детский сад приобретёт в лице
родителей активных помощников. Родители будут тесно взаимодействовать с детьми
и педагогами и осознают важность своего участия в коррекционном процессе, а
дети станут более успешными и приобретут конкретный опыт коммуникативного
взаимодействия.
При подготовке всех конференций мы
используем системно-структурный подход. Сначала дети самостоятельно выбирали
себе объект исследования в соответствии с тематикой. Конечно, учителя-логопеды
осуществляют контроль над выбором с учётом индивидуальных и речевых возможностей
детей. Затем начиналась подготовительная работа. Родители подбирали в Интернете
материалы для выступлений детей, при необходимости готовили костюмы и атрибуты.
Педагоги редактируют речевой материал с учётом возможностей детей, советуют
родителям, какой материал будут рассказывать дети, а какой – взрослые. Затем
родители готовили презентации для выступлений в соответствии с исправленными
текстами. Если взрослые не владели навыками создания презентаций, то их
готовили учителя-логопеды. Затем начиналась кропотливая работа по заучиванию
детьми подготовленного материала дома и с педагогами учреждения.
На следующем этапе подготовки конференции мною
подготавливался сценарий мероприятия. В ходе конференции нужно было не только
донести материал по определённой тематике, но и сделать процесс познания
интересным, в меру развлекательным и снять возникающее в процессе деятельности
утомление.
И, наконец, наступал ответственный момент
осуществления задуманного. Все: и дети, и родители, и педагоги, конечно, немного
волновались. Некоторые родители не смогли преодолеть скованности, и их дети
выступали в роли докладчиков самостоятельно. В ходе конференций дети и родители задавали вопросы, помогали
друг другу. Но каким восторгом светились глаза тех ребят, чьи
родители выступали вместе с ними. В ходе конференции сообщения детей и
родителей чередовались с физминутками, музыкальными и танцевальными номерами,
играми. Завершалось мероприятие какой-либо инсценировкой или драматизацией в
исполнении детей, что являлось сюрпризом для родителей и всегда вызывало
положительную оценку взрослых. Данные
мероприятия были ещё одной ступенькой в преодолении речевых проблем ребёнка и
осознании родителями важности совместного взаимодействия с их детьми.
Теперь мы уже
были готовы выйти с родителями на городской уровень.
Семья Ромы Ш. участвовала в городской
детско-родительской конференции проектных работ «Калейдоскоп семейных
ценностей» с презентацией работы по теме «Мама, папа, брат и я – вместе дружная
семья». В своём выступлении мама и сын рассказали о семейных традициях и
кропотливой работе по развитию речевых и творческих возможностей своих детей.
Организовали выставку работ, поделились опытом семейного воспитания.
И, конечно же, мы не могли оставить без внимания городскую детско-родительскую конференцию «Открытая книга» и проводимый в её рамках городской фестиваль «Семейные чтения».
Работу, по
подготовке к городской конференции «Открытая книга» мы начали со знакомства
родителей воспитанников с положением о проведении данного мероприятия и
получения их согласия на участие в фестивале.
Определили и цель фестиваля: выявить самую
читающую семью ДОУ.
Чтобы фестиваль «Семейные чтения» успешно
реализовался, учитель-логопед совместно с воспитателями и родителями, составили
план мероприятий, который включал в себя несколько важных аспектов:
- викторина для детей и родителей «Теремок
сказок» (цель – приобщение родителей и детей к книжной культуре и привитие
интереса к РНС);
- мастер-класс для родителей, «Какие книги
читать детям». На данном мероприятии познакомили родителей с возрастными
особенностями восприятия воспитанниками детской литературы. Нацелили их на
правильный подбор произведений и показали приёмы и методы работы с книгой.
- выпуск буклета для родителей «Чтение-лучшее учение» и памятки «Как читать детям книги»;
- организация выставки книжек-самоделок «Юные
сказочники»,
- инсценировка сказки с логопедическими
заданиями «Колобок учится говорить». Данную сказку показали детям старшей
группы.
После проведение всех этих мероприятий была
выбрана семья Саши В. для участия в городской конференции. Мама и сын
рассказали о том, как в их семье проходит знакомство с книгами разной
направленности. Они показали, какие мероприятия можно проводить с ребёнком
после прочтения книги, познакомили присутствующих на конференции, со своими
книжными пристрастиями. Родители увидели
результаты своего труда, дети почувствовали поддержку родителей, и все вместе
получили бесценный опыт, который очень пригодится в школе.
Таким образом, включение родителей в образовательный процесс дало им возможность понять суть коррекционной работы проводимой с их ребёнком, почувствовать стиль общения учителя-логопеда, самим «включиться» в общение, наблюдать взаимодействие своего ребёнка со сверстниками и взрослыми, обучиться игровым педагогическим приемам. Родители научились самостоятельно выбирать приемлемые методы и приемы совместной деятельности с ребёнком, которые подходят для работы в домашних условиях. Достижение уровня партнерских отношений с родителями – есть главный показатель эффективности данных форм взаимодействия.
Литература
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009, С. 16
2. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
3. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, С.49.
4.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.
5.Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]//http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.