Детское упрямство. Профилактика и преодоление
детского упрямства
О сущности упрямства
Главнейшим из общих признаков упрямства является разумно не
мотивированное сопротивление чужой воле, строптивая установка,
„дух противоречия", начинающий действовать рефлекторно и
привычно, как только возникает действие чужой воли на волю
упрямого. При этом упрямый нередко стремится к преобладанию и
победе лишь из индивидуалистического чувства удовольствия,
которым сопровождается сознание того, что сделал посвоему, а не
по желанию другого человека. Впрочем, это не единственный мотив.
Как показано в нашем исследовании, бывают акты упрямства,
которые причиняют совершающему их лишь страдание.
Следующим существенным признаком упрямства является сознание
своей неправоты или неполной правоты, или сомнение в своей
правоте и сознание полной или частичной правоты другого человека
—объекта упрямства. С отпадением этого признака утрачивается
упрямство и остается ошибка, заблуждение.
Для упрямого характерна также избыточная требовательность к
справедливости других при недостаточной требовательности в этом
отношении к себе.
Индивидуализм — вот нравственная основная черта упрямства,
присущая всем его формам независимо от их происхождения. Даже в
том случае, когда упрямство возникает из защитной реакции против
несправедливости, „дух противоречия" порождает ряд неправильных
и вредных чувств, мнений и привычек, которые в совокупности
образуют психологию индивидуализма. Такие чувства, как обида,
злоба, гнев, чувство мести и т. п., когда они носят
индивидуалистический характер, являются важнейшими мотивами
упрямого поведения. Вот почему упрямство в нашем обществе
следует рассматривать как один из пережитков старого в сознании
человека. Важной чертой упрямства является отрыв воли упрямого от
деятельности. Упрямство обычно проявляется в отказе от
деятельности. Даже в том случае, когда упрямый поступок
заключается в деятельности (противоположной желанию другого
человека), не стремление к деятельности, а склонность к
противоречию является мотивом поведения упрямого. Эта черта
пагубно отражается на развитии основных положительных качеств
воли, которые могут развиваться только в деятельности.[1]
Упрямство имеет разные степени и формы,
По степени можно различать упрямство случайное, зачаточное,
развитое и остаточное. Разные степени упрямства отличаются одна
от другой составом мотивов.
Разные формы и типы упрямства (пассивнооборонительное и
агрессивнонаступательное упрямство, строптивость, сварливость,
самодурство, ответ молчанием и т. п.) порождаются различием в
социальнопедагогических условиях жизни детей и в типе нервной
деятельности.
О причинах детского упрямства
Воспитание родителями своих детей поднято в нашей стране на
уровень общественного долга. Но коегде остались пережитки
старого уклада в семье и безответственное отношение к
родительским обязанностям. Упрямство формируется, главным
образом, в семьях, которые не представляют собой здоровых
социалистических коллективов.[1]
Эти семьи мы разделили на три группы.
В первой группе семей дети становятся упрямыми от того, что
старшие деспотически ущемляют их свободу, стремление к
самостоятельности, „командуют" ими, односторонне подчеркивая их
обязанности и попирая элементарные права и потребности,
оскорбляя личное достоинство ребенка унизительными наказаниями
и т.д.
Постоянное нарушение принципа „как можно больше уважения к
человеку", нервозная, угнетающая атмосфера, семейный разлад,
частые конфликты в семье все это формирует отрицательную
мотивацию поведения и отрицательное реагирование ребенка на волю окружающих. В этих условиях формируется упрямство
обиженного ребенка, как реакция самозащиты личности против
деспотизма среды.
Но не всегда упрямство является средством сохранения
самостоятельности. В равной мере оно может быть и средством
деспотического „командования" старшими и избавления себя от их
требований.
Во второй группе семей, изученных нами, упрямство формируется в
условиях, которые диаметрально противоположны условиям семей
первой группы. Здесь упрямство детей создается избытком
примитивной любви родителей к своему, обычно единственному,
ребенку, что мешает предъявлять последнему достаточные
требования.
В этих семьях ребенок пользуется чрезмерными правами, не зная
необходимых обязанностей. Занимая исключительное положение в
семье, будучи центром всеобщего внимания, ребенок становится
индивидуалистом и выступает в качестве деспота по отношению к
своим родителям. В этих условиях упрямство является реакцией
капризного, избалованного нетребовательностью старших ребенка
на их робкие, нерешительные, провоцирующие на сопротивление
требованияпросьбы.
Если главной причиной упрямства детей первой группы является
недостаток уважения к ним, а во второй группе — недостаток
требовательности, то в третьей группе упрямство порождается и
недостатком уважения, и недостатком требовательности.
Дети этой группы лишены твердого руководства. В большинстве
случаев у них нет отцов, а их матери, в силу разных обстоятельств, не
имеют авторитета в глазах детей. В этих семьях отсутствует режим
для детей, нет контроля за поведением ребенка, за выполнением им
заданий школы, нет систематически применяемых мер поощрения и
наказания, словом, нет воспитательного процесса. Здесь отсутствует
и должное уважение к детям, ласка, что порождает отчужденность
ребенка от родителей, его постоянное стремление на улицу. В
результате всего этого у детей отсутствуют трудовые,
дисциплинарные, гигиенические и другие необходимые привычки; им
как
присущи
отрицательные
свойства
такие недисциплинированность, лень, безответственность, индивидуализм
и пр.
Это обстоятельство является одним из важнейших и ближайших
условий, формирующих упрямство безнадзорного ребенка.
Школа требует от этих учеников высокой успеваемости и
дисциплинированности,
а они оказываются совершенно не
подготовленными психологически к выполнению этих требований. В
результате складывается конфликтная ситуация в школе, а затем
обычно и в семье. Родители, вынужденные школой обратить,
наконец, внимание на поведение своего ребенка и предъявить ему
определенные требования,
в
антипедагогической форме и в чрезмерном количестве. Такие
требования вызывают сопротивление со стороны детей и приводят к
результатам противоположным в сравнении с теми, к которым
стремятся родители.
делают это неумело,
Что могут сделать родители для преодоления упрямства у
детей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите
к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что
вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время чтолибо внушать своему ребёнку – это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его
возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет",
оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его
за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к
помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, айяйяй!».
Ребёнку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка
(книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют
капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить
силой авторитета».
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны,
оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с
упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений
между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка
нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
достигнуто не своим трудом.
не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
за поступок, за свершившееся действие.
начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь
тоже.
уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у
взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
3. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после
болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция
непредсказуема.
когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном. во всех случаях, когда чтото не получается (пример: когда вы
торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы
ругаете за это, считая, что он виноват).
когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью,
подвижностью и т.д., но очень старался.
когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
наказание не должно вредить здоровью.
если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены,
что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в
том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е.
наказывать "на всякий случай" нельзя.
за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
надо наказывать и вскоре прощать.
если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта,
поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в
своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый
родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую
часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания
в вашей семье. Для поддержания роли семьи в формировании и
личностном развитии ребенка предлагаю провести курс занятий по
темам: «Визитная карточка нашей семьи», «Дружба мальчиков и
девочек», «Какие бывают эмоции», «Правила домашнего этикета»,
«Нарисуйте с ребенком ваше будущее», «Любимые сказочные герои».
Детское упрямство. Профилактика и преодоление детского упрямства.
Детское упрямство. Профилактика и преодоление детского упрямства.
Детское упрямство. Профилактика и преодоление детского упрямства.
Детское упрямство. Профилактика и преодоление детского упрямства.
Детское упрямство. Профилактика и преодоление детского упрямства.
Детское упрямство. Профилактика и преодоление детского упрямства.
Детское упрямство. Профилактика и преодоление детского упрямства.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.