Здоровье школьника – фундамент его будущего
Здоровье человека – это самая актуальная тема на сегодняшний день. В Федеральных государственных образовательных стандартах, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41) большое внимание уделяется вопросу охраны здоровья обучающихся. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях - от программно - нормативного до проведения отдельного урока - позволит сформировать культуру здоровья школьников.
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления. Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.
Именно на школу возлагается миссия обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период его обучения в образовательной организации. Задача каждого педагогического коллектива заключается в формировании у детей потребности к здоровому образу жизни, потому что здоровье - это совокупность нескольких составляющих: физическое, психическое, духовное и социальное здоровье. Ребёнку необходимо дать знания, умения и навыки бережного отношения к своему здоровью, а также научить его использовать эти знания на практике.
В школе разработана программа по формированию культуры здоровья, в которой чётко прописаны цели и задачи деятельности образовательной организации по данному направлению.
Реализация программы поможет сформировать у детей и родителей (законных представителей) представление о различных факторах, влияющих на здоровье:
· позитивные и негативные эмоции, получаемые от работы на компьютере, от просмотра телепередач, от участия в компьютерных играх;
· представление об информационной безопасности, о негативных факторах риска в отношении здоровья (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление);
· причины возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье подростков;
· представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
· выполнение правил личной гигиены;
· получение медицинской помощи, прохождение медицинских осмотров, вакцинации;
· правильное (здоровое) питание, режим питания;
· выполнение режима дня;
· двигательная активность;
· эмоциональная разгрузка (релаксация);
· позитивное общение и коммуникабельность;
· эффективная физкультурно-оздоровительная деятельность;
· просветительская работа с родителями (законными представителями).
Для формирования у обучающихся представлений о здоровом образе жизни образовательная организация может использовать не только образовательный процесс, но и внеучебную деятельность. Педагоги должны способствовать формированию у обучающихся навыков применения полученных знаний на практике, что создаст условия для осознанных действий по сохранению собственного здоровья.
В лицее широко используются здоровьесберегающие технологии в образовательном и воспитательном процессах, что оказывает влияние на положительные результаты:
· снижение уровня заболеваемости учащихся;
· сохранение работоспособности на уроках;
· формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
· формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Технологии здоровьесбережения можно разделить на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
Данные технологии должны соответствовать принципам здоровьесбережения (Н. К. Смирнов):
· непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
· субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий в содержательном и в процессуальном аспектах;
· соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
· комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов, медицинских работников;
· успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
· активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
В воспитательной работе особое место занимают классные часы профилактической направленности. Их целью является предупреждение правонарушений и несчастных случаев, профилактика различных заболеваний и привычек, пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения. Формы проведения таких классных часов могут быть самыми разнообразными: инструктажи, беседы, встречи со специалистами различных ведомств, ролевые игры, праздники, соревнования.
Существующий сегодня кризис нравственных ценностей, постоянная психологическая напряженность, неуверенность в своем будущем, жизненные проблемы требуют от школьников мобилизации сил, что возможно только при оптимальном уровне здоровья и ценностном отношении к нему. Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся гиподинамия и детские стрессы, тревожность и агрессия.
В настоящее время общеобразовательное учреждение является одним из основных мест для проведения мероприятий по укреплению здоровья подрастающего поколения. Особым успехом у детей и родителей (законных представителей) пользуются такие формы массовой работы как дни здоровья, семейные спортивные соревнования «Весёлая семейка на старте», акции «Жизнь без сигарет», «Наркотикам – нет!», «Вместе победим туберкулёз», «Мы выбираем жизнь», марафон здоровья и другие.
Таким образом, задачей лицея является полноценная подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, мотивация их к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья.
Список литературы:
1. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России/И.Г. Андреева //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
2. Гурьев, А.В. Особенности планирования основных направлений работы по сохранению здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе /А.В. Гурьев //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.
3. Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии /Л.В. Середина //Начальная школа.- 2010.-№11.
4. Елисеев, В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы /В.В. Елисеев //Практика административной работы в школе.- 2010.-№8.
5. Хлопова, А. разработка программы «Школа – территория здоровья» /А. Хлопова //Школьное планирование.- 2010.-№5.
6. Айзман, Р.И. Этапы мониторинга здоровья учащихся /Р.И. Айзман //Школьные технологии.- 2010.-№3.
7. Бахтин Ю. К., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья - ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. — 2012. — №4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.