Урок литературы в 7 классе (2 часа)
Тема: М.Горький «Детство»
1 урок – теоретическая работа и работа с текстом.
2 урок – самостоятельная работа на знание текста и закрепление материала.
Цели:
Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающая - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы , различные творческие задания исследовательского характера.
Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Ход урока
Оргмомент.
1. Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”
С.Т.Аксаков “Детские годы
Багрова-внука”;
Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
Л.Н. Толстой “Детство”;
Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
Ф. Искандер “Детство Чика”;
И.А.Бунин стих. “Детство” и др..
2. Есть такое утверждение: “Все мы родом из детства”. И ваш возраст – семиклассников – можно назвать… уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.
И авторы нашего учебника очень бережно подошли к выбору произведений. Давайте вспомним произведения о детстве.
5 класс “Васюткино озеро” В.Астафьева;
“Великие путешественники” М.Зощенко;
6 класс “Уроки французского” В.Распутина;
“Скворцы” В.Белова и т.д..
Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
3. Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве. Попробуем сравнить с впечатлениями М.Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?
Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.
Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.
В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то , что даёт ему потом право взяться за перо”
Мы видим , что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему нет.
4. В 1868 году в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика родился мальчик, которому суждено было стать великим писателем Алексеем Максимовичем Горьким. О нелегкой судьбе этого человека, о тяжелом его детстве вы прочитали повесть, которая так и называется «Детство». В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, тогда в печати и появились главы из автобиографической повести “Детство”. Автор повести предлагает вам поразмышлять над поступками героев произведения. Возможно, после наших размышлений для себя вы извлечете полезные уроки.
5. Теория литературы.
Это автобиографическая повесть (работа с литературоведческим термином)
Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.
6. Как вы понимаете слово “детство”?
7. Анализ текста.
Вопросы для обсуждения:
-Какие эпизоды взволновали вас и почему?
-Чем интересны герои этой повести?
-Почему память сохранила эти воспоминания?
-Вспомните, найдите в тексте слова, предложения, характеризующие жизнь в семье
деда Каширина.
-Почему нас тревожат и радуют поступки Цыганка, подставляющего руку, хотя он и
принимал “ненужную боль” за Алёшу?
-Чем интересна сцена учения Алёши? Почему так напряжены оба - “учитель” и
“ученик”? Что скрывается за отрывистостью, скоростью диалога? Какое впечатление
оставляет сцена? Какие чувства вызывает?
8. Проверка домашнего задания – пересказ запомнившихся отрывков текста.
9. Попробуем сформулировать главную мысль повести.
После высказываний ребят читаю слова самого Горького:
“Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.
-Согласны ли вы со словами самой повести?
10. Викторина.
1.Книга, полученная Алексеем в награду
за хорошую успеваемость. (Евангелие)
2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка)
3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов)
4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда)
5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар)
6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома
Кашириных. (Запон)
7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и
встряхиваясь”. (Собака)
11. Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева. В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.
1.Титульный лист.
Художник вводит в 70-е годы 19 века, знакомит с местом действия, основными персонажами и событиями. В центре – Алёша, выглядывающий из широко распахнутого окна каширинского дома, и бабушка. Справа – олицетворение “свинцовых мерзостей” : дядья и дед, слева – Цыганок и мать Алёши.
“Не только тем изумительна жизнь наша , что в ней в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое , растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой”.
2. “Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что всё это было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть – слишком обильна жестокостью тёмная жизнь “неуёмного племени”.
Иллюстрация “Дед порет Алёшу”
В центре – на скамейке распластанная, почти безжизненная фигурка мальчика, а над ним неумолимо занесённая рука деда с розгой, удар розги неотвратим, слева – окаменевшая от ужаса и страха мать Алёши. И никаких деталей. Светлый рисунок обнажает страшную действительность дома Кашириных.
3. “Слепой Григорий просит милостыню” - иллюстрация к 7 главе. Выполнена в той же манере обнажённости : перед нами дядя Григорий с седой бородой, тёмными провалами очков, с беспомощными ступнями ног, неуверенными движениями рук. И поза… За всем этим чувствуется ещё не сломленная сила, жизненная стойкость, свойственная русскому человеку.
4.Иллюстрации “Алёша и бабушка”, “Алёша с матерью”, “Алёша и дед”. Алёша – полный “беспокойного внимания” к людям, воплощение идеи “доброго” и “человечьего”. Он весь устремлён вверх, полон жизни, любознательности, внимания к миру, к людям.
Человек у Горького – творец будущего, человек, на котором “лежит ответственность за все несчастья на земле”, которому “принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни”
12. Вывод.
Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а, главное, себя. И необходимость оставаться человеком во что бы то ни стало, в любой жизненной ситуации.
13. Что было на уроке трудным, непонятным?
14. Рефлексия.
5-минутное эссе.
Повесть “Детство”-…
15. Домашнее задание: попробуйте написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства.
Самостоятельная работа для 2 урока
1 часть урока отводится для самостоятельной работы на знание текста.
Во второй половине урока выполняется проверка домашнего задания – чтение рассказов о ярких воспоминаниях из собственного детства.
1. Жанр произведения:
А) очерк Б) рассказ В) повесть
2. Тема произведения:
А) жизнь Алеши Б) судьба деда В) рассказ о бабушке
3. Главным героем произведения является:
А) вымышленный персонаж
Б) реальный человек
В) сказочный персонаж
4. Какую повесть мы называем автобиографической?
5. Чей портрет описан в приведенном отрывке?
«Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. … Вся она - темная, но светлая изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».
6. О каких «свинцовых мерзостях дикой русской жизни» вспоминает автор? Как вы понимаете значение слова «мерзость»?
7. Назовите героев повести «Детство», от которых в доме Кашириных смог перенять Алеша чувства доброты, сердечности, сострадания, честности?
8. Кто из героев повести вам особенно понравился? Расскажите об этом герое подробнее, используя «Примерный план характеристики героя литературного произведения» (стр. 302 учебника)
Ответы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.