Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Еврогимназия»
ТЕМА: Деятельность лекторских групп Юнармейского отряда «Патриот» как способ формирования и отработки навыков смыслового чтения и работы с текстом в рамках подготовки к устному собеседованию и итоговой аттестации в 9 и 11 классах
Автор: Ярышева Марина Борисовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Еврогимназия»
Г. Ревда, 2021
Для каждого учителя русского языка и литературы одной из основных задач в настоящее время является качественная подготовка обучающихся к устному собеседованию, а также к итоговой аттестации в 9, а затем в 11 классе.
И успешность подготовки обучающихся в этом случае, на мой взгляд, в частности, зависит от сформированности навыков смыслового чтения.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Чтобы овладеть навыками смыслового чтения, необходимо следовать так называемой стратегии смыслового чтения, включающей различные приёмы и комбинации приёмов.
Существует множество способов и приёмов, способствующих развитию навыков смыслового чтения.
Я бы хотела представить один из способов, который я использую в своей практике.
С 2017 года я являюсь руководителем отряда «Патриот», в рамках программы отряда «Патриот» мы с ребятами реализуем несколько проектов, среди которых проект «Лекторские группы Юнармейского отряда «Патриот». Естественно, главной целью проекта является воспитание патриотизма и сохранение памяти о важных событиях в истории России. Но для меня, как для учителя русского языка, ещё одной важной задачей в реализации данного проекта является отработка навыков смыслового чтения, способствующих формированию коммуникативной компетенции.
Рассмотрим, как деятельность обучающихся в составе лекторских групп помогает им овладеть навыками смыслового чтения.
Деятельность лекторских групп предполагает, прежде всего, работу с текстом, развивает умение находить и выделять главную и важную информацию; умение трансформировать и составлять текст, который не будет содержать ничего лишнего и будет выстроен логически. Такой вид деятельности помогает качественно подготовиться к пересказу текста с учётом сохранения всех микротем. Развивает умение работать с информацией, классифицируя её как главную и второстепенную, используя приемы сжатия текста, необходимое при написании сжатого изложения в 9 классе. Подобные умения, правда, в чуть более измененном виде требуются для выполнения первого задания работы ЕГЭ, в котором экзаменуемому нужно «указать номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте». Умение грамотно «сконструировать» текст, логически выверив все связки, помогает сформировать умение создавать монологические высказывания на разные темы при подготовке к устному собеседованию (Задание №3).
Лекторская работа также предполагает отработку умения точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и передать в неискажённом виде слушателям, включая даты (чаще всего это составные и сложные числительные), фамилии (имена собственные), события. Прочтение и запоминание дат (составных и сложных числительных), а часто имён и фамилий (имён собственных) известных людей вызывают затруднения у обучающихся. В рамках проекта «Лекторские группы отряда «Патриот» обучающиеся постоянно сталкиваются в текстах с разнообразными датами и фамилиями известных людей, а проводя уроки мужества в нескольких классах (каждая группа проводит уроки мужества минимум в двух, максимум в четырёх классах), им приходится многократно произносить вслух даты и имена героев. Но в этом случае необходимо следовать определённому алгоритму. Первоначальный текст должен оформляться с проставленными ударениями, что, свою очередь, вырабатывает навыки видеть ударение, чтобы прочитать слово правильно, особенно это касается имён собственных. Кроме того, на начальном этапе важно прописывать составные и сложные числительные и их падежные формы словами, чтобы закрепить навык прочтения сложных и составных числительных. Отработка данных навыков становится актуальной для выполнения заданий 1 и 2, связанных с чтением и пересказом текста во время устного собеседования.
Безусловно, деятельность в лекторских группах - это ещё и отработка навыков взаимодействия с аудиторией, формирование умения правильно задать вопрос и правильно на него ответить, умения донести материал, чтобы было понятно и первокласснику, и выпускнику. Важной в этом случае становится отработка умения точно передать прочитанное утверждение своими словами, выражая своё отношение к прочитанному, давая оценку информации, которую они передают, учитывая возраст слушателя. Именно это умение будет востребовано при написании сочинения – рассуждения в форме ЕГЭ, а именно, в определении проблемы и позиции автора, которую экзаменуемый должен передать своими словами.
Кроме того, лекторская деятельность психологически раскрепощает обучающихся: они перестают бояться аудитории, собеседника, вопросов от собеседника, с лёгкостью идут на диалог, не боятся ошибиться, а значит, достигают более высоких результатов. Овладение навыками ораторского искусства, получения опыта публичных выступлений опять же работает на подготовку к устному собеседованию: обучающиеся – лекторы не испытывают затруднений при выполнении заданий №3 «Монологическое высказывание» и №4 «Диалог с собеседником», а в том числе и задания №2 «Пересказ текста». Важно отметить, что овладение навыками ораторского искусства помогает не только в подготовке к итоговой аттестации, но и в процессе учебной и внеучебной деятельности. Например, при защите проектов.
И наконец, лекторская работа, в частности, создание видеоуроков мужества, что стало актуальным в период пандемии, способствует формированию и отработке навыков выразительного чтения. Связано это с тем, что монтаж видеоурока требует качественного речевого материала: аудиозаписей для звукового сопровождения (озвучивания) видеоряда, слайдов и видеозаписей выступающих лекторов. Качественный материал в этом случае предполагает чёткую, точную и выразительную речь, которая бы была понятна и приятна зрителям. Данные навыки становятся востребованными при выполнении задания №1 «Чтение текста» на устном собеседовании.
Таким образом, деятельность лекторских групп является эффективным способом формирования и отработки навыков смыслового чтения и работы с текстом. А в данном случае позволяет достичь двух важных целей одновременно: осуществлять качественно подготовку обучающихся к устному собеседованию и итоговой аттестации в 9 и 11 классах и воспитывать чувство патриотизма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.