Деятельность образовательной организации по формированию антикоррупционного мировоззрения у учащихся
Оценка 4.6

Деятельность образовательной организации по формированию антикоррупционного мировоззрения у учащихся

Оценка 4.6
docx
25.03.2024
Деятельность образовательной организации по формированию антикоррупционного мировоззрения у учащихся
Деятельность образовательной организации по формированию антикоррупционногоМировоззренияУдетей.docx

Деятельность образовательной организации по формированию антикоррупционного мировоззрения у учащихся

Образование является существенной сферой государственной политики, и одновременно, его целевая функция – воспитание гражданина, совпадает с целью общества. В компетенции образования – духовное, интеллектуальное и нравственное становление самого человека, воспроизводство его личностных качеств, развитие его гражданственности.

Целью антикоррупционного воспитания является формирование у учащихся ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
  • Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:
  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Большая роль в освещении проблем и задач создания в образовательной организации системы воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении принадлежит авторскому коллективу Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Е.Н. Барышников, Н.В. Григорян, О.Н. Журавлева, А.В. Захарова). Методические рекомендации указанных авторов описывают особенности осуществления воспитательной работы по формированию анти- коррупционного мировоззрения у учащихся на трех уровнях образования – начального, основного, среднего. 

Так, по мнению Е.Н. Барышникова, основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе избегая подкупа, взяточничества, и других неправовых действий. В этом случае, можно выделить ряд личностных структур, которые могут формироваться в различные возрастные периоды.

В работе с учащимися начальных классов особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности соблюдения правил. Коррупционные проблемы возникают в процессе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка. С точки зрения авторского коллектива, это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила. В связи с этим возникает необходимость введения особого раздела в содержание воспитания 1–4 классов: «Хранители порядка». В рамках этого раздела педагоги будут знакомить детей с раз- личными профессиями, существующими для охраны порядка и правилами взаимодействия с людьми этих профессий.

Помимо информационно просветительского блока особое внимание обращается на привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них: это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и под- купа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать за- креплению этой роли. Выращивание человека, который гордиться тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом, учитель должен быть примером в данном направлении. Он выступает в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того как к нему относятся учащиеся класса не позволяет их нарушать.

Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций, в которых речь идет об исключительном из правил поведении. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося. К примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели. Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих, вместе придуманных правил жизни.

В 5–7 классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование культуры организации правил. Необходимо, чтобы к концу 7 класса большинство учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы в 5–7 классах   добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой деятельности.

В 8–9 классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно – просветительной составляющей, направлен- ной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная за- дача представляется достаточно сложной: демонстрация учащимися эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. В качестве элементов социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе. Увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями. Важным элементом становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стало реальная жизненная ситуация. В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. В качестве одной из проблем становится проблема взаимодействия с представителями власти.

В работе с учащимися 9–11 классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках прав и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу. Основные элементы системы антикоррупционного воспитания отражены в таблице . Система анти- коррупционного воспитания в образовательном учреждении

Таблица

Система антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении

Возраст учащихся

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

Учащиеся      начальных классов

Формирование     положительного отношения к хранителям порядка, стремление стать хранителем порядка.

Хранители порядка: правила охраны по- рядка, отношения с хранителями

Беседы-убеждения ролевые игры

Учащиеся 5–7 классов

Формирование     навыков   совместной   организации         порядка    в классе и школе

Организаторы      порядка

коллективно- творческие дела ролевые игры

 

 

Учащиеся 8–9 классов

Формирование   компетентности в решении жизненных    задач    по существующим нормам и правилам

Успех без нарушений

обучающие    практикумы

Учащиеся             

10-11классов

формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения

Коррупция как особый вид правонарушения

уроки, дискуссии

 


 

Деятельность образовательной организации по формированию антикоррупционного мировоззрения у учащихся

Деятельность образовательной организации по формированию антикоррупционного мировоззрения у учащихся

К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила

К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила

В качестве одной из проблем становится проблема взаимодействия с представителями власти

В качестве одной из проблем становится проблема взаимодействия с представителями власти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024