Деятельность образовательной организации по формированию антикоррупционного мировоззрения у учащихся
Образование является существенной сферой государственной политики, и одновременно, его целевая функция – воспитание гражданина, совпадает с целью общества. В компетенции образования – духовное, интеллектуальное и нравственное становление самого человека, воспроизводство его личностных качеств, развитие его гражданственности.
Целью антикоррупционного воспитания является формирование у учащихся ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
Задачи антикоррупционного воспитания:
Большая роль в освещении проблем и задач создания в образовательной организации системы воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении принадлежит авторскому коллективу Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Е.Н. Барышников, Н.В. Григорян, О.Н. Журавлева, А.В. Захарова). Методические рекомендации указанных авторов описывают особенности осуществления воспитательной работы по формированию анти- коррупционного мировоззрения у учащихся на трех уровнях образования – начального, основного, среднего.
Так, по мнению Е.Н. Барышникова, основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе избегая подкупа, взяточничества, и других неправовых действий. В этом случае, можно выделить ряд личностных структур, которые могут формироваться в различные возрастные периоды.
В работе с учащимися начальных классов особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности соблюдения правил. Коррупционные проблемы возникают в процессе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка. С точки зрения авторского коллектива, это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила. В связи с этим возникает необходимость введения особого раздела в содержание воспитания 1–4 классов: «Хранители порядка». В рамках этого раздела педагоги будут знакомить детей с раз- личными профессиями, существующими для охраны порядка и правилами взаимодействия с людьми этих профессий.
Помимо информационно просветительского блока особое внимание обращается на привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них: это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и под- купа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать за- креплению этой роли. Выращивание человека, который гордиться тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом, учитель должен быть примером в данном направлении. Он выступает в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того как к нему относятся учащиеся класса не позволяет их нарушать.
Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций, в которых речь идет об исключительном из правил поведении. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося. К примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели. Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих, вместе придуманных правил жизни.
В 5–7 классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование культуры организации правил. Необходимо, чтобы к концу 7 класса большинство учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы в 5–7 классах добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой деятельности.
В 8–9 классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно – просветительной составляющей, направлен- ной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная за- дача представляется достаточно сложной: демонстрация учащимися эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. В качестве элементов социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе. Увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями. Важным элементом становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стало реальная жизненная ситуация. В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. В качестве одной из проблем становится проблема взаимодействия с представителями власти.
В работе с учащимися 9–11 классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках прав и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу. Основные элементы системы антикоррупционного воспитания отражены в таблице . Система анти- коррупционного воспитания в образовательном учреждении
Таблица
Система антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении
Возраст учащихся |
Ведущая воспитательная задача |
Основное содержание воспитательной деятельности |
Основные формы воспитательной работы |
Учащиеся начальных классов |
Формирование положительного отношения к хранителям порядка, стремление стать хранителем порядка. |
Хранители порядка: правила охраны по- рядка, отношения с хранителями |
Беседы-убеждения ролевые игры |
Учащиеся 5–7 классов |
Формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе |
Организаторы порядка |
коллективно- творческие дела ролевые игры |
|
|||
Учащиеся 8–9 классов |
Формирование компетентности в решении жизненных задач по существующим нормам и правилам |
Успех без нарушений |
обучающие практикумы |
Учащиеся 10-11классов |
формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения |
Коррупция как особый вид правонарушения |
уроки, дискуссии |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.