ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК СЛЕДСТВИЯ ДИСГАРМОНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
ЗАСОРИНА А.Е.
педагог-психолог МБОУ «Уршельская СОШ»
п. Уршельский, Гусь-Хрустальный район
1 слайд
Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является особо актуальной, так как некоторые формы девиаций оказывают на подростков более пагубное воздействие в сравнении с другими возрастными группами. Распространение девиантного поведения среди несовершеннолетних происходит из-за того, что эта возрастная группа относится к социально уязвимым категориям населения.
2 слайд
Одним из направлений деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является сопровождение учащихся с девиантным поведением, так называемых учащихся группы риска.
Что же такое девиантное поведение, обратимся к литературе.
Девиантное поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (не соответствует существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам) [1: с. 31].
3 слайд
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает целостную систему систему работы с данной категорией детей.
Работа педагога-психолога в школе с обучающимися девиантного поведения состоит из нескольких видов деятельности:
- Диагностические мероприятия с подростком;
- Коррекционно-развивающие занятия с подростком;
- Профилактическая работа;
- Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.
Немного остановимся на каждом из них.
4 слайд
1.Диагностические мероприятия с подростком.
Традиционный вид деятельности – диагностическая работа (дает возможность собрать объективную информацию. Проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития учащихся, планирования дальнейшей работы, направленной на коррекцию является важнейшим аспектом сопровождения детей «группы риска».
Методики для работы с детьми группы риска включают в себя:
- диагностику характерологических особенностей;
- диагностику психологического климата семьи, особенностей семейного воспитания;
- изучение статуса ученика в классном коллективе;
- изучение интересов, наклонностей, способностей учащегося;
- особенности познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;
- диагностику эмоционального состояния ученика.
5 слайд
2. Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Общая цель коррекционно-развивающей работы - содействие развития ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала.
6 слайд
3. Профилактическая работа (профилактика)– любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы
7 слайд
4. Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.
Остановимся более подробнее на этом направлении.
При контакте с семьями выясняется, что многие из взрослых занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, что приводит воспитательные методы родителей к неэффективному завершению.
Причинами подобного поведения, на наш взгляд, являются:
- неумение взрослых слушать друг друга;
- неумение быть внимательными друг к другу;
- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
- нежелание менять свои жизненные позиции в вопросах воспитания;
- личные нерешенные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка. [4: с. 86].
Нарушенные детско-родительские отношения и доверительная атмосфера в семье приводят к асоциальному поведению детей.
8 слайд
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей, на наш взгляд, являются родительские клубы, которые стали неотъемлемой частью воспитания и образования детей в образовательных учреждениях.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.
9 слайд
Цель родительских клубов - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.
Задачи:
- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
- повышать педагогическую культуру родителей;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию учащихся.
Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Родительские клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей[5: с. 73].
10 слайд
Работа клуба «Мы вместе» предусматривает 1 заседание в месяц, которые могут проходить в разных формах:
- беседы и консультации специалистов;
- обучающие семинары;
- тренинги;
- лекции;
- совместный досуг взрослых и детей;
- круглый стол;
- кинопросмотр;
- вечер вопросов и ответов;
11 слайд
Вашему вниманию представлена разработка тренинга в рамках работы родительского клуба.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Знакомство участников с темой и целью занятия.
Психолог представляется, сообщает участникам цель данной работы, что в ходе работы каждый участник получит возможность расширить представления о формировании профилактического и воспитательного ресурса семьи, направленного на коррекцию девиантного поведения подростков.
I.1. Знакомство
Упражнение «Приветствие».
Цель: знакомство с участниками. Все становятся в круг, передавая мягкую игрушку по кругу, родители называют свое имя и свою семейную принадлежность по отношению к ребенку.
I.2 «Наши правила»
Психолог предлагает ввести правила, которые будут действовать на протяжении всего занятия.
Правила:
1. Поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.
2. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.
3. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
4. Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании тренинга больше, чем те, кто был пассивен.
I.3 Упражнение 2
Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к занятию.
Инструкция: Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком.
Например, когда я скажу: «Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии», все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.
Обсуждение: Давайте подведем итоги первой части нашего занятия, которая была направленная на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения.
II. Основная часть
II. 1. Упражнение Негативные установки
Ведущий предлагает разделиться на подгрупппы и проработать негативные установки.
Негативные родительские установки более разнообразны и субъективны. Часто от родителей можно услышать подобные фразы:
Я сейчас занят (а)…
Посмотри, что ты натворил!
Как всегда неправильно!
Когда же ты научишься!
Сколько раз тебе можно повторять!
Ты сведёшь меня с ума!
Что бы ты без меня делал!
Вечно ты во всё лезешь!
Уйди от меня!
Встань в угол!
Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» отличный вариант замены установки «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности. [6: с. 19].
II.2. Упражнение «Чистый лист»
Цель: осознание факторов риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению
(Психолог берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье - часть ее души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ........
Когда он становится никому не нужен ... что происходит с его душой?
(В листе бумаги должна появиться большая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой .... и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние. [2: с. 71].
Обращение ведущего:
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению.
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений. Отсутствие прочных связей в семье провоцируют в подростках постоянное желание «быть» против чего-либо. Они не признают ничей авторитет. У учащихся появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, они испытывают чувство провала, безнадежности, и поэтому они уже не способны устанавливать близкие отношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше удаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны окружения.
II. 3. Упражнение «Облака настроения»
Цель: поиск имеющихся личностных ресурсов для реализации личной позиции родителя.
Задание для родителей: «Нарисуйте на левой половине листа бумаги два серых облака и напишите в каждом одну свою «трудную» мысль, начинающуюся со слов «Мне трудно с моим ребенком….». Рядом на правой стороне листа нарисуйте два светлых облака, в которых превратите каждую свою «трудную» мысль в обнадеживающую «Я справляюсь с этим...» или «Мне поможет справиться с этим…»[3: с. 37].
Вопросы для обсуждения:
Попросите желающих рассказать о том, что у них получилось. И поделиться с другими. Поощрите за уверенность и умение позитивно себя настраивать.
III. Заключение
III.1. Ритуал прощания.
В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами постараемся избавиться от всего плохого, отрицательного, что может быть на душе, отправив весь «негатив» в космос. По команде начинайте сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжно, резко обрывающееся «у-у-у»!
III.2. Обратная связь
1. Что было для вас интересным?
2. Насколько полезным для себя вы считаете это занятие?
3. Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в своих жизненных ситуациях?
Раздача памяток. Назначение следующей встречи.
В результате работы родительского клуба «Мы вместе» происходит овладение навыками взаимодействия родителей со своими детьми, социально-педагогическая коррекция участников программы, направление деятельности родителей на сплочение в семьях, а также восстановление доверительных отношений в семье.
Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Самое важное в работе с обучающимися «группы риска» - согласованность действий педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по ВР, классного руководителя, учителей-предметников, инспектора ПДН. Только в этом случае возможно достичь положительного результата, ради которого мы работаем.
Приложение
Анкета обратной связи с родителями.
Уважаемые родители! Благодарим Вас за участие в тематической встрече родительского клуба. Будем благодарны за ответы на следующие вопросы:
1.Что в данной встрече Вам понравилось, что не понравилось?
2.Что Вы узнали нового о себе, о членах своей семьи?
3.И что бы Вы хотели еще добавить на наши встречи?
Спасибо!
Литература
1.Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009 — 164 с.
ISBN 978-985-6739-88-3.
2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе СПб.: Речь, 2002.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга М.: Ось-89, 1999.
4. Кипнис М.Ш. Тренинг семейных отношений (2 часть) - М. Ось-89, 2006.
5. Леви В. Л. Как воспитать родителей, или Новый нестандартный ребенок. — СПб.: Речь, 2008.
6. Петрусинский В. В. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции. М.: 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.