ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК СЛЕДСТВИЯ ДИСГАРМОНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Оценка 4.6

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК СЛЕДСТВИЯ ДИСГАРМОНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Оценка 4.6
docx
05.04.2022
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК СЛЕДСТВИЯ ДИСГАРМОНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАСОРИНА А.Е..docx

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК СЛЕДСТВИЯ ДИСГАРМОНИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

 

ЗАСОРИНА  А.Е.

педагог-психолог МБОУ «Уршельская СОШ»

п. Уршельский, Гусь-Хрустальный район

 

1 слайд

Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является особо актуальной, так как некоторые формы девиаций оказывают на подростков более пагубное воздействие в сравнении с другими возрастными группами. Распространение девиантного поведения среди несовершеннолетних происходит из-за того, что эта возрастная группа относится к социально уязвимым категориям населения.

 

2 слайд

Одним из направлений деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является сопровождение учащихся с девиантным поведением, так называемых учащихся группы риска.

Что же такое девиантное поведение, обратимся к литературе.

Девиантное поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (не соответствует существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам) [1: с. 31].

3 слайд

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска» подразумевает целостную систему систему работы с данной категорией детей.

Работа педагога-психолога в школе с обучающимися девиантного поведения состоит из нескольких видов деятельности:

- Диагностические мероприятия с подростком;

- Коррекционно-развивающие занятия с подростком;

- Профилактическая работа;

- Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.

Немного остановимся на каждом из них.

4 слайд

1.Диагностические мероприятия с подростком.

Традиционный вид деятельности – диагностическая работа (дает возможность собрать объективную информацию. Проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития учащихся, планирования дальнейшей работы, направленной на коррекцию является важнейшим аспектом сопровождения детей «группы риска».

Методики для работы с детьми группы риска включают в себя:

-         диагностику характерологических особенностей;

 - диагностику психологического климата семьи, особенностей семейного воспитания;

- изучение статуса ученика в классном коллективе;

 - изучение интересов, наклонностей, способностей учащегося;

- особенности познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления;

- диагностику эмоционального состояния ученика.

5 слайд

2. Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Общая цель коррекционно-развивающей работы - содействие развития ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала.

6 слайд

3. Профилактическая работа (профилактика)– любая работа, направленная на ослабление существующей или предотвращение возможной проблемы

7 слайд

4. Взаимосвязанная деятельность с администрацией, учителями и родителями.

Остановимся более подробнее на этом направлении.

При контакте с семьями выясняется, что многие из взрослых занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, что приводит воспитательные методы родителей к неэффективному завершению.

Причинами подобного поведения, на наш взгляд, являются:

- неумение взрослых слушать друг друга;  

- неумение быть внимательными друг к другу;

- педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

- нежелание менять свои жизненные позиции в вопросах воспитания;

- личные нерешенные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка. [4: с. 86].

Нарушенные детско-родительские отношения и доверительная атмосфера в семье приводят к асоциальному поведению детей.

8  слайд

 Одной из наиболее эффективных форм  работы с семьей, на наш взгляд, являются родительские клубы, которые стали неотъемлемой частью воспитания  и образования  детей в образовательных учреждениях.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

 

 

9 слайд

Цель родительских клубов - повышение педагогической  компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья школьников.

Задачи:

- оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

- повышать педагогическую культуру родителей;

- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

- выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию учащихся.

Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Родительские клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей[5: с. 73].

10 слайд

Работа клуба «Мы вместе» предусматривает 1 заседание в месяц, которые могут проходить в разных формах:

- беседы и консультации специалистов;

- обучающие семинары;

- тренинги;

- лекции;

- совместный досуг взрослых и детей;

- круглый стол;

- кинопросмотр;

- вечер вопросов и ответов;

11 слайд

Вашему вниманию представлена разработка тренинга в рамках работы родительского клуба.

Ход занятия:

I. Вводная часть

Знакомство участников с темой и целью занятия.

Психолог представляется, сообщает участникам цель данной работы, что в ходе работы каждый участник получит возможность расширить представления о формировании профилактического и воспитательного ресурса семьи, направленного на коррекцию девиантного поведения подростков.

I.1. Знакомство

Упражнение «Приветствие».

 Цель: знакомство с участниками. Все становятся в круг, передавая мягкую игрушку по кругу, родители называют свое имя и свою семейную принадлежность по отношению к ребенку.

I.2 «Наши правила»

Психолог предлагает ввести правила, которые будут действовать на протяжении всего занятия.

Правила:

1. Поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.

2. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.

3. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».

4. Активность: чаще всего, те, кто проявляют активность на занятиях, приобретают по окончании тренинга больше, чем те, кто был пассивен.

I.3 Упражнение 2

Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к занятию.

Инструкция: Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком.

Например, когда я скажу: «Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии», все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.

Обсуждение: Давайте подведем итоги первой части нашего занятия, которая была направленная на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения.

II. Основная часть

II. 1. Упражнение Негативные установки

Ведущий предлагает разделиться на подгрупппы и проработать негативные установки.

Негативные родительские установки более разнообразны и субъективны. Часто от родителей можно услышать подобные фразы:

Я сейчас занят (а)…        

Посмотри, что ты натворил!

Как всегда неправильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведёшь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во всё лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё можешь» отличный вариант замены установки «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности. [6: с. 19].

 

II.2. Упражнение «Чистый лист»

Цель: осознание факторов риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению

(Психолог берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье - часть ее души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники - происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя - еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ........

Когда он становится никому не нужен ... что происходит с его душой?

(В листе бумаги должна появиться большая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой .... и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние. [2: с. 71].

Обращение ведущего:

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению.

Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.  Невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений. Отсутствие прочных связей в семье провоцируют в подростках постоянное желание «быть» против чего-либо. Они не признают ничей авторитет. У учащихся появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, они испытывают чувство провала, безнадежности, и поэтому они уже не способны устанавливать близкие отношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше удаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны окружения.

 

II. 3. Упражнение «Облака настроения»

Цель: поиск имеющихся личностных ресурсов для реализации личной позиции родителя.

Задание для родителей: «Нарисуйте на левой половине листа бумаги два серых облака и напишите в каждом одну свою «трудную» мысль, начинающуюся со слов «Мне трудно с моим ребенком….». Рядом на правой стороне листа нарисуйте два светлых облака, в которых превратите каждую свою «трудную» мысль в обнадеживающую «Я справляюсь с этим...» или «Мне поможет справиться с этим…»[3: с. 37].

 

Вопросы для обсуждения:

Попросите желающих рассказать о том, что у них получилось. И поделиться с другими. Поощрите за уверенность и умение позитивно себя настраивать.

 

III. Заключение

III.1. Ритуал прощания.

В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами постараемся избавиться от всего плохого, отрицательного, что может быть на душе, отправив весь «негатив» в космос. По команде начинайте сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжно, резко обрывающееся «у-у-у»!

 

III.2. Обратная связь

 

1. Что было для вас интересным?

 

2. Насколько полезным для себя вы считаете это занятие?

3. Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в своих жизненных ситуациях?

Раздача памяток. Назначение следующей встречи.

 

В результате работы родительского клуба «Мы вместе» происходит овладение навыками взаимодействия родителей со своими детьми, социально-педагогическая коррекция участников программы, направление деятельности родителей на сплочение в семьях, а также восстановление доверительных отношений в семье.

Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Самое  важное  в  работе  с  обучающимися  «группы  риска»  - согласованность  действий  педагога-психолога,  социального  педагога, заместителя  директора  по  ВР,  классного  руководителя,  учителей-предметников,  инспектора    ПДН.  Только  в  этом  случае  возможно  достичь положительного результата, ради которого мы работаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Анкета обратной связи с родителями.

 

Уважаемые родители! Благодарим Вас за участие в тематической встрече родительского клуба. Будем благодарны за ответы на следующие вопросы:

1.Что в данной встрече Вам понравилось, что не понравилось?

2.Что Вы узнали нового о себе, о членах своей семьи?

3.И что бы Вы хотели еще добавить на наши встречи?

Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009 — 164 с.

ISBN 978-985-6739-88-3.

2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе СПб.: Речь, 2002.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга М.: Ось-89, 1999.

4. Кипнис М.Ш. Тренинг семейных отношений (2 часть) - М. Ось-89, 2006.

5. Леви В. Л. Как воспитать родителей, или Новый нестандартный ребенок. — СПб.: Речь, 2008.

6. Петрусинский В. В. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции. М.: 2007.


 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА,

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА,

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах

Цель родительских клубов - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья школьников

Цель родительских клубов - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья школьников

Психолог предлагает ввести правила, которые будут действовать на протяжении всего занятия

Психолог предлагает ввести правила, которые будут действовать на протяжении всего занятия

Цель: осознание факторов риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению (Психолог берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки):

Цель: осознание факторов риска, которые подталкивают ребенка к отклоняющемуся поведению (Психолог берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки):

В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки

В завершении встаньте все в круг и возьмитесь за руки

Приложение Анкета обратной связи с родителями

Приложение Анкета обратной связи с родителями

Литература 1.Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб

Литература 1.Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2022