Деятельность с детьми: «Как победить злость»
Цели:
· знакомство с чувством злости, его мимическими и пантомимическими проявлениями,
· обучение различным способам выражения чувства злости,
· обучение различным навыкам саморегуляции своего эмоционального состояния,
· обучение различным способам релаксации,
· сплочение группы.
Оборудование:
1. Пиктограмма чувства злости
2. Игра «Азбука настроений»
3. Зеркальце
4. Книга К.Чуковского «Мойдодыр»
5. Мяч
Предварительная работа: Беседы, чтение рассказов о чувстве злости.
Ход:
1. Приветствие
Цель: Эмоциональный настрой на занятие, объединение группы.
Дети встают в круг, каждый произносит звук, отражающий его настроение, а остальные повторяют за ним («Эхо»)
2. Где живет настроение?
Цель: Погружение в настроение, осознание чувства, выявление связи эмоции и тела, профилактика психосоматических заболеваний.
Психолог: Закройте глаза и прислушайтесь к себе: какое у вас настроение? Внимательно посмотрите внутрь своего тела и найдите то место, где живет ваше настроение: в животе, в глазах, в руке, в ноге, оно может оказаться где угодно. Найдите его и положите руку на это место и тогда откройте глаза.
3. Мойдодыр.
Цель: Погружение в настроение, проекция чувства злости, эмпатия, опознавание чувства злости по мимическим, пантомимическим и др. проявлениям.
Психолог читает отрывок из сказки «Мойдодыр». «Если топну я ногою, позову моих солдат…» Затем психолог спрашивает, какое чувство переживал Мойдодыр и просит детей изобразить (показать) его с помощью мимики и пантомимики.
4. Игра «Азбука настроений»
Цель: Произвольное внимание, отличие чувства злости от других чувств, изучение мимических и пантомимических составляющих чувства страх.
Психолог раздает детям карточки с изображением различных чувств у животных. Карточку нужно взять, определить какое чувство переживает персонаж. Карточку никому нельзя показывать. Задание: если у тебя на карточке животное злится – встань и обеги вокруг стульчика. Затем психолог просит открывать карточки и проверяет правильность выполнения. Тот, кто ошибся – стоит на одной ножке, а группа считает до 5. Игра повторяется несколько раз.
5. Я злюсь когда…
Цель: Осознание ситуаций, в которых дети испытывали злость, рефлексия, принятие чувства злости.
Дети вспоминают ситуации, в которых они испытывали злость. Отвечают на вопросы о том, как они выглядели в этот момент, как можно узнать о том, что человек злится. Предъявление пиктограммы злости.
6. Шкала злости.
Цель: Обучение различным способам выражения злости, дифференциация различных оттенков злости, гнева.
Психолог предлагает детям из рассказанных ситуаций, в которых они злились, выбрать две. Сначала вспомнить такую ситуацию, когда они злились немножко. Психолог дает детям мяч, который они должны по-очереди бросить в стену, произнося при броске слова: «Я разозлился на …., когда ….» Затем дети вспоминают ситуацию, когда они разозлились очень сильно (гнев) и снова бросают мяч в стену. Психолог обращает внимание на разницу в силе броска.
7. Топталки
Цель: Обучение различным способам выражения злости и избавления от нее.
Психолог спрашивает, чувствуют ли дети, что злость в них еще осталась? Если да, то проводится это упражнение. Дети садятся на стульчики и показывают как они злятся, топая ногами по полу. Психолог отмечает, кто из детей еще злится, а кто уже израсходовал всю свою злость. Психолог отмечает сам или спрашивает у детей об изменениях, которые произошли в них после выполнения этого упражнения. Какое чувство пришло на смену злости, как изменилось выражение лица, поза тела.
8. Солнечный зайчик
Цель: Релаксация, снятие возбуждения, умение действовать по правилам
Психолог показывает детям солнечного зайчика на стене с помощью зеркальца и спрашивает какой он (теплый, ласковый, нежный). Дети закрывают глаза, психолог говорит, где оказался зайчик, и дети гладят зайчика у себя на теле (лоб, глаза, щечки). Затем обсуждают свои чувства (тихой радости)
9. Прощание
Психолог предлагает детям взяться за руки, закрыть глаза, улыбнуться и передать улыбку через свою ладошку соседу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.