Трудный подросток – ребенок в стадии полового созревания, демонстрирующий асоциальное поведение. Характерные черты – напускная независимость, непослушание, грубость, жестокость, пренебрежение общественными нормами и правилами. Дети склонны к конфликтам, недисциплинированны, прогуливают школьные занятия, игнорируют домашние обязанности, провоцируют драки, пробуют употреблять алкоголь, курить. Диагностикой нарушений поведения занимаются психиатры, психологи, педагоги. Используется наблюдение, беседа, опросники. Лечение включает работу в психотерапевтических группах, реабилитацию в условиях школы, семьи.
Понятие «трудный подросток» не имеет четких границ, объединяет детей, значимо различающихся по индивидуальным характеристикам. Отличительными чертами поведения являются отклонение от общепринятых норм и препятствие полноценному воспитанию. Распространенность данного феномена среди учащихся средних и старших классов составляет 14-16%. Достоверно чаще трудновоспитуемыми оказываются подростки мужского пола – мальчики более склонны к выраженному сопротивлению требованиям взрослых, совершению аморальных, противоправных поступков. Существует географическая зависимость эпидемиологии, частота встречаемости «трудного» поведения выше у жителей крупных и средних городах.
Причины появления трудных подростков
Отклоняющееся поведение подростков – нормальная реакция на ненормальные (стрессовые, конфликтные) условия среды либо способ взаимодействия с социумом при недоступности эффективных инструментов коммуникации. Трудновоспитуемости свойственна полиэтиологическая природа – отношения, поступки подростка являются результатом воздействия нескольких неблагоприятных факторов. Выделено 5 групп причин:
· Биологические. Существуют анатомические, физиологические особенности организма, затрудняющие социальную адаптацию. К данным факторам относятся особенности темперамента, наследственные болезни, поражения ЦНС пренатального, натального и раннего постнатального периода, длительные соматические заболевания, психические расстройства, особенности внешности.
· Психологические. Определенные особенности эмоционального реагирования, характерологические черты подростка препятствуют установлению продуктивных отношений. Трудными становятся дети с психологическим инфантилизмом, примитивным складом мышления, эгоцентризмом, эмоциональной неустойчивостью, стремлением к доминированию, подчинению.
· Социально-педагогические. Источником отклонений поведения являются дефекты школьного, семейного, общественного воспитания. Недостаточный учет половозрастных и индивидуальных особенностей развития приводит к нарушениям социализации, накоплению негативного опыта общения с взрослыми, стойкой школьной неуспеваемости с отсутствием познавательных интересов.
· Социально-экономические. Плохие материально-бытовые условия, низкое социальное положение семьи как источник негативного отношения окружающих формируют позицию трудного подростка. Основу отклоняющегося поведения составляют неудовлетворенные потребности в уважении, признании, социальной безопасности.
· Морально-этические. Данная группа объединяет факторы, отражающие уровень нравственного развития общества. Поведение трудных детей формируется на базе пропаганды материальных ценностей и пренебрежения духовными. Подкрепление подростки получают благодаря нейтральному, равнодушному отношению общества к различного рода девиациям.
Классификация
Типология трудных подростков опирается на доминирующий этиологический фактор и особенности поведения. Данная классификация широко распространена в практике врачей и педагогов, так как позволяет подобрать наиболее эффективные коррекционно-терапевтические мероприятия, составить прогноз психического развития. Выделяют 4 группы детей:
· С нарушением коммуникативных навыков. Подростки, в опыте которых отсутствует продуктивное общение, сотрудничество, взаимопомощь. Свойственна пессимистичность, критиканство, деспотизм, сопротивление принятым правилам.
· Эмоционально возбудимые. Причиной проблем поведения становятся неврологические патологии, психотравмирующие события. Характерен сниженный аффективный контроль, импульсивность, чрезмерная эмоциональность в стрессовых ситуациях (плач, крик, применение физической силы).
· Со снижением когнитивных функций. Дети и подростки с задержанным, искаженным интеллектуальным развитием имеют трудности школьного обучения. Неспособность выполнять учебную деятельность, низкий познавательный интерес формируют неприязнь к урокам, учителям, школе, проявляющуюся поведенческими проблемами (прогулами, ссорами).
· С неустойчивостью волевой сферы. Мотивы действий подростков определяются эмоциональными переживаниями, близостью и доступностью цели. Периоды интенсивных волевых усилий чередуются с полным безволием, трактуемым как трудновоспитуемость.
Особенности трудных подростков
«Трудность» проявляется непослушанием, недисциплинированностью, пренебрежением принятыми правилами, нормами поведения. Проявления подросткового кризиса максимально выраженные. Подростки стремятся к самостоятельности, демонстрируют независимость, игнорируя требования взрослых. Отношения с родителями напряженные, конфликтные. Ребенок отказывается выполнять обязанности по дому, избегает общества домочадцев, предпочитая встречи с друзьями или уединение. Желание отделиться проявляется уходами из дома – подросток подолгу гуляет, не отвечает на телефонные звонки, возвращается позже обещанного (разрешенного) времени.
Интерес к учебе слабый, неустойчивый. Часто развивается неуспеваемость по нескольким предметам. Неуважительное отношение к учителям провоцирует конфликты. Подростки прогуливают уроки, а затем – учебные дни. Слоняясь без дела, примыкают к уличным группировкам. Часто «за компанию» начинают курить, употреблять наркотики, принимать алкоголь. Возрастает потребность в деньгах, подростки воруют у родителей, детей помладше, случайных прохожих. Эмоциональная возбудимость, отсутствие планирования и контроля действий приводят к участию в драках, грабежах, нападениях. Характер трудновоспитуемых детей отличается импульсивностью, доминированием влечений, базовых потребностей. Система ценностей примитивна, бытовые навыки сформированы недостаточно, кругозор ограничен. Психический инфантилизм проявляется зависимостью, подчиняемостью авторитетам уличной группировки.
Осложнения
При отсутствии поддержки родителей, квалифицированной помощи психологов, педагогов трудные подростки ведут асоциальный образ жизни. Многие с трудом заканчивают 9 класс, не проявляют желания получать образование, не осваивают профессию. Отсутствие мотивации к труду, несформированность полезных навыков закрепляет статус безработных. Повышается риск алкоголизации, наркомании, совершения преступлений с последующим наказанием (колонии для несовершеннолетних, поселения). Заостренные, дезадаптивные черты характера становятся особенностями личности, формируется психопатия. Наиболее распространенные типы – возбудимый, неустойчивый, эпилептоидный.
Диагностика
Исследование особенностей поведения трудновоспитуемых подростков проводится врачом-психиатром, психологом, педагогами. При комплексном подходе определяются причины, основания поступков, мотивация к игре, учению, труду, отношениям со сверстниками и взрослыми, успехи или неуспехи в учебе, творчестве, спорте. Обследование состоит из клинических и психодиагностических методов. Применяются:
· Беседа. Психиатр, психолог проводят опрос родителей, уточняя проявления поведенческих нарушений, их тотальность или избирательность, влияние на воспитание и развитие. Беседа с подростком осуществляется в свободной форме, оценивается продуктивность контакта, адекватность реакций ситуации обследования, критичность к своей личности.
· Наблюдение. Используется «Карта наблюдений Д. Стотта». Исследуется характер дезадаптации ребенка. Методика составлена из фрагментов поведения, наличие или отсутствие которых подтверждает наблюдатель (родитель, педагог).
· Специфические тесты. Определяется сформированность волевого контроля, тенденции к аддиктивному, делинквентному, самоповреждающему поведению, агрессии, насилию. Применяется «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению», «Методика выявления суицидального риска», «Hand-тест», опросник оценки агрессии Ч. Спилберга
· Неспецифические тесты. Набор инструментов подбирается индивидуально, включаются методики исследования эмоционально-личностной сферы. Распространено применение опросника Р. Кеттела, Шмишека, Патохарактерологического диагностического опросника А. Е. Личко, метода цветовых выборов (тест Люшера).
Коррекция поведения трудных подростков
Работа с трудновоспитуемыми подростками направлена на восстановление гармоничных внутрисемейных, внутришкольных отношений, формирование положительной самооценки, вовлечение в интересное дело, позволяющее реализовать сильные стороны. Основные методы – поведенческая психотерапия, семейное консультирование, индивидуализация обучения. Элементами комплексного подхода являются:
· Групповые тренинги. Подростки обучаются контактировать друг с другом, выстраивать отношения, выступать субъектом коммуникации, определяя ее направленность и содержание. В ходе игр, упражнений, творческих заданий отрабатываются навыки общения, сотрудничества, принятия и формулирования критических замечаний, разрешения споров. Элементы тренинга реализуются в рамках спортивных, трудовых детских лагерей.
· Семейная психотерапия. На сеансах обсуждаются особенности течения возрастного кризиса, практикуемые стили воспитания, их эффективность. Апробируются способы взаимодействия через поиск «точек соприкосновения», техники разрешения конфликтов и составления «договоров».
· Коррекция педагогического процесса. Учителя индивидуализируют процесс обучения, корректируют воспитательные методы с учетом особенностей трудного подростка. Усилия педагогов направлены на повышение учебной успеваемости и социальной активности.
Прогноз и профилактика
Прогноз трудновоспитуемости
определяется наличием своевременной психолого-педагогической коррекции и
гибкостью родительского воспитания. В благополучных семьях дети успешно
переходят из подросткового возраста в юношеский – поведение становится
социально приемлемым, формируется устойчивая система интересов, ценностей,
определяющая деятельность. Профилактика проводится на уровне государства –
создаются, внедряются в практику программы предупреждения наркомании, токсикомании, преступности, курируются дети из неблагополучных семей.
Родителям стоит демонстрировать доброжелательность, доверие, любовь, не
злоупотреблять наказаниями и запретами, стимулировать интерес вовлечением в
различные виды деятельности.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.