Деятельность ученых в области «Дидактики»
Оценка 4.7

Деятельность ученых в области «Дидактики»

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
другое
10.03.2023
Деятельность ученых в области «Дидактики»
Деятельность ученых в области «Дидактики»..docx

Деятельность ученых/исследователей в области «Дидактики».

Ученые/исследователи

Идеи

Научные труды

КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС

(1592 - 1670),

чешский педагог, философ, лингвист, историк, основоположник педагогической науки.

Первоначальное образование получил в братской школе, затем учился в Герборнской академии Гейдельбергском университете (1611 - 1614). Преподавал и был проповедником в Пршерове. Деятельность была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире». Написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат «Лабиринт света и рай сердца» (1623). Теорию всеобщего универсального образования изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628). Образование должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в 29 поисках смысла жизни. Далее, в 1631 – 1632 этот труд был переработан и назван «Рай церкви или рай чешский». Переработал и перевёл на латинский язык «Дидактику» и назвал её «Великой дидактикой». Предпочитал предметный принцип и был автором ряда учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Далее пришел к убеждению о необходимости получения человеком системы знаний о мире и подготовил учебник «Открытая дверь языков» (1631). Цель воспитания видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

«Великая дидактика» (1632); «Преддверие латинского языка» (1643); «Зал латинизма» (1649); «Новейший метод языков» (1649); «Пансофическая школа» (1651); «Школа - игра» (1656); «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ

(1896 - 1934),

психолог, профессор (1928). Исследовал психологические закономерности восприятия литературных произведений.

Дал глубокий критический анализ мировой психологии1920 – 1930-х годов. Создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека, в которой рассмотрел процесс онтогенетического развития психики. Обосновал идеи активности учебно-воспитательного процесса, - в котором активен ученик, активен учитель и активна социальная среда. Разработал понятие о зоне ближайшего развития: «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития. Которые вне обучения вообще бы делались невозможными».

«Психология искусства» (1925); «Педагогическая психология. Краткий курс» (1926); «Умственное развитие детей в процессе обучения» (опубл. в 1935); «Игра и её роль в психическом развитии ребенка» (опубл. в 1966); «Воображение и творчество в детском возрасте» (опубл. в 1991).

ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ

(1746 - 1827),

швейцарский педагог, один из основоположников начального обучения. Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нойхофе» (1774 - 1780), приют для сирот в Станце (1798 - 1799), институты в Бургдорфе (1800 - 1804) и Ивердоне (1805 - 1825

Считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы. В содержание начального образования включил такие предметы, как географию и природоведение, рисование, пение, гимнастику

«Лингард и Гертруда» (1781 - 1787); «Как Гертруда учит своих детей» (1801); «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799); «Лебединая песня» (1826).

АДАМС ДЖОН

(1857 - 1934),

английский педагог, первый профессор педагогики в Великобритании

В области теории обучения выступал против формального образования; занимался упорядочиванием категориального аппарата педагогики; уточнением ее основных понятий; определением функций учителя и ученика; большое значение придавал системности знаний и межпредметным связям.

«Эволюция педагогической теории» (1912); «Современные тенденции в практике образования» (1927).

АМОНАШВИЛИ ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ

(род. 1931),

грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук (1973),

профессор (1980)

С 1964 года руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми.

«Обучение. Оценка. Отметка» (1980), «В школу – с 6 лет» (1986), «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» (1990).

БАБАНСКИЙ ЮРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

(1927 – 1987)

доктор пед.наук, профессор (1974). общеобразовательной школе» (1985); «Избранные педагогические труды» (1989).

Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора и осуществления варианта обучения, который рассматривался с точки зрения успешности решения задач развития, образования и воспитания учащихся. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников. Под его редакцией вышли учебные пособия для педагогических институтов «Педагогика» (1983).

«Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект» (1977); «Оптимизация педагогического процесса» (1984); «Методы обучения в современной

БАБЁФ ГРАКХ

(1760 - 1797),

наст. имя – Франсуа Ноэль, - французский революционер, коммунист-утопист.

Считал широкие социальные преобразования общества необходимым условием организации правильного воспитания. Выдвинул требование всеобщего светского образования (1788), разработал план воспитания подрастающего поколения в период перехода к новому общественному устройству. Сторонник природосообразного воспитания, выступал за разностороннее воспитание, а также особо выделял трудовое воспитание – приобщение детей к общественно полезной деятельности в соответствии с их склонностями.

«Сочинения», 1 – 4 тт. (1796).

ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ

(1903 - 1969),

психолог, доктор педагогических наук (1959), профессор (1960

Работал учителем с 1921 года, с 1932 – в различных учебных и научных учреждениях Харькова (Украинском. НИИ педагогики, Всеукраинской психоневрологической академии). Является одним из создателей теории деятельности. Разрабатывал проблемы памяти, в частности, непроизвольного запоминания; развил принцип единства сознания и деятельности и указал на возможность управления её развитием в процессе обучения.

«О запоминании и воспроизведении школьных знаний» (1939); «Непроизвольное запоминание» (1961).

ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ

(1902 - 1988),

психолог, доктор педагогических наук (1965), заведующий кафедрой возрастной психологии МГУ (1967), заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Специалист в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии.

Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Процесс формирования умственных действий проходит пять этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде, в плане громкой речи; во 13 внешней речи для себя; во внутренней речи.

«Развитие исследований по формированию умственных действий» (1959); «Введение в психологию» (1976); «Актуальные проблемы возрастной психологии» (1978).

ГЕРБАРТ ИОГАНН ФРИДРИХ

(1776 - 1841),

 немецкий философ, психологи и педагог, профессор университета (1808). (1816); «Очерк лекций по педагогике» (1835).

Был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение её в науку требует соединения философских положений о психических явлениях с математических расчетом психических процессов. Определил главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями её достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспитание, а также «управление» (подавление «дикой резвости» ребёнка).

«Главные пункты метафизики» (1806); «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806); «Учебник психологии»

ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ)

(род. 1931),

психолог и педагог, доктор психологических наук (1971), профессор (1973), академик и вице-президент Рос. академии образования (1992).

Выявил условия организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений (совместно с Д.Б.Элькониным). Разработал логико-психологическую концепцию о двух основных типах мышления человека – рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. Разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе этой теории созданы программы и учебнометодические пособия по школьным предметам. Их практическое использование способствует эффективному освоению школьниками учебной деятельности, развитию у них разумно-теоретического мышления, формированию личности.

«Связь теорий обобщения с программированием обучения» (1966); «Виды обобщения в обучении» (1972); «Учебная деятельность и 16 моделирование» (1981); «Проблемы развивающего обучения» (1986); «О понятии личности в современной психологии» (1988).

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ

(1907 - 1972),

 психолог, доктор педагогических наук (1940), с 1944 г. профессор Ленинградского ГУ.

Занимался разработкой научного направления «онтопсихология», которая объединяет в себе возрастную и дифференциальную психологию и направлена на изучение целостного жизненного пути человека. В области детской и педагогической психологии разрабатывал проблемы формирования умственной деятельности, сознания и самосознания, характера и воли в условиях школьного обучения, изучал пространственное восприятие и представления детей.

«Очерки истории русской психологии» (1947), «Психология чувственного познания» (1960), «О проблемах современного человекознания» (1977).

ДЬЮИ ДЖОН

(1859 - 1952),

американский философ, психолог и педагог. Профессор Мичиганского и Чикагского университетов (1894 - 1904).

Развил новый вариант прагматизма – инструментализм, разработал прагматическую методологию в области логики и теории познания. Различные виды человеческой деятельности – 18 это инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Цель теории воспитания – формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства».

«Введение в философию воспитания» (1921); «Психология и педагогика мышления» (1922); «Школы будущего» (1923); «Школа и общество» (1925).

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

(1711 - 1765),

первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. Учился в Славяно-греко-латинской академии (1730)

По инициативе Ломоносова и его проекту был открыт Московский университет (1755). Основой обучения считал родной язык. Добивался переводов на русский язык множества учебных пособий

«Элементы математической химии» (1741); «Краткое руководство к риторике» (1743); «Российская грамматика» (1755); «Полное собрание сочинений в 10 тт.».

ЕСИПОВ БОРИС ПЕТРОВИЧ

(1894 - 1967),

педагог, доктор пед.наук, профессор (1963).

Разрабатывал проблемы дидактики: дал определение понятия «самостоятельная работа учащихся», выявил степень самостоятельности работы школьников в зависимости от характера их деятельности; охарактеризовал виды самостоятельных работ на различных этапах усвоения знаний. Большое место в научной деятельности занимали проблемы методов и организационных форм обучения, теория урока, вопросы классификации уроков по основным дидактическим задачам и целям.

«Урок в начальной школе» (1944); «Педагогика для пед.училищ» (1950); «Дидактика» (1957); «Самостоятельная работа учащихся на уроках» (1961); «Пути совершенствования методов обучения» (1963).

КЕРШЕНШТЕЙНЕР ГЕОРГ

(1854 – 1932),

немецкий педагог, автор теории гражданского воспитания.

Считал, что цель народной школы – в последовательном приучении детей к прилежанию, добросовестной работа на благо государства. Народную школу и армию рассматривал как важнейшие государственные воспитательные учреждения. Способствовал введению активных методов обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий

«Развитие художественного творчества ребенка» (1914); «Избранные сочинения» (1915); «Основные вопросы школьной организации» (1920).

КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

(1869 - 1939),

теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования, доктор педагогических наук (1936). Работала в Смоленской воскресно-вечерней школе для рабочих. С 1901 по 1917 была за границей, изучала зарубежную и отечественную литературу по вопросам теории и истории педагогики.

Особо подчёркивала роль школы как центра воспитательной работы с населением по повышению его общей культуры. Определила важнейшие принципы построения пионерской организации: пионеры, проявляя себя в творчестве, общественно полезном труде, в общественной активности, стремятся изменить жизнь к лучшему; атмосфера романтики, игры стимулирует эмоциональную сферу их деятельности..

«Школа и жизнь» (1901); «Русская школа» (1917); «Основные принципы единой трудовой школы» (1918); «РКСМ и бойскаутизм» (1922)

ЛАЙ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ

(1862 - 1926),

немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, доктор философии (1903). С 1892 года преподаватель в учительской семинарии в Карлсруэ.

Исходил из биологопсихологической трактовки единства восприятия, умственной переработки воспринятого и выражения сложившихся представлений соответствующим действием. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия, в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение. Именно действие ученика совместно со сверстниками составляет смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся. Основное значение придавал учебному моделированию, школьному эксперименту, рисованию.

«Экспериментальная дидактика» (1910); «Школа действия» (1920); «Экспериментальная педагогика» (1927).

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1903 - 1979),

психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор (1932). Ученик и последователь Л.С.Выготского, в 1924 – 1931 вел научную и преподавательскую работу в Москве, 1931 – 1935 – в Харькове, в 1936 – 1952 – в Институте психологии АПН.

Главное научное достижение связано с разработкой общепедагогической теории деятельности. В области детской психологии исследовал различные формы 34 активности ребенка в процессе усвоения, роль в нем предметной деятельности, оптимальные способы организации этой деятельности взрослым в ходе обучения. Сформулировал положение об определяющем влиянии ведущей деятельности ребенка на развитие его психики.

«Развитие памяти» (1931); «Восстановление движения» (1945); «Очерк развития психики» (1947); «Умственное развитие ребенка» (1950); «Потребности, мотивы и эмоции» (1973); «Деятельность. Сознание. Личность» (1977); «Проблемы развития психики» (опубл. в 1981).

ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(1875 - 1933),

государственный деятель, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). По окончании Киевской гимназии, обучался в Цюрихском университете (Швейцария), где изучал философию и естествознание.

Образование рассматривал как процесс формирования «человеческого образа» личности, представляющий собой единство обучения и воспитания; духовность для него – основа социального бытия. Задача школы – приучать человека работать, мыслить, сознавая себя активным продолжателем общего дела. Внешкольным воспитанием является весь жизненный опыт человека. Школа, всемерно способствуя развитию талантов каждой личности, должна также научить ребенка с раннего возраста уважать своеобразие другого человека, жить в дружном согласии с окружающими, чувствовать и мыслить социально.

«О народном образовании» (опубл. в 1958); «О воспитании и образовании» (опубл. в 1976).

МАКАРЕНКО АНТОН СЕМЁНОВИЧ

(1888 - 1939),

педагог, писатель. По окончании Кременчугского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 году окончил Полтавский учительский институт; с 1920 года руководил трудовой колонией им. М.Горького для несовершеннолетних правонарушителей; с 1927 совмещал работу в колонии с организацией детской трудовой коммуны им. Ф.Э.Дзержинского. В 1937 работал заместителем начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР.

Разработал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Также разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций в коллективе.

«Педагогическая поэма» (1933 - 1935); «Книга для родителей» (1937); «Флаги на башнях» (1938)

ДОБРОЛЮБОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1836 - 1861),

литературный критик, публицист, просветитель.

Цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Сформулировал основные направления нового типа воспитания; важнейшее значение в воспитании придавал труду, который, физически совершенствуя человека, одновременно воспитывает в нем нравственное ответственное отношение к жизни, так как нравственность проявляется в жизненном поведении.

«О значении авторитета в воспитании», «Новый кодекс русской практической мудрости», «Основные законы воспитания», «Собрание сочинений в 9 томах» (опубл. в 1961).

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

(1828 - 1910),

граф, писатель, мыслитель, педагог. Учился в Казанском университете на восточном отделении философского факультета один год и два года на юридическом факультете (1841-1847). В 1851 году уехал на Кавказ на военную службу, участвовал в обороне Севастополя (1854- 1855).

С 1855 года – в Петербурге, где познакомился с Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым, И.А.Гончаровым, А.Н.Островским, Н.Г.Чернышевским. В Ясной Поляне создал бесплатную начальную школу для крестьянских детей, где сам и преподавал. Способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. Путешествовал по западной Европе, встречался с А.Дистервегом; писал о своем полном неприятии западно-европейской педагогики. В педагогической теории в качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развитие творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования; придавал исключительно важное значение преемственности культуры. Развивал идею свободного развития ребенка, считал необходимым формирование нового типа общения учителей и учащихся, который способствовал бы познавательной активности и творчеству детей. Развивал идею религиознонравственного, духовного развития человека. Считал, что каждому человеку 59 необходимо обрести нравственный смысл жизни – это и источник психического здоровья и творческой энергии.

«Азбука» (1872); «Арифметика» (1874); «О народном образовании» (1874); «Новая азбука» (1875); «Русские книги для чтения» (1875); «Беседы с детьми по нравственным вопросам» (1908); «Педагогические сочинения» (опубл. в 1928).

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

(1824 - 1871),

педагог.

Основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). С 1854 г. – преподаватель русской словесности, географии и юридических предметов Гатчинского сиротского института. В 1859 г. назначен инспектором Смольного института, где осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественнонаучного цикла. После политического доноса вынужден был оставить работу, с 1862 по 1867 жил преимущественно в Швейцарии, изучая там школьное дело. Основная идея в теории – идея народности воспитания – признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Предметом воспитания является человек. Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности.

«Детский мир и хрестоматия» (1861); «Родное слово» (1864); «Собрание сочинений в 11 тт.» (опубл. в 1948).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

(1828 – 1889),

писатель, публицист, философ, общественный деятель. Окончил историко-филологическое отделение Петербургского университета (1850). С 1853 сотрудничал с журналами «Отечественные записки», «Современник». В 1855 году защитил магистерскую 63 диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности».

Мысли о воспитании, пронизывающие художественные и публицистические произведения, - важный аспект его философской позиции. Художественным воплощением воспитательного идеала стал образ Рахметова («Что делать?») – человека высоких гражданских идей, непреклонной воли, глубоких убеждений. Проблему формирования личности рассматривал , опираясь на собственную трактовку антропологического материализма Фейербаха. Человек формируется совокупностью биологических и социальных факторов. Отдельные качества личности развиваются под влиянием экономических условий, общественных институтов, литературы, семьи и школы; наследственность большой роли не играет.

«Антропологический принцип в философии» (1860); «Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории» (1888); «Следует ли отдавать предпочтение школьному воспитанию перед домашним» (1885).

ШТЕРН ВИЛЬЯМ

(1871 - 1938),

немецкий психолог и философ. Учился в Берлинском университете; в 1897 – 1916 гг. – доцент, а затем экстраординарный профессор университета в Бреслау (Польша).

Основатель института прикладной психологии в Берлине и «Журнала прикладной психологии» (1906). В 1933 г. эмигрировал в Нидерланды, затем в США. Является автором философской системы критического персонализма, которая предполагает подход к личности как к реальному, своеобразному и самоценному единству. Также изучал психическое развитие ребенка, которое он рассматривал как результат конвергенции (взаимодействия) внутренне обусловленных данных с внешними условиями среды; темп развития определяется созреванием внутренних структур. Также является одним из основателей дифференциальной психологии, развил теорию одаренности, которая представляет собой врожденную предрасположенность к деятельности; общее направление развития одаренности определяется внутренними условиями – задатками и возрастом. Одаренных детей выявлял с помощью метода тестов.

«Психологические методы испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста» (1915); «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» (1922); «Одарённость детей и подростков и методы её исследования» (1926).

 


 

Деятельность ученых/исследователей в области «Дидактики»

Деятельность ученых/исследователей в области «Дидактики»

Которые вне обучения вообще бы делались невозможными»

Которые вне обучения вообще бы делались невозможными»

Франсуа Ноэль, - французский революционер, коммунист-утопист

Франсуа Ноэль, - французский революционер, коммунист-утопист

ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ) (род

ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ) (род

ЕСИПОВ БОРИС ПЕТРОВИЧ (1894 - 1967), педагог, доктор пед

ЕСИПОВ БОРИС ПЕТРОВИЧ (1894 - 1967), педагог, доктор пед

Основное значение придавал учебному моделированию, школьному эксперименту, рисованию

Основное значение придавал учебному моделированию, школьному эксперименту, рисованию

Ф.Э.Дзержинского. В 1937 работал заместителем начальника отдела трудовых колоний

Ф.Э.Дзержинского. В 1937 работал заместителем начальника отдела трудовых колоний

Гатчинского сиротского института

Гатчинского сиротского института

Бреслау (Польша). Основатель института прикладной психологии в

Бреслау (Польша). Основатель института прикладной психологии в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2023