Деятельностно-ценностные задачи технологии ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий при изучении химии.
Оценка 4.6

Деятельностно-ценностные задачи технологии ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий при изучении химии.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
химия
29.04.2023
Деятельностно-ценностные задачи технологии ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий при изучении химии.
Образовательная технология ТОГИС развивает у учащихся не только предметные умения, но и метапредметные. Формирование универсальных учебных действий в технологии ТОГИС происходит в процессе решения деятельностно-ценностной задачи (ДЦЗ), которая является главным элементом учебного процесса.
Технологии - Дмитриченко.docx

Тема: «Деятельностно-ценностные задачи технологии ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий при изучении химии»

Дмитриченко Людмила Викторовна

учитель химии МБОУ «Новоазовская школа №2»

 администрации Новоазовского района

 

Образовательная технология ТОГИС развивает у учащихся не только предметные умения, но и метапредметные. Формирование универсальных учебных действий в технологии ТОГИС происходит в процессе решения деятельностно-ценностной задачи (ДЦЗ), которая является главным элементом учебного процесса.

Деятельностно-ценностная задача имеет трёхкомпонентную структуру: 

ü Познавательная задача, предполагающая альтернативные способы решения и не имеющая однозначного ответа;

ü Информационная задача, нацеленная на поиск и обработку информации;

ü Коммуникативная задача, нацеленная на коллективную мыследеятельность: обсуждение решения, сопоставление решения с культурным образцом, формирование заключительных выводов.

Шаблон задачи включает в себя следующие части:

ü справочные данные (имя задачи, автора, предмет, класс, тему, профиль, уровень);

ü собственно текст задачи, включающий список заданий, подводящих к решению и к выводам;

ü возможные информационные источники, ими могут быть книги, компакт-диски, Web-сайты;

ü культурный образец;

ü методический комментарий.

Учащимся предъявляется текст задачи с алгоритмом её решения:

ü выделите ключевые слова для информационного поиска;

ü найдите и соберите необходимую информацию;

ü обсудите и проанализируйте собранную информацию;

ü сделайте выводы;

ü сравните ваши выводы с выводами известных людей (с культурным образцом).

Роль учителя в данной технологии:

ü подготовка ресурсов обеспечения (модель планируемых результатов, текст задачи, культурный образец);

ü управление познавательной и оценочной деятельностью учащихся;

ü анализ процесса и его результатов.

Присвоение учащимися содержания происходит в их собственной деятельности по решению задач. В результате поиска своего решения, работы с информацией и многократных обсуждений, формируются прочные знания, развиваются компетентности учащихся и, самое главное, у учащихся формируется определенная система духовных ценностей.

Решение учебных задач способствует формированию деятельностных умений, т.е. набора действий при работе с информацией:

ü конкретный поиск информации;

ü работа с терминами;

ü выделение ключевых слов;

ü анализ информации;

ü формулировка выводов;

ü сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурным образцом;

ü при необходимости – коррекция выводов и выведение следствий из них.

Использование ДЦЗ на уроке требует соблюдения технологии, то есть строгой последовательности этапов. Урок в технологии ТОГИС — это по существу урок одной задачи. Не в том смысле, что на уроке может рассматриваться только одна задача, а в том, что каждый ученик работает только над одной задачей. Но разные группы учеников могут работать над разными задачами.

Пример деятельностно-ценностной задачи на уроке химии в 9 классе по теме: «Аммиак».

 

 

Имя задачи: Аммиак – опасный, но важный газ!

Предмет: химия

Класс: 9

Тема:  Аммиак

Уровень: среднее общее образование

Текст задачи

Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование повреждённого в бою  немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Позже обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Что же это было за  едкое облако  и какой газ почувствовали люди? 

Запах этого газа знаком каждому - даже тем, кто совсем далёк от химии. Кое – что о его свойствах тоже всем известно. Это вещество имеет древнюю историю.  Арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала это вещество называли аммониак, а потом сократили название до «аммиак». В средние века этот газ называли «щелочной воздух», а его раствор и сейчас называют  «нашатырный спирт».

Чем опасен аммиак? 

Какими свойствами обладает этот газ?

Каково значение аммиака?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.

Возможные информационные источники

Книги:

Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы: учеб. пособие. – М.: Новая Волна, 2002.

Ерёмин В.В. Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа, 2013.

Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман Химия 9 класс: учебник для общеобразоват. организаций. – Москва: «Просвещение» 2016.

Книга для чтения по неорганической химии. Книга для учащихся. В 2-х частях / сост. В.А. Крицман. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984.

Компакт-диски:

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.

Web-сайт:

https://uchebnik-skachatj-besplatno.com/Химия/Химия%209%20класс%20Учебник%20Еремин%20Кузьменко/index.html

https://pcgroup.ru/blog/ammiak--opasnyj-no-vazhnyj-gaz/

Культурный образец

Н.Л. Глинка  Общая химия: учебное пособие -  Москва: ГХИ 1956 .

Аммиак (в евр. языках – «аммониак») – это бесцветный газ, запах которого знаком каждому, даже тем, кто очень далек от химии. Он крайне острый, специфический, напоминающий запах нашатырного спирта, способный вызвать слезотечение. Аммиак очень ядовит, вдвое легче воздуха, смесь с которым взрывоопасна. Хорошо смешивается со спиртом и некоторыми другими органическими растворителями во всех соотношениях. При температуре 10 °C он сгущается в жидкость, кипящую при 33,7 °C. Этот химический реактив легко растворяется в воде с активным выделением тепла. Данный раствор называется аммиак водный или аммиачная вода. В пищевой промышленности – как добавка E527.

Раствор аммиака не совместим с:
- органическими кислотами;
- солями валентных металлов;
- крахмалом;
- солями ртути;
- йодом и др.

За последние несколько десятилетий производство аммиак на мировом рынке занимает одно из лидирующих мест, составляя приблизительно 100 миллионов т. Он может выпускаться как в жидкой форме, так и в виде аммиачной воды. Сфера применения его очень обширна, но главным образом это охватывает промышленность и медицину.

1. Промышленность:
- получение азотной кислоты для производства искусственных удобрений;
- изготовление солей аммония, уротропина, мочевины;
- для нейтрализации кислотных отходов;
- применение как дешевый хладагент при производстве холодильников;
- получение синтетических волокон (нейлона, капрона);
- при очистке и крашении шерсти, шелка и хлопка.

2. Медицина. Благодаря раздражающему действию аммиак в виде водного раствора (нашатырный спирт) широко распространен как в медицинских учреждения, так и в быту: он раздражает слизистые оболочки верхних дыхательных путей, что способствует выведению человека из обморочного состояния, возбуждая его дыхательный центр. Однако при вдыхании аммиак может вызвать сильное слезотечение, кашель, потерю зрения, покраснение кожи и зуд, боль в глазах, иногда поражение нервной системы и отёк лёгких.

В хирургической практике раствор применяется в качестве средство для дезинфекции. Кроме того, примочки с раствором аммиака используются для нейтрализации токсинов при укусах насекомых и змей.

Меры предосторожности

Аммиак – токсичный газ, смертельный яд для человека, следовательно, его использование требует соблюдения особых мер безопасности. При обращении с ним, как и с любыми другими ядовитыми газами, для защиты органов дыхания, слизистых оболочек глаз и кожи необходимо использовать респиратор, перчатки нитриловые, защитные очки, халат, а также другие резинотехнические изделия для защиты кожных покровов.

Методический комментарий

Ключевыми словами для решения данной задачи являются: «физиологическое влияние», «свойства аммиака», «применение аммиака».

Для решения данной задачи учащиеся должны знать состав и строение аммиака.

Решая данную задачу, ученикам необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какими свойствами обладает  аммиака.

2. Чем опасен аммиак?

3. Как и где применяется аммиак?

Ответы на вопросы позволят учащимся сделать общий вывод о свойствах аммиака.

В результате решения задачи у учащихся формируются знания о взаимосвязи между составом, строением, свойствами и применением аммиака, физиологическом воздействии на организм человека.

 

Список литературы:

1.     Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная

и ТОГИС. – М.: НИИ школьных технологий, 2006 – 208 с.

2.     Гузеев В. В. Деятельностно-ценностные задачи - // Педагогические

технологии. -2005.- № 3 - С. 116-121.

3.     Чернышёва Л.К., Черноперова М.Г. Технология ТОГИС как средство

формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые

ФГОС. http://nsportal.ru

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: « Деятельностно-ценностные задачи т ехнологии

Тема: « Деятельностно-ценностные задачи т ехнологии

Роль учителя в данной технологии: ü подготовка ресурсов обеспечения (модель планируемых результатов, текст задачи, культурный образец); ü управление познавательной и оценочной деятельностью учащихся; ü анализ…

Роль учителя в данной технологии: ü подготовка ресурсов обеспечения (модель планируемых результатов, текст задачи, культурный образец); ü управление познавательной и оценочной деятельностью учащихся; ü анализ…

Имя задачи : Аммиак – опасный, но важный газ!

Имя задачи : Аммиак – опасный, но важный газ!

Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы: учеб

Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы: учеб

Раствор аммиака не совместим с: - органическими кислотами; - солями валентных металлов; - крахмалом; - солями ртути; - йодом и др

Раствор аммиака не совместим с: - органическими кислотами; - солями валентных металлов; - крахмалом; - солями ртути; - йодом и др

Методический комментарий Ключевыми словами для решения данной задачи являются: «физиологическое влияние», «свойства аммиака», «применение аммиака»

Методический комментарий Ключевыми словами для решения данной задачи являются: «физиологическое влияние», «свойства аммиака», «применение аммиака»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2023