Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику школы, а это ставит школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей.
В числе особых стоят задачи выявления мотивированных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждой личности на основе ее включения в разнообразную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, для ее дальнейшей успешной социализации.
Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?
Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности.
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. А это особенно актуально ещё и с точки зрения новой образовательной парадигмы, направленной на формирование универсальных учебных действий, применяемых в различных практических ситуациях. Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Опыт исследовательской работы с одаренными детьми является единой системой работы, в которую входят следующие составляющие: урок географии; элективный курс; работа секции «Юный исследователь» школьного научного общества; подготовка и участие в конкурсных мероприятиях (олимпиады, научно-практические конференции учащихся, турниры, конкурсы, состязания, смотры); предметные недели; экскурсии, походы, экологические десанты.
Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского [2], П. Я. Гальперина [3], А. Н. Леонтьева [7] и развитый в трудах В. В. Давыдова [4], Д. Б. Эльконина [8], А.Г.Асмолова [1] , А. А. Карманова [6] и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.
Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности ставить цель и искать способы её достижения, т.е. использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.
Организация учебно-воспитательного процесса строится таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в овладении учебным материалом, в осуществлении творческого преобразования обстоятельств в соответствии с поставленными перед собой целями.
Признаками одарённости является доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательской творческой активности, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования.
Мотивация – решающее звено учебной деятельности. Я полностью разделяю мнение А.Н. Леонтьева [7], который считает что мотивация «… это то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности». Я считаю, что для осуществления этих позиций на практике необходимо создать условия, которые бы позволили мотивированному ребёнку свободно проявлять свои способности, развиваясь в силу своего дарования как уникальной личности.
Условия я подразделяю на три группы:
К содержательным условиям относится особый подход к освещению учебного материала, реализуется принцип новизны. Этот принцип осуществляется через опору на субъектный опыт учащихся, т.к. личный опыт детей необходимо включать в общую структуру содержания урока и использовать как фактор изучения нового материала.
Мной широко используются приёмы технологии развития критического мышления («чтение с пометками», «мудрые совы», «верно, неверно, спорно», «толстые, тонкие вопросы»), цель которых — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя [5] .
Осмысление учебного материала будет только в том случае, если у учащегося есть определённый набор представлений, фактов, данных и т.д. Учить и развивать одарённых детей необходимо на уроке, так как именно здесь идёт формирование интереса к предмету через творческую деятельность.
Где, как не на уроке, одарённые дети могут отличиться от других учащихся, способностью придумывать что-то новое, необычное, быстрее и оригинальнее других решать поставленные задачи. Конечно же, они требуют к себе огромного внимания, и не обходится без индивидуальных дополнительных занятий во внеурочное время в виде спецкурса.
Одним из самых надежных и традиционно проверенных способов мотивации творческой деятельности являются познавательные задачи (задача-прогноз, задача-противоречие, задача-размышление).
Немаловажную роль играет организация деятельности учащихся, ее характер, смена видов и форм с целью усвоения основного материала на учебном занятии. Я применяю различные формы и методы организации и осуществления учебной деятельности: заочные путешествия, интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, учебные дискуссии, семинары, исследовательскую деятельность, работу с учебной литературой, экскурсии, походы.
Мыслительная, творческая деятельность во время проведения учебного исследования требует усилий, обсуждений, аналитических рассуждений, поэтому на своих уроках мной используются групповые, парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.
Я полностью согласен с метким выражением методиста А. А. Вагина, что таблицы и схемы - это «синтетический образ» изучаемой темы. Поэтому во всех классах применяю этот преобразующий вид деятельности: составление таблиц (тематических, сравнительных, обобщающих) и схем (структурно-логических, в виде графиков и диаграмм и т.д.).
Смысловые связи находят своё внешнее выражение в кластерах. Он является важным приёмом технологии развития критического мышления (ТРКМ), служит графической формой систематизации знаний, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Многообразие самостоятельной и практической работы, главными из которого являются работа с картами и контурными картами, также является одним из путей мотивации активности школьников на уроке.
Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Например, проведение экологических десантов, посадка деревьев, благотворительные акции.
Одной из форм деятельностного подхода в обучении является организация географической секции «Юный исследователь» школьного научного общества, образованной в 2006 учебном году. Ребята расширяют свой научный кругозор, приобретают навыки научно-исследовательской деятельности, выступают на конференциях, участвуют в экологических и географических олимпиадах, конкурсах. Исследования учащиеся проводят с использованием современной электронной метеостанции, в состав которой входят: термо и гигродатчики, радиодатчик количества выпавших осадков; радиодатчик скорости и направления ветра. Информация с датчиков передается на дисплей компьютера, её можно архивировать и таким образом проводить мониторинг погоды, окружающей среды.
Организуются экскурсии как по особо охраняемым природным территориям Грайворонского района (болото Моховатое, урочище «Чехова дача», «Земной рай»), а так же и на предприятия района (Дорогощанский кирпичный завод и т.д). Материалы этой работы использованы в книге «Грайворон. Сквозь свет веков».
Сегодня урок географии не может быть эффективным без применения новых средств обучения. Я стараюсь широко использовать материальную базу своего кабинета: интерактивную доску совместно с мультимедийным проектором и компьютером, интернет, электронные учебники, электронную метеостанцию, слайд-проектор, теллурий, модель «Строения Земли», компасы, глобусы, карты, гербарии, а также современные комплекты диапозитивов, таблиц и схем.
Один из существенных недостатков практики преподавания, который пытаюсь исправить на своих уроках, - это создание эмоционального настроя, ведь очень часто интерес к предмету отсутствует, и дети равнодушны, т.е. социально-психологические условия так же важны для успешной деятельности.
Важным моментом является рефлексия, побуждающая собственную активность и самостоятельность ученика, обеспечивающая его субъектную позицию в образовательном процессе.
Это позволяет каждому ученику в процессе урока фиксировать свои достижения или пробелы, стимулирует к учению, к самоанализу учебной деятельности. Главное, чтобы все поняли принцип: каждый ученик способен успешно учиться и достигать хороших результатов.
Библиографический список:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.