Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости обучающихся
Оценка 5

Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости обучающихся

Оценка 5
docx
07.11.2020
Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости обучающихся
Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику школы.docx

Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику школы, а это ставит школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей.

В числе особых стоят задачи выявления мотивированных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждой личности на основе ее включения в разнообразную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, для ее дальнейшей успешной социализации.

Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. А это особенно актуально ещё и с точки зрения новой образовательной парадигмы, направленной на формирование универсальных учебных действий, применяемых в различных практических ситуациях. Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Опыт исследовательской работы с одаренными детьми является единой системой работы, в которую входят следующие составляющие: урок географии; элективный курс; работа секции «Юный исследователь» школьного научного общества; подготовка и участие в конкурсных мероприятиях (олимпиады, научно-практические конференции учащихся, турниры, конкурсы, состязания, смотры); предметные недели; экскурсии, походы,  экологические десанты.

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского [2], П. Я. Гальперина [3], А. Н. Леонтьева [7] и развитый в трудах В. В. Давыдова [4], Д. Б. Эльконина [8], А.Г.Асмолова [1] , А. А. Карманова [6]  и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности  ставить цель и искать способы её достижения, т.е. использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

Организация учебно-воспитательного процесса строится таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в овладении учебным материалом, в осуществлении творческого преобразования обстоятельств в соответствии с поставленными перед собой целями.

Признаками одарённости является доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательской творческой активности, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. 

Мотивация – решающее звено учебной деятельности. Я полностью разделяю мнение А.Н. Леонтьева [7], который считает что мотивация  «… это то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности». Я считаю, что для  осуществления этих позиций на  практике необходимо создать условия,  которые бы позволили мотивированному ребёнку свободно проявлять свои способности, развиваясь в силу своего дарования как уникальной личности.

Условия я  подразделяю на три группы:

  • содержательные  условия (содержание учебного материала);
  • организационные условия (организация учебной деятельности);
  • социально-психологические условия (отношения учащихся с учителем).

К содержательным условиям относится особый подход к освещению учебного материала, реализуется принцип новизны. Этот принцип осуществляется через опору на субъектный опыт учащихся, т.к. личный опыт детей необходимо включать в общую структуру содержания урока и использовать как фактор изучения нового материала.

Мной широко используются приёмы технологии развития критического мышления («чтение с пометками», «мудрые совы», «верно, неверно, спорно», «толстые, тонкие вопросы»),  цель которых — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя [5] .

Осмысление учебного материала будет только в том случае, если у учащегося есть определённый набор представлений, фактов, данных и т.д. Учить и развивать одарённых детей необходимо на уроке, так как именно здесь идёт формирование интереса к предмету через творческую деятельность.

Где, как не на уроке, одарённые дети могут отличиться от других учащихся, способностью придумывать что-то новое, необычное, быстрее и оригинальнее других решать поставленные задачи. Конечно же,  они требуют к себе огромного внимания, и не обходится без индивидуальных дополнительных занятий во внеурочное время  в виде спецкурса.

Одним из самых надежных и традиционно проверенных способов мотивации творческой деятельности являются познавательные задачи (задача-прогноз, задача-противоречие, задача-размышление).

Немаловажную роль играет организация деятельности учащихся, ее характер, смена видов и форм с целью усвоения основного материала на учебном занятии. Я применяю различные формы и методы организации и осуществления учебной деятельности: заочные путешествия, интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, учебные дискуссии, семинары, исследовательскую деятельность, работу с учебной литературой, экскурсии, походы.

Мыслительная, творческая деятельность во время проведения учебного исследования требует усилий, обсуждений, аналитических рассуждений, поэтому на своих уроках мной используются групповые, парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.

Я полностью согласен с метким выражением методиста А. А. Вагина, что таблицы и схемы - это «синтетический образ» изучаемой темы. Поэтому во всех классах  применяю этот преобразующий вид деятельности: составление таблиц (тематических, сравнительных, обобщающих) и схем (структурно-логических, в виде графиков и диаграмм и т.д.).

Смысловые связи находят своё внешнее выражение в кластерах. Он является важным приёмом технологии развития критического мышления (ТРКМ), служит графической формой систематизации знаний, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Многообразие самостоятельной и практической работы, главными из которого являются работа с картами и контурными картами, также является одним из путей мотивации активности школьников на уроке.

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Например, проведение экологических десантов, посадка деревьев, благотворительные акции.

Одной из форм деятельностного подхода в обучении является организация географической секции «Юный исследователь» школьного научного общества, образованной в 2006 учебном году. Ребята расширяют свой научный кругозор, приобретают навыки научно-исследовательской деятельности, выступают на конференциях, участвуют в экологических и географических олимпиадах, конкурсах. Исследования учащиеся проводят с использованием современной электронной метеостанции, в состав которой входят: термо и гигродатчики, радиодатчик количества выпавших осадков; радиодатчик скорости и направления ветра. Информация с датчиков передается на дисплей компьютера, её можно архивировать и таким образом проводить мониторинг погоды, окружающей среды.

Организуются экскурсии как по особо охраняемым природным территориям Грайворонского  района (болото Моховатое, урочище «Чехова дача», «Земной рай»), а так же и на предприятия района (Дорогощанский кирпичный завод и т.д).  Материалы этой работы использованы в книге «Грайворон. Сквозь свет веков».

Сегодня урок географии не может быть эффективным без применения новых средств обучения. Я стараюсь широко использовать материальную базу своего кабинета: интерактивную доску совместно с мультимедийным проектором и компьютером, интернет, электронные учебники, электронную метеостанцию, слайд-проектор, теллурий, модель «Строения Земли», компасы, глобусы, карты, гербарии, а также современные комплекты диапозитивов, таблиц и схем.

Один из существенных недостатков практики преподавания, который пытаюсь исправить на своих уроках, - это создание эмоционального настроя, ведь очень часто интерес к предмету отсутствует, и дети равнодушны, т.е. социально-психологические условия так же важны для успешной деятельности.

Важным моментом является рефлексия, побуждающая собственную активность и самостоятельность ученика, обеспечивающая его субъектную позицию в образовательном процессе.

Это позволяет каждому ученику в процессе урока фиксировать свои достижения или пробелы, стимулирует к учению, к самоанализу учебной деятельности. Главное, чтобы все поняли принцип: каждый ученик способен успешно учиться и достигать хороших результатов.

Библиографический список:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник- М.:Изд-во МГУ, 1990-367с.
  2. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика - Пресс, 1999 – 536 с.
  3. Гальперин П.Я. / Лекции по психологии  : учебное пособие / П. Я. Гальперин –М.: КДУ, 2007– 400 с.
  4. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  5. Заир-бек С. И., Муштавинская И.В.  Развитие критического мышления на уроке/ С. И. Заир-бек, Муштавинская И.В.   – М.: Просвещение,  2004 – 204 с.
  6. Караманов А.А. Ключевые компетенции //Образование. Карьера. Общество. №3 (9), 2005.
  7. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции/ Леонтьев А.Н.- М.: изд-во МГУ, 1971- 130 с.
  8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин - М.: Знание, 1974. – 64 с.

 

Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику школы, а это ставит школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей

Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику школы, а это ставит школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей

Мной широко используются приёмы технологии развития критического мышления («чтение с пометками», «мудрые совы», «верно, неверно, спорно», «толстые, тонкие вопросы»), цель которых — научить ученика самостоятельно…

Мной широко используются приёмы технологии развития критического мышления («чтение с пометками», «мудрые совы», «верно, неверно, спорно», «толстые, тонкие вопросы»), цель которых — научить ученика самостоятельно…

Сегодня урок географии не может быть эффективным без применения новых средств обучения

Сегодня урок географии не может быть эффективным без применения новых средств обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2020