Деятельностный подход в современном экологическом образовании и воспитании учащихся младших классов

  • doc
  • 16.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Плотникова В.Г..doc

Деятельностный подход в современном  экологическом образовании и воспитании учащихся младших классов

Плотникова Валентина Георгиевна,

 

Экологическое образование и воспитание – интенсивно развивающаяся относительно новая отрасль теории и практики школьного обучения. Система образования играет важную роль в формировании и развитии экологического сознания подрастающего поколения

         Задачи современной школы - создать необходимые полноценные условия для личностного развития учащихся, формировать экологическую культуру и активную позицию  учебного процесса.  Данные задачи особенно актуальны для начального звена школьного обучения.

         Одна из основных  целей экологического образования – формировать у подрастающего поколения новые  ценности  к окружающей среде и здоровью. Ценностные ориентации детей во многом определяют социальные потребности, мотивы поведения  и поступки человека. Они не присваиваются личностью в «готовом виде», а постепенно формируются, в процессе  накопления жизненного опыта.

         Намечены основные направления эколого-ориентированный учебной деятельности:

- проведение опросов с целью выявить, как каждый понимает экологическую проблему, какие пути можно найти для выхода из данной проблемы;

- практические дела по защите окружающей среды, проекты;

- формирование  умения вести здоровый образ жизни;

Эффективность экологического воспитания и образования в основном определяется сочетанием разнообразных видов деятельности, в которую учитель вовлекает своих учащихся, постоянно стремится сформировать у них экологические ценности к окружающей среде.

Одним из интересных методов организации экологической деятельности детей является выполнение упражнений экологического тренинга, направленного на реализацию экологических знаний учеников в новой учебной ситуации, коррекцию восприятия природных объектов и взаимоотношений с ними.     

Методические особенности организации данной работы заключаются в том, что участникам предлагается за ограниченное время путём «мозгового штурма» выполнить нестандартное задание в творческой форме. Упражнения не требуют особенно глубоких знаний. Дети заранее готовят альбомные листы, фломастеры, клей, природный материал.

Рассмотрим организацию творческой деятельности учащихся младших классов по проектированию экологической среды в школе, на улице, на берегу реки и т.д.  Участникам кружка «Эколог» предлагаются долговременные или кратковременные проекты на темы:  «Жалобная книга природы», «Сорные слова», «Окно радости», «Экологическая профессия», «Экологическая почта». Разнообразная тематика вызывает у учащихся положительный эмоционально-познавательный отклик.

В работе над проектом выделяются несколько этапов работы, соответствующих структуре учебной деятельности. Первый этап – постановка цели проекта, создание положительного  мотивационного настроя. Второй этап – подготовительный: определяются задачи проекта, составляется совместный план действий, разрабатываются критерии оценивания полученных результатов, распределяются поручения совместной деятельности. Третий этап – информационно – операционный: собирается материал, проводится работа с информацией, непосредственно выполняют проект. Роль учителя – наблюдает за работой в группах, поддерживает, направляет, сообщает необходимую недостающую информацию.  Заключительный четвёртый этап – рефлексивно-оценочный: учащиеся по группам представляют свои проекты, коллективно обсуждают, дают самооценку.

На экологическую тему можно множество универсальных упражнений, которые выполняются с учащимися любых классов.

«Экологическая почта»

Это экологический кратковременный проект, цель которого – составление пакета, посылки  экологического направления и доставляется по адресам. Такой пакет – письмо или посылка составляются на основе  выявленных детьми сигналов о неблагополучном состоянии окружающей среды, небрежных по отношению к природе действий человека. Данные письма или иллюстрации направляются конкретным людям: например, жильцам, у дома которых образовалась мусорная свалка; коллективу магазина, около которого лежат коробки или испорченные продукты, а так же можно направить такое письмо друг другу с критикой за неправильное поведение или с добрыми пожеланиями о сделанных одноклассниками добрых дел для природы.

«Экологический прогноз»

Работая в микрогруппах, учащиеся обсуждают предложенную им экологическую ситуацию и составляют прогноз о дальнейших изменениях в природной среде. Например: 1. Если отдыхающие в лесу горожане сорвали с корнем все съедобные грибы, а несъедобные растоптали, то….

2. Из водоёма извлекли все водоросли для промышленных целей, то …

«Экологическая конституция»

Учащиеся  обсуждают, что отражено в таком государственном документе, как конституция.

Задание:  группа из 5-6 человек составляет свод правил и обязанностей в природе для растений и животных. Организуется обсуждение работ.

«Жалобная книга»

Работая в микрогруппах, учащиеся выбирают определённый объект природы, нуждающийся в защите, помощи человека ( в лесу, в водоёме, во дворе, на лужайке…). От имени этого объекта составляется жалоба-обращение к людям (или непосредственно к классу) (по И.В.Цветковой).

Опыт работы с учащимися начальных классов убеждает, что организация эколого-ориентированной деятельности способствует развитию экологической культуры. Такие работы на экологическую тему вызывают у учащихся интерес к исследованию состояния окружающей среды. Они принимают участие в её улучшении: сами сажают и ухаживают за растениями в классной комнате, дома, на клумбах, применяя при этом свои теоретические знания, которые добыли самостоятельно, сообща.  Пропагандируют знания о влиянии различных видов растений на состояние окружающей их среды и здоровье человека.

Таким образом, учащиеся становятся активными участниками охраны окружающей среды.

Литература

1.      Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании // Экологическое образование. 2001. №1

2.      Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. 2004. №2.

3.      Цветков И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:Академия развития, 1997.

4.      Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга // Школа здоровья. – М., 1995, №2.