СЛАЙД 1
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса,
в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности
школьника.
СЛАЙД 2
Реализация технологии деятельностного метода в практике
преподавания обеспечивается следующей системой дидактических
принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания
не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее
норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует
активному успешному формированию его общекультурных и
деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и
методик с учетом возрастных психологических особенностей развития
детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой
науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна
предложить ученику возможность освоения содержания образования на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего
развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта
знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на
уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию
идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному
принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на
творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся
собственного опыта творческой деятельности.
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно
выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”
нового знания.
Я использую разные методы и приемы деятельностного подхода на
разных этапах урока.
Например.
СЛАЙД 3
На этапе актуализации знаний – (45 минут)
я использую технологию проблемного диалога.
СЛАЙД 4
I этап: возникновение проблемной ситуации.
В самом начале учитель предлагает ребятам набор предметов: солнечные или
песочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев),
буквы алфавита, цифры от 0 до 9. – Пользуемся мы в современном мире всеми этим предметами? (Да, постоянно.)
– Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?
Ученики могут высказать разные предположения:
– все современные;
– все древние;
– некоторые древние, а некоторые современные.
СЛАЙД 5
Все эти предположения ключевыми словами записать на доску.
ЩЁЛК
– Какой у вас возникает вопрос? (Кто из нас прав?)
– Сформулируйте основной вопрос урока.
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
ЩЁЛК
Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?
Используя приём «знаем – не знаем», актуализацию можно провести так:
– Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры? (Чтобы рассчитывать своё
время в течение дня, года, чтобы читать, писать и считать.)
СЛАЙД 5
– Что такое Древний мир? (Вторая эпоха всемирной истории. Лента времени на с.
46.)
– Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе? (Нет,
так как алфавит, например, нужен для письма, а первобытные люди не знали
письменности.)
Если дети затруднятся с ответом на этот вопрос, то учитель сам может их
заверить, что этих предметов в первобытном обществе не было.
– Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока? (Какие из этих
предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?)
– Каких знаний вам для этого не хватает? (Мы ничего не знаем об эпохе Древнего
мира.)
СЛАЙД 7
– Давайте занесём ваши ответы в таблицу «Знаем – не знаем»: Знаем
Не знаем
Для чего служат нам часы, календарь,
буквы, цифры.
Чем отличается эпоха Древнего
мира от эпохи Первобытного
Древний мир – вторая эпоха
всемирной истории.
мира?
Какие из этих предметов могли
появиться в эпоху Древнего мира?
СЛАЙД 8
Методы постановки учебной проблемы я использую разные. Это может
быть:
побуждающий, подводящий диалоги; (сейчас мы делали именно это).
мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты
из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры,
повседневной жизни, шутки и др.)
отрывок из мультфильма «Геркулес».
o Кто герой?
o Где живет?
o Какие герои есть еще?
o Что такое древняя Греция? Была ли она в первобытную эпоху?
o О чем сегодня мы будем говорить? Древняя Греция и не только.
СЛАЙД 9
2 прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной
стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием
позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока.
На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается
то, что ученики знают об изучаемой теме. Работают учителя.
Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по
теме (индивидуальная работа продолжается 12 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какоето одно сведение или факт, не
повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они
ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
СЛАЙД 10
V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из
затруднения) – 78 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект
будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является
устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока,
выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства –
алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых
порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и
с помощью исследовательских методов.
СЛАЙД 11
Метод активного чтения: маркировка с использованием значков.
Маркировочные пометки:
Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.
Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует
дополнительных сведений. После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф
которой соответствует числу знаков маркировки:
“V” знаю “+” новое “?” есть вопросы
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.
Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую
информацию с имеющимися представлениями.
1. Мир цивилизаций и мир первобытных племён.
– Обратите внимание на название темы: «Древний мир – рождение первых
цивилизаций». Значит, какое основное отличие эпохи Древнего мира от эпохи
Первобытного мира? (Что в эту эпоху появились первые цивилизации.)
СЛАЙД 12
– Посмотрите на рисунок на с. 53. Как вы думаете, что такое цивилизация?
Ученики высказывают предположения. Могут заметить, что это более
высокая ступень развития общества, находят отличия: люди живут в городах,
возникают государства, появляется письменность. Проверку предположений
можно провести по тексту учебника.
СЛАЙД 13
поиск ответов на поставленные вопросы.
– Рассмотрите карту на с. 54–55.
– Что обозначено на карте широкой розовой линией? (Ребята отвечают, читая
легенду к карте.)
– Что находится за пределами этой границы? (То, что осталось, – мир первобытных
племён.)
– Где возникли древние цивилизации: в каком полушарии, в каких частях света?
– Кто может вспомнить: какой климат в тех областях, где возникли цивилизации?
В конце работы надо сделать вывод: два мира одновременно существовали на
планете и обменивались своими достижениями.
В колонку «не знаем» под вопросом «Чем отличается эпоха Древнего мира от
эпохи Первобытного мира?» записываем (или вывешиваем готовую карточку)
«Цивилизация – новая ступень в развитии общества».
СЛАЙД 14
VI. Выражение нового знания. Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
Прием «Кластер».
Древний мир
Первые
цивилизации
У каждой
цивилизации своя
культура
СЛАЙД 15
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Прием “Лови ошибку” (тетрадь № 1, самой сделать с ошибками)
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную
информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из
их личного опыта и знаний;
скрытые, могут использоваться на этапе актуализации или
постановки проблемы. Их можно установить, только изучив новый
материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки,
аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего
возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось
выявить в начале урока. СЛАЙД 16
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
“Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие?
Кто...? Что...?
Толстые?
Дайте три объяснения: почему?
Когда...?
Может...?
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Будет...? Могли...?
Почему вы считаете...?
Как звать...?
Было ли...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Согласны ли вы...?
Что, если...?
Верно ли...?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы,
требующие простого, односложного ответа. В левой колонке вопросы,
требующие подробного, развернутого ответа.
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для
исследований, дискуссий, эссе.
СЛАЙД 17
VIII. Рефлексия.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности,
самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Прием “Написание синквейна”
Синквейн самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк,
которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема
синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов,
с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное
отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны.
Заключение.
Реализация деятельностного подхода способствует успешному
обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества
знаний по предметам, , проведенные среди учеников, наглядно
демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются
основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в
основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно
методическому комплекту.
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения
Деятельностный метод обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.