Деятельностный метод обучения
Система дидактических принципов:
• принцип деятельности
• принцип непрерывности
• принцип целостности
• принцип минимакса
• принцип минимакса
• принцип психологической комфортности
• принцип вариативности
• принцип творчества
II. Актуализация – 45 минут
Цель: повторение изученного материала,
необходимого для “открытия нового знания”,
выявление затруднений в индивидуальной
деятельности каждого обучающегося.
и
Возникновение проблемной ситуации.
– все современные;
– все современные;
– все современные;
– все древние;
– все древние;
– все древние;
– некоторые древние, а некоторые
– некоторые древние, а некоторые
– некоторые древние, а некоторые
современные.
современные.
современные.
Какими достижениями эпохи
Какими достижениями эпохи
Какими достижениями эпохи
Древнего мира мы
Древнего мира мы
Древнего мира мы
пользуемся до сих пор?
пользуемся до сих пор?
пользуемся до сих пор?
Знаем
Не знаем
Для чего служат нам
часы, календарь, буквы,
цифры.
Древний мир – вторая
эпоха всемирной истории.
Чем отличается эпоха
Древнего мира от эпохи
Первобытного мира?
Какие из этих
предметов могли
появиться в эпоху
Древнего мира?
Методы постановки учебной проблемы:
Побуждающий, подводящий диалоги;
Мотивирующий приём “яркое пятно”
Алгоритм работы:
Прием “Корзина идей”
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в
тетради все, что знает по теме
(индивидуальная работа продолжается 12
минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какоето
одно сведение или факт, не повторяя ранее
сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в
“корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере
освоения новой информации.
V. Открытие нового знания
(построение проекта выхода из
затруднения) – 78 минут
Цель: устранение возникшего затруднения
• Метод активного чтения:
маркировка с использованием значков
Маркировочные пометки:
• Знаком “галочка” отмечают информацию, которая
• Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые
известна ученику.
знания.
• Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось
непонятно и требует дополнительных сведений.
“V” знаю
“+” новое
“?” есть вопросы
• Поиск ответов на поставленные вопросы
VI. Выражение нового знания.
Цель: проговаривание нового знания,
(запись в виде опорного сигнала)
Прием «Кластер»
Древний
мир
Первые
цивилизации
У каждой
цивилизации
своя культура
VII. Включение нового знания
систему знаний и повторений
Прием “Лови ошибку”
ошибки 2 уровней:
• явные, которые достаточно легко
выявляются учащимися, исходя из их личного
опыта и знаний;
• скрытые, которые можно установить,
только
изучив новый материал
Прием “ Толстые и тонкие вопросы”
Тонкие?
Кто...? Что...?
Когда...? Может...?
Будет...? Могли...?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...?
Толстые?
Дайте три объяснения: почему?
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Что, если...?
VIII. Рефлексия
Цель: осознании обучающимися своей учебной
деятельности, самооценка результатов своей
деятельности и всего класса.
Прием “Написание синквейна”
Существительное
2 прилагательных
3 глагола
фраза, состоящая из нескольких слов
слово – резюме