Дезадаптация ребенка как следствие дезадаптации школы

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В связи с заметным ослаблением в настоящее время воспитательной функции семьи, образовательное учреждение становится чуть ли не единственным институтом социализации личности. Поэтому в образовательном учреждении сегодня обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленных на предупреждение и ограничение распространения причин школьной дезадаптации. Это должны быть, во-первых, психолого-педагогические меры по гармонизации образовательной среды. В частности, ранняя и последующая своевременная диагностика факторов риска, возникающих при обучении начиная с учреждений дошкольного образования. Во-вторых, это реабилитационные меры в отношении детей, имеющих пограничные нервно-психические расстройства и асоциальные формы поведения.
Иконка файла материала Дезадаптация ребенка как следствие дезадаптации школы.doc
Дезадаптация ребенка как следствие дезадаптации школы В данном вопросе необходимо объединить опыт всех структур ­ В связи с заметным ослаблением  в  настоящее  время воспитательной  функции  семьи, образовательное   учреждение   становится   чуть   ли   не   единственным   институтом социализации   личности.   Поэтому   в   образовательном   учреждении   сегодня   обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленных на предупреждение и ограничение распространения причин школьной дезадаптации. Это должны быть, во­первых, психолого­ педагогические   меры   по   гармонизации   образовательной   среды.   В   частности,   ранняя   и последующая   своевременная   диагностика   факторов   риска,   возникающих   при   обучении начиная с учреждений дошкольного образования. Во­вторых, это реабилитационные меры в отношении детей, имеющих пограничные нервно­психические расстройства и асоциальные формы поведения. В­третьих, это меры медицинской реабилитации, которые выполняют медицинские   работники   с   участием   специалистов   ближайшей   поликлиники.   В   ряде регионов   (это   прежде   всего   республика   Северная   Осетия,   Красноярский   край, Московская, Ленинградская, Вологодская, Курганская, Ярославская, Пермская области, Москва   и   Санкт­Петербург)   наметилась   тенденция   к   созданию   такой   системы.   Она включает   в   себя   прежде   всего   межведомственные   медико­психолого­педагогические комиссии. Они осуществляют (с согласия родителей) диагностику и определяют формы обучения   для   дезадаптированных   детей.   А   впоследствии   консультируют   педагогов   и родителей.   Помимо   этого,   в   систему   входят   сеть   дошкольных   образовательных учреждений   с   группами   компенсирующего   вида   и   расширяющаяся   сеть   национальных школ.   Недавно   прошла   вторая   всероссийская   научно­практическая   конференция «Компенсирующее обучение: опыт, проблемы и перспективы». Она показала, что сегодня весьма активно идет отработка адаптивной модели муниципальной школы как наиболее перспективной,   гибкой,   отвечающей   быстроменяющимся   социальным   и   педагогическим условиям.   Адаптивной   к   каждому   ребенку,   как   одаренному,   так   и   с   ограниченными возможностями   здоровья.   Такой   проект   сегодня   отрабатывается   в   Москве,   на   базе многопрофильного комплекса № 109. Кстати, работа этого комплекса получила высокую оценку   президиума   РАО.   Таким   образом,   становится   ясно,   что   в   решении   проблемы школьной   дезадаптации   необходима   совместная   работа   нашего   управления   с соответствующими   подразделениями   Минобразования,   а   также   Минздрава,   Минтруда, Института   коррекционной   педагогики,   другими   институтами   РАО   и,   обязательно,   ­   с педагогическими вузами. Детей без проблем сегодня нет ­   Зная   сегодняшнюю   финансовую   ситуацию   и   необходимость   экономии   средств, понимаешь, что нужно искать рациональные способы сокращения расходов на образование. Однако   главы   муниципальных   округов   все   чаще   говорят:   «Давайте­ка   уберем   из   школ придуманных социальных педагогов, психологов, дефектологов». Против такой позиции мы не выстояли бы без мощной поддержки со стороны родителей. Поскольку они уже поняли, что без реабилитационной службы в системе образования детям не обойтись. Ведь фактически детей без проблем сегодня нет. Однако реабилитационная служба ­ далеко не система   учреждений   реабилитационного   характера.   Это   два   разных   понятия.   У   себя   в области мы прежде всего заботимся о том, чтобы система образования была адаптивной по отношению к каждому ребенку. Например, у нас около одной трети детей имеют очень серьезную школьную дезадаптацию. Решить же эти проблемы можно, лишь одновременноработая   с   ребенком,   учителем,   родителями   и   с   теми   условиями,   в   которых   обучается ребенок.   Кроме   того,   мне   кажется   необходимым   поддержать   такой   термин,   как «интеграция   общеобразовательной   школы».   Я   считаю,   что   развитие   сети   специальных учреждений можно принять только в исключительных случаях, для особо сложных ребят, и в большей степени ­ для больных детей. В других же случаях это должны быть условия общеобразовательной школы. Если мы извлекаем ребенка из обычной школы и помещаем в специальное учреждение, он получает такую социальную дезадаптацию, что потом очень сложно адаптировать его к «обычной среде». В программу подготовки учителя любой специальности необходимо включить такие предметы, как психология, дефектология и валеология ­ Одним из важнейших вопросов в обсуждаемой проблеме является, на мой взгляд, вопрос подготовки кадров. В нашей области мы уже начали создавать систему подготовки кадров, но   пока   лишь   через   заочное   обучение,   результаты   которого   получим   только   спустя несколько   лет.   И   это   несмотря   на   то,   что   за   последние   четыре   года   мы   увеличили подготовку таких кадров в 18(!) раз. Думаю, что многие из нас уйдут на пенсию прежде, чем   дождутся   этих   специалистов.   Ведь   у   нас   в   области   80   процентов   сельских   школ. Поэтому   я   активно   поддерживаю   предложение   включать   в   стандарт   подготовки   всех педагогов   общеобразовательных   школ   вопросы   дефектологии,   основ   валеологии   и   так далее. Чтобы педагог приходил в школу с азами специальной подготовки. Это особенно касается   сельской   школы,   где   долго   еще   не   будет   дефектологов   и   психологов.   Если говорить об опыте Курганской области, то у нас достаточно эффективно идет работа по системе  трехуровневой  медико­психолого­педагогической  консультации  для работников общеобразовательных   школ.   Выстроена   вертикаль.   Первое   ­   это   областной   центр терапевтической педагогики. Он занимается в основном координацией районных медико­ психолго­педагогических   комиссий.   Второй   уровень   –   это   работа   в   районных   медико­ психолого­педагогических   консультациях.   И   третий   ­   наиболее   массовый   и   наиболее значимый   для   нас   уровень   ­   медико­психолого­педагогические   консилиумы   в образовательных   учреждениях.   И   если   раньше   мы   создавали   эти   консилиумы   только   в интернатах, то сейчас практика показывает, что работа подобных консилиумов в школе является   очень   продуктивной.   Они   оказывают   существенную   помощь   в   разрешении вопросов школьной дезадаптации непосредственно директорам школ и учителям. И перед управленцами в области сейчас стоит проблема расширения количества этих консилиумов в   общеобразовательных   учреждениях.   Особой   проблемой   сейчас   является   увеличение пропасти между дошкольной подготовкой и начальной общеобразовательной школой. В 1996 году в области в первый класс пришло 52 процента учащихся, которые миновали систему общественного дошкольного воспитания. Понятно, что если в городе возможности семейного воспитания ребенка имеются, то в сельской местности они весьма ограничены. Поэтому в первый класс у нас приходят очень неподготовленные дети. И это является основой для проявления школьной дезадаптации уже в начальной школе. В Законе «Об образовании»   четко   прописано,   что   органы   местного   самоуправления   обязаны обеспечивать консультативную помощь родителям и детям по подготовке их к школе. И мы начали эту работу три года назад. Сегодня у нас работают 150 педагогов­методистов по семейному воспитанию. Они занимаются работой только с семьями, чьи дети не посещают дошкольного учреждения. Но проделав эту работу, мы обеспечили только 9 процентов от востребованной консультативной методической помощи этим детям и семьям. Полагаю, что если мы не увеличим (и в методическом, и в организационном плане) работу с семьей, чей   ребенок   не   посещает   детский   сад,   мы   обострим   проблему   школьной   дезадаптации непосредственно в самой школе.Школьная дезадаптация детей ­ это дезадаптация родителей ­ Проблемы, которые мы видели раньше, ­ это поверхностные проблемы. А сегодня, когда наш  центр  работает  по всей   области  ежедневно,  мы  видим,  что  дезадаптация  ­  это не школьное явление. Как правило, это дошкольная дезадаптация и дезадаптация родителей. Благодаря тем небольшим средствам, которые когда­то были отпущены Министерством образования,   мы   провели   у   себя   исследование.   Результаты   показали,   что   во   многом патология беременности и патология родов сказываются на дальнейшей жизни ребенка. Часто   слышны   цифры,   что   свыше   80   процентов   детей   имеют   отклонения   в   нервно­ психическом развитии. Обратив на это внимание у себя в области, мы пришли к выводу, что нервно­психические расстройства ­ это только часть тех болезней, которые получает ребенок. (Как можно в такой ситуации говорить о стандартах? Мне кажется, что стандарты можно вводить только при условии, что их будет очень­очень много, не знаю ­ сто, сто пятьдесят или двести. Потому что каждый, в том числе и больной ребенок ­ это личность, и втиснуть всех в прокрустово ложе не удастся никогда.) Чем занимается наш центр? В основном медико­психолого­педагогическими консультациями. Но ­ в расширенном виде. Когда мы начали работать в Калининградской области и посещать сельские районы, то поняли, что только продиагностировать детей и оставить их без помощи ­ невозможно. Потому и ввели  коррекционную службу. А поскольку  нашим специалистам  достаточно сложно ездить каждый раз в Москву или Петербург за помощью, сделали еще и отдел, занимающийся подготовкой и переподготовкой специалистов. Ведь несмотря на то, что мы получаем большую  помощь от Московского  института коррекционной педагогики,  все­ таки решить проблему региона можем только на своем уровне. Вот почему сейчас наш центр   выступает   за   то,   чтобы   в   педагогических   училищах   и   вузах   с   первых   курсов преподавались основы коррекционной педагогики. Те молодые учителя, которые выходят из училищ, разъезжаются в разные районы области и уже там, на месте, определяют, какая программа нужна тому или иному ребенку. Понятно, что они должны изначально понимать, о  чем  идет  речь.  Отрадно,  что  наше  учреждение   начинает   приобретать  более  широкое значение в регионе, чем просто центр по коррекции и диагностике. Ведь у нас особая область.   Мы  испытываем   влияние  культуры   Польши,  Германии,   Литвы.   В  частности,   в Литве живет большая диаспора русских. И литовцы обращаются сейчас к нам, чтобы мы помогли этой русской диаспоре не только в диагностике, но и в коррекции. Возможно, наш опыт поможет понять, что в таких областях, как Калининградская, нужно иметь базовый центр,   в   котором   бы   просматривались   все   вопросы   коррекционно­реабилитационной службы. Я уверена, что только во взаимодействии со всеми структурами и организациями на региональном уровне можно решить проблему школьной дезадаптации детей. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы центр, подобный нашему, был в Москве. Он мог бы оказывать региональным   службам   значительную   методическую   помощь.   Специалисты   должны объединяться и делиться своим опытом.