Диагностическая работа по истории древнего мира 5 класс тема Древний Египет
Оценка 4.6

Диагностическая работа по истории древнего мира 5 класс тема Древний Египет

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
история
25.03.2021
Диагностическая работа по истории древнего мира 5 класс тема Древний Египет
проверка сформированности ууд с погружением в историческое время и элементами квеста
Диагностическая работа.doc

        ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС

                                                                                                                                                                              Учитель Малючков О.В  МАОУ СОШ № 40 г.Череповец

Тема-Древний Египет

Учебник    История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В.О.Никишин, Ф.А.Михайловский - М.: Русское слово, 2019;

Цели и задачи работы

I Проверка сформированности УУД и предметных результатов по теме.

Регулятивных:

-ставить цель деятельности

-определять/находить, из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-принимать решение в учебной ситуации

-самостоятельно планировать пути достижения целей;

- самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

Познавательных:

-создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства,

-строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы. создавать обобщения;

-находить в тексте требуемую информацию

--находить в тексте требуемую информацию устанавливать причинно-следственные связи, выявлять и называть причины и последствия явления.

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям объяснять явления, детализируя его

-определять понятия

-переводить информацию из графического представления в текстовое,

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

Коммуникативных:

-высказывать и обосновывать мнение (суждение)

-определять возможные роли в совместной деятельности

Предметных:

-наличие базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества, признаки цивилизации

- способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

- умения работать с письменными, изобразительными  историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию

- умения определять место исторических событий во времени, хронологических понятий, соотносить дату с веком и тысячелетием

-использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств, соотносить историческое  и географическое  пространства.

- умения раскрывать  положение основных групп населения в древневосточных обществах

-раскрывать  существенные черты форм государственного устройства древних обществ давать характеристику общественного строя древних

 государств

-Описывать памятники древней культуры, объяснять смысл основных понятий и терминов

II. Формирование интереса к предмету у обучающихся, активизация учебной деятельности.

Для реализации этой цели используется элементы  погружения в историческое время, элементы игры (квеста), элементы  частично-поискового метода обучения.

 

Таблица проверяемых УУД

Проверяемые УУД

Задание

Проверяемые

Предметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

 

Умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства,

 

 

1) Впиши пропущенные в схеме слова

 

 

ОТВЕТ     1-цивилизация 2-письменность)    2балла

базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества, признаках цивилизации

 

строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. создавать обобщения;

находить в тексте требуемую информацию

 

высказывать и обосновывать мнение (суждение)

2)Определи  страну по изложенным в тексте документа  признакам ,аргументируй свой выбор

Далеко на юге, за порогами, находится пещера, в которой из подземного царства бьют ключи, которые дают начало реке…Там сидит бог- это тучный мужчина, обутый в сандалии и с венком папируса на голове. В его руках два сосуда с водой. Когда он наклоняет сосуды, вода потоками стекает в реку, и  она выходит из берегов и затопляет окрестные земли

Ответ: - Египет. Возможные аргументы: в тексте говорится, что истоки реки на юге, упоминаются  пороги, говорится о разливах, река проистекает из сосудов в руках бога, говорится о папирусе)

    3 балла (1 балл- за название сраны(Египет), по 1 баллу за каждый аргумент)

умение работать с письменными, историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию

 

 

Умение строить логическое рассуждение, и делать выводы,

 

 

3.Назови имя правителя страны и его  мачехи, о которых идёт речь и  выбери из предложенных дат время, в которое ты попал, назови  соответствующее тысячелетие и век. ( а) 7055- 7013 г.д.н.э.,  б) 1479-1425 г.д.н.э,  б) 147-99 г.д.н.э., г) 103-125 г

Ответ: правитель-ТутмосIII, его мачеха –Хатшепсут, б) 1479-1425 г.д.н.э,, 2 т.л. д.н.э.,15 в.д.н.э.

4 б.-по 1 б. за каждое имя, даты, век и тысячелетие)

определять место исторических событий во времени, хронологических понятий, соотносить дату с веком и тысячелетием

 

ставить цель деятельности

 

строить логическое рассуждение, умозаключение

высказывать и обосновывать мнение (суждение)

4.Постарайся  сформулировать две  возможные цели обучения ремеслу писца, объясни свой выбор

Ответ: получить хорошо оплачиваемую работу, жить в лучших условиях , более высокое положение в обществе, чем крестьянин, могут быть названы другие цели

4 балла-(1 за объяснение , по 1 за каждую цель и по1мобъяснение выбора каждой цели)

 

раскрывать  положение основных групп населения в древневосточных обществах

 

-находить в тексте требуемую информацию устанавливать причинно-следственные связи

-выявлять и называть причины и последствия явления.

 

 

5.Прочти документ. «Воистину, богатые скорбят, бедняки же ликуют. В каждом городе говорят: «истребим знатных». Разрушены города…превратилась земля в пустыню. Убиты писцы и отобраны их писания. Горе мне из-за нынешних действий! Зерно Египта стало всеобщим достоянием. Стали бедняки богачами. А владевший добром- неимущим. Смотрите. Правители страны бегут. Ремесленники не работают больше».Выбери из предложенных вариантов, о каком событии идёт речь, что явилось причинами этого события, а что- последствиями? Укажи буквы, под которыми записаны

 1.Событие а) завоевательный поход правителя этой страны б) народное восстание в)нашествие чужеземных завоевателей г)эпидемия гриппа

 2.Причины 3. Последствия

А) ослабление государства перед лицом завоевателей Б)бесправное положение рабов В) тяжёлые повинности крестьян Г) хозяйственное разорение страны

Ответ; 1.Б,  2. 2БВ, 3АГ

(3балла (1 –выбор события 2- выбор причин и последствий.)

 

умение работать с письменными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

 

 

способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

 

 

 

 

 

 

 

 

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям объяснять явления, детализируя его

 

6 Выбери черты, характерные для деспотии, и запиши буквы. под которыми эти черты указаны.

 А) власть избирается народом Б) подданные правителя полностью бесправны  В)земля в стране принадлежит народу, её обрабатывающему Г)Всё в стране, включая жизни подданных, землю, принадлежит правителю страны. Д)Правитель страны обожествляется

Ответ: БГД  (2 балла)

раскрывать  существенные черты форм государственного устройства древних обществ давать характеристику общественного строя древних государств

 

Умение определять понятия

 

7.Обьясни значение этих понятия «Мумия» и «Пирамида»

( 2 балла (по 1 за каждое определение))

 

Описывать памятники древней культуры, объяснять смысл основных понятий и терминов

 

строить логическое рассуждение и делать выводы.

Переводить информацию из графического представления в текстовое,

 

8.Выбери из изображённых на рисунке богов в соответствии с предоставленной информацией

Ответ: А)Сет Б) Осирис (2 балла)

 умение работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

раскрывать характерные, черты религиозных верований людей в древности, 

определять/находить, из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

принимать решение в учебной ситуации

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

высказывать и обосновывать мнение (суждение)

9. Выбери с помощью карты маршрут, которым ты будешь добираться до страны мореплавателей: А) Определи своё местонахождение, т.е. назови столицу страны в то время. в котором ты оказался. Б)В каком направлении ты отправишься-на север, на юг, на запад или на восток ? В)Выбери способ передвижения: как ты будешь передвигаться –по реке, сухопутным путём, по морю? Г)Аргументируй свой выбор.

 

Ответ: 1)Фивы 2) На север 3) по Нилу 4) Возможные аргументы- плыть вниз по течению гораздо быстрее, чем передвигаться по суше –в лодку можно положить припасы, а пешком их много не унесёшь- безопаснее, чем по незнакомым землям).

4 балла- по1 баллу -за название столицы,  -за верный выбор направления  -за верный способ передвижения) –за аргументацию способа передвижения.

 

определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств Соотнесение исторического и географического пространства.

самостоятельно планировать пути достижения целей; самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

принимать решение в учебной ситуации

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

определять возможные роли в совместной деятельности

 

высказывать и обосновывать мнение (суждение)

10.Распланируй деятельность каждого участника группы в соответствии с предоставленной о каждом из них информации. Аргументируй свой выбор (Дочка торговца, совершавшая путешествия со своим дядей (Шепсухат, дочь торговца-штурман  и торговля во время путешествия.,  Семур (сын ремесленника  –подготовка лодки и оружия, управление лодкой,  сын крестьянина (Титмус)-обеспечение продуктами и их сохранности.(4 балла- по 1 за роль каждого участникаи по 1-за аргументацию) (всего 6 баллов)

Максимальное  количество баллов за работу  29

 

раскрывать  положение основных групп населения в древневосточных  обществах

 

                              Критерии оценивания.

     Критериями оценивания являются уровень сложности и полнота выполнения задания.

     Первый уровень сложности заданий характеризует воспроизведение знаний и умение применить знания по образцу. К ним относятся задания с выбором ответа и с кратким ответом. Это задания 1,2,3,5,6,7

Максимальное количество баллов за выполнение заданий этого уровня составляет 16 баллов

     Второй, средний уровень сложности предполагает умение анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать при выполнении действий в знакомых, но отличающихся от образца ситуациях. способность анализа и установления причинно-следственных связей между событиями или объектами. К ним могут относятся задания как с кратким ответом, так и с развёрнутым ответом. Это задания 4,9

Максимальное количество баллов за выполнение заданий этого уровня составляет 8 баллов

       Система заданий третьего уровня сложности(повышенной сложности) должны носить элементы творчества. Она характеризует широкий перенос имеющихся знаний и умений в незнакомые, новые подчас неожиданные ситуации, и требует от учащихся сформированности умений исследования учебно-познавательных проблем. К ним могут относятся задания с развёрнутым ответом. К таким заданиям относится задание 10.

      Максимальное количество баллов за выполнение этого задания составляет 6 баллов

     Максимальное количество баллов -30 баллов

 

Ход работы

1.Вступление учителя

 «     На завтра  у тебя была назначена контрольная работа по истории древнего мира, и ты весь готовился (-ась) к ней. К тому же то телевизору показывали фильм мумия, и ты пользуясь тем. что родители были на работе, ещё успел (-а) и потрястись от страха у экрана… И уснул(-а), укрывшись в плед очень поздно, прямо в кресле у телевизора…

Ты сладко посапывал(-а), когда, вдруг, откуда не возьмись, зашумел ветер, ударил гром, и прямо с экрана в комнату вошла… Мумия! Дрожащей костлявой рукой она потянулась к твоим глазам и открыла твои веки…

-А!-вскрикнул (-а) ты испуганно, - ты кто?! Мама! Папа!

 –Ха-ха-ха! Нет ни мамы. Ни папы, а кто я- ты и сам(-а) знаешь…

-Я сплю, и сейчас же проснусь!

-Конечно, спишь… Только не у себя дома, а в древности! И проснёшься только тогда, когда выполнишь все задания, чтобы выбраться из этой древности!

-И где же я в древности-то ? В каком месте? В первобытности или в какой-нибудь стране?

-А это уж сам определишь… а если не сделаешь этого, то как ты построишь маршрут выхода из того места, куда ты попал, что будет твоим последним заданием?  Ну, если ты выполнишь задания и правильно определишь маршрут, по которому ты должен будешь попасть в страну лучших мореплавателей того времени, а уже оттуда, по волнам времени, ты перенесёшься домой, в своё время.…Вот и посмотрим, как ты знаешь историю древности, ха-ха…

-А что будет, если не определю? И не выполню задания? И не выберусь из этой твоей древности- спросил (-а) ты дрожащими от страха губами

-Тогда там и останешься! И с родителями больше не увидишься! И помни- время твоё ограничено, а каждая ошибка при решении заданий отсрочивает твоё возвращение! Ха-ха-ха!!- Мумия злобно захохотала и растворилась в поднявшемся вдруг тумане…

Ты проснулся(-ась) в холодном поту, дрожа от страха… -Уф, слава богу. Это был только сон-подумал(-а) ты с облегчением…И вдруг вздрогнул(-а), поведя взором вокруг- а где же комната? Где вообще всё?!

Ты лежал(-а) на редкой травке на берегу широкой реки и в небе слепило глаза яркое, знойное солнце…

И в твоей памяти встала злобная мумия: « …чтобы выбраться из древности, ты должен выполнить задания…Ха-ха-ха!!!»

К тебе, недоуменно осматривающему(-ей) незнакомые окрестности подошли трое детей одного с тобой возраста-, одетые только в набедренные повязки и гладко выбритые…

 

2.Самостоятельная работа с текстом задания.

 1) Даже не особо  рассчитывая на ответ, ты спросил(а); «Где я? Вы первобытные люди или у вас уже цивилизация?»  –и –ура!-тебя поняли, и один из детей ответил на незнакомом, но тем не менее понятном тебе языке: «я не знаю, Что это за слова такие- «первобытные» ," «цивилизация». Но мой дедушка, интересовашийся прошлым, оставил такой листок,  правда, там стерлись некоторые слова,

 Подумай и восстанови их (Впиши пропущенные в схеме слова)

    2)- И какая же это страна? –спросил(-а) ты

-Мой дедушка оставил мне и этот документ, он тебе поможет- и тебе протянули кусок папируса с текстом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Определи по тексту, какая это страна, и аргументируй свой вывод (приведи  два аргумента)

    3)А кто вы? И как вы нашли меня?

-Мы- обычные дети –Я- Семур, сын ремесленника, мой отец делает оружие, а его брат –строит лодки, и я тоже уже кое-что умею в этом деле!

,  Я -Шепсухат,  дочка торговца, мой отец погиб во время одного дальнего путешествия, я сейчас живу в семье дяди,  даже неоднократно ездила с ним  в торговые экспедиции.

. А я- Титмус , сын крестьянина, но у меня занятия самые неинтересные, зато имя интересное- если ты заменишь в нём две буквы, то получится имя нашего нынешнего царя, известного завоевателя (правда, он уже не первый правитель, носящий такое имя…)

-Подумаешь, вмешалась девочка- если ты переставишь слоги в моём имени, то получится имя мачехи нынешнего правителя, которая сама правила страной!

Ага, теперь ты узнал, в какое время тебя занесло!

Назови имя правителя страны и его  мачехи, о которых идёт речь и  выбери из предложенных дат время, в которое ты попал, назови  соответствующее тысячелетие и век  а) 7055- 7013 г.д.н.э.,   б)1479-1425 г.д.н.э,  в) 147-99 г.д.н.э., г) 103-125 г .

    4)Девочка(видимо, она была болтлива, что и понятно- ведь торговец должен уметь убалтывать покупателя!), продолжала –  ну, Титмус ещё недолго будет крестьянином- он очень умный, и его хотят взять на обучение в писцы!

-Но я не хочу,- вступил в разговор Титмус ,-Мне нравится пахать землю, пасти коз…-Вот скажи, обратился он к тебе -ну зачем мне учиться на писца?

Помоги Титмусу , постарайся  сформулировать две возможные цели обучения ремеслу писца.

    5)В разговор вступил Семур- а мои предки не всегда были ремесленниками- один из их, его звали Ипусер. в далёкие времена был вельможей! Правда, жил он в тяжёлое время- вот, посмотри.- в нашей семье сохранился текст с его  записями-.и он протянул тебе старинный документ  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Прочти документ и ответь, о каком событии идёт речь? Выбери из предложенного, о каком событии идёт речь, и что явилось причинами этого события, а что- последствиями? Укажи буквы, под которыми записаны

1. Событие а) завоевательный поход правителя этой страны б) народное восстание в)нашествие чужеземных завоевателей г)эпидемия гриппа

 2..Причины  3. Последствия А) ослабление государства перед лицом завоевателей Б)бесправное положение рабов В) тяжёлые повинности крестьян Г) хозяйственное разорение страны

 

6) А как устроена сейчас ваша страна?-спросил(-а) ты.

-Ну, у нас деспотия. А значит, реши сам , как устроена сейчас наша страна:

Выбери черты, характерные для деспотии, и запиши буквы. под которыми эти черты указаны.

 А) власть избирается народом Б) подданные правителя полностью бесправны  В)земля в стране принадлежит народу, её обрабатывающему Г)Всё в стране, включая жизни подданных, землю, принадлежит правителю страны. Д)Правитель страны обожествляется

7) Но как и зачем вы нашли меня?

-Мы тебя ждали. Нам сказал об этом один очень злой бог. Он наслал проклятье на нашу страну, и теперь караваны купцов, дома ремесленников и поля крестьян будут засыпать пески, река обмелеет, наступит засуха место плодородной равнины займёт пустыня - если ты не поможешь нам.

-А что это за бог такой? Это случайно не ужасная мумия, вырвавшаяся из пирамиды?

-А что такое «мумия» и  «пирамида»?

Объясни значение слов «мумия» и  «пирамида»,  ведь тогдашние люди эти слова не употребляли, эти понятия сформулированы были гораздо позднее

8) Теперь мы поняли, что ты имеешь в виду. Возможно, этот бог и притворился мумией…

-А что, у вас нет доброго бога, который бы помог сохранить ваши земли плодородными?-спросил(-а) ты

-Есть, он  брат злого, но он был схвачен им, разрезан  на части, и ты поможешь вернуть ему жизнь, нам сохранить нашу страну, а себе- вернуться домой, если назовёшь имена этих двух богов- вот тебе папирус с рисунками, он поможет тебе.  ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выбери из изображённых на рисунке 2-х богов и назови их – А) злого Б) того, который должен быть возрождён.

9) Ты должен ответить на вопросы и выполнить задания. А мы поможем выбраться тебе домой, поэтому будем сопровождать тебя в поездке На вопросы ты уже ответил, теперь выбери правильный маршрут, по которому ты доберёшься до моря, находящегося в центре, в середине  Земли, а из центра земли ты перенесёшься в любую её часть и в любое время- а, значит, домой! Вот тебе карта. Мы находимся около столицы.      ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Выбери с помощью карты маршрут, которым ты будешь добираться до страны мореплавателей: А) Определи своё местонахождение, т.е. назови столицу страны в то время. в котором ты оказался. Б)В каком направлении ты отправишься-на север, на юг, на запад или на восток ? В)Выбери способ передвижения: как ты будешь передвигаться –по реке, сухопутным путём, по морю? Г)Аргументируй свой выбор.

10)  И последнее. Путешествие будет долгим. Тебе и твоим новым друзьям необходимо тщательно подготовиться

. Распланируй, кто чем должен заняться в процессе подготовке и совершения путешествия,  аргументируй свой выбор.  При этом учти,, что тебя  сопровождают дочка торговца, совершавшая путешествия со своим дядей;   сын ремесленника, знающий основы ремесла своего отца и дяди, и сын крестьянина.

Итак, в путь! Домой!!!

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

   «Далеко на юге, за порогами, находится пещера, в которой из подземного царства бьют ключи, которые дают начало реке..Там сидит бог- это тучный мужчина, обутый в сандалии и с венком папируса на голове. В его руках два сосуда с водой. Когда он наклоняет сосуды, вода потоками стекает в реку, и  она выходит из берегов и затопляет окрестные земли».

 

Приложение 2

«Воистину, богатые скорбят, бедняки же ликуют. В каждом городе говорят: «истребим знатных». Разрушены города…превратилась земля в пустыню. Убиты писцы и отобраны их писания. Горе мне из-за нынешних действий! Зерно Египта стало всеобщим достоянием. Стали бедняки богачами. А владевший добром- неимущим. Смотрите. Правители страны бегут. Ремесленники не работают больше».

 

 

 

 

Приложение3

        File:Re-Horakhty.svg       File:Standing Osiris edit1.svg              

         Isis04

                   Приложение 4

Картинки по запросу древний египет карта


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

Предметных: -наличие базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества, признаки цивилизации - способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и…

Предметных: -наличие базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества, признаки цивилизации - способность применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и…

Впиши пропущенные в схеме слова

Впиши пропущенные в схеме слова

Ответ: правитель-Тутмос III , его мачеха –Хатшепсут, б) 1479-1425 г

Ответ: правитель-Тутмос III , его мачеха –Хатшепсут, б) 1479-1425 г

Причины 3. Последствия А) ослабление государства перед лицом завоевателей

Причины 3. Последствия А) ослабление государства перед лицом завоевателей

Выбери из изображённых на рисунке богов в соответствии с предоставленной информацией

Выбери из изображённых на рисунке богов в соответствии с предоставленной информацией

Распланируй деятельность каждого участника группы в соответствии с предоставленной о каждом из них информации

Распланируй деятельность каждого участника группы в соответствии с предоставленной о каждом из них информации

Ход работы 1.Вступление учителя «

Ход работы 1.Вступление учителя «

Самостоятельная работа с текстом задания

Самостоятельная работа с текстом задания

В разговор вступил Семур- а мои предки не всегда были ремесленниками- один из их, его звали

В разговор вступил Семур- а мои предки не всегда были ремесленниками- один из их, его звали

Ты должен ответить на вопросы и выполнить задания

Ты должен ответить на вопросы и выполнить задания

Приложение3

Приложение3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2021