Диагностическая карта по определению уровня формирования универсальных учебных действий для учеников 1 - 4 классов. Поможет отследить по предлагаемым методикам уровень сформированности регулятивных, коммуникативных и личностных ууд. Можно применять для учащихся с первого по 4 классы. Обсуждено и принято на шмо начальных классов
пед диагност.doc
Педагогическая диагностика в условиях ФГОС
Термины «диагноз» (от греч. diagnosis— распознавание) и «диагностика» (от греч.
diagnostikos — способный распознавать) давно привычны в медицине, биологии, технике,
а также в психологии. Общий смысл понятия «диагноз» сводится в этих науках к
следующему:
всестороннее изучение организма человека (или соответственно машин и других
технических механизмов и устройств);
определение отклонений, дефектов в жизнедеятельности человека (или работе
машин);
предсказание возможных отклонений в развитии организма (режиме работы машин и
механизмов);
разработка методов и средств обнаружения и локализации дефектов. Совсем недавно
эти термины стали достоянием и педагогики. Одним из первых в Беларуси
педагогическую диагностику стал разрабатывать А.И. Кочетов с сотрудниками
соавторами. Знание ребенка, человека вообще, являющегося объектом воспитания, —
необходимое условие педагогической культуры. Об этом говорили великие педагоги
прошлого Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, Я. Корчак
и др.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится
вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового
стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно
выполняли требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении
обучения в начальной школе. В соответствии с ФГОС начального общего образования в
период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения
учиться и способности к организации своей деятельности – умения принимать, сохранять
цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность,
осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в
учебном процессе.
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение
не только предметных результатов, но и, как подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные
действия.
Всё это требует серьёзных изменений в контрольнооценочной деятельности
педагога.
Сущность педагогической диагностики заключается в изучении результативности
учебновоспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности
учащихся и росте педагогического мастерства учителей» (А.И. Кочетов).
Сущность педагогической диагностики это распознавание состояния личности (или
группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров;
выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с
целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его
поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является
целеполагание в учебновоспитательном процессе, учитывающее реальное состояние
объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика
служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия
субъекта на объект воспитания.
Особое значение педагогической диагностики, проявляется в том, что её результаты
позволяют учителю:
1. выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как
изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе
проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
2. выявить способы работы, которыми овладели ученики;
3. обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выявляющих
уровень самостоятельност учащихся.
Принципы диагностирования
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности
(успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность.
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога
ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний,
умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные
оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов,
осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения
диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от
начального восприятия знаний и до их практического применения.
Принцип наглядности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний
всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося,
устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер.
Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно
в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня
знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы
определить знание учащимися важнейших элементов предшествующего учебного года.
Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным обучением,
направленным на устранение пробелов в знаниях и умениях. Такая проверка возможна и
уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение
нового раздела.
Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения
каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает
возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной
программы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание
учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемого, уровень и
цели обучения, конкретные условия.
Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и
текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала
учащиеся повторяют изученный ранее.
Четвертое звено в системе периодическая проверка знаний, умений обучаемых по
целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки – диагностирование
качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного
материала, изучавшимися в разных частях курса.
Пятым звеном системы является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых,
приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса.
Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется
способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных
предметов знания и умения для решения практических задач.
Эффективность результатов педагогической диагностики
Анализируя диагностические работы обучающихся, учитель может выявить
трудности в усвоении способов работы, в формировании тех, или иных учебных
действий, недостатки самоконтроля и т.д. и вовремя начать работу по их устранению.
Педагогическая диагностика проводится не только для того, чтобы выявить у
учеников уровень развития умений и навыков, но и для того , чтобы наметить
предварительный план исправления каждой обнаруженной в ходе диагностики трудности.
Таким образом, можно подвести итог всему вышесказанному: если учитель
задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым
стандартом результатов, среди которых особое место занимает формирование УУД, педагогическая диагностика, несомненно, имеет должна выходить на первое место в
контрольнооценочной деятельности педагога.
Диагностическая карта ууд
Диагностическая карта ууд
Диагностическая карта ууд
Диагностическая карта ууд
Диагностическая карта ууд
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.