Приложение Е
Краткие рекомендации
для заполнения диагностических карт
(Педагогическая диагностика воспитания Бандарева Н.А.)
В основу многих диагностик положены качества личности. Свойства
(качества) личности – это относительно устойчивые и постоянные, обобщенные
отношения человека к самому себе, окружающим, к природе, материальным и
духовным ценностям. Гуманизация образования предполагает поновому
рассмотреть свойства личности учащихся. Если прежний подход в педагогике –
согласовать, подогнать человека под общество, то новый подход к воспитанию
предполагает согласование человека с самим собой (внутреннее равновесие,
стабильность, единство и т.п.). Характеристика нравственно развивающейся
личности представляют модель, на которую педагоги должны ориентировать
учащиеся.
В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые
результаты, используются критерии (от лат. «критериум», это значит
«сравнение»). Критерии воспитанности – это теоретически разработанные
показатели уровня сформированности различных качеств личности или «термины
поведения» учащихся. Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.
Если степени проявления присваиваются условные количественные оценки, то
можно осуществлять сравнение и производить подсчет, выражая уровни
воспитанности числами, подобно тому, как это делается при тестировании
успехов, достигнутых в обучении. Определение уровней воспитанности
представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом
служат не теоретические задания, а практическое поведение воспитанника в
определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих
о наличии или отсутствии определенных качеств. 1. В правом верхнем углу диагностической карты заполняются паспортные
данные диагностики. Рядом с надписью «педагог» пишутся фамилии педагогов,
работающих с этим классом. Можно ограничиться только фамилией педагога, по
направлению деятельности которого проводится диагностика. В диагностике по
воспитанию необходимо написать фамилию классного руководителя.
2. В пункте «источник информации» могут быть обозначены следующие
источники:
педагогические наблюдения учителя, классного руководителя или
воспитателя;
мнение родителей;
самооценка учащихся или воспитанников;
мнение сверстников.
3. По вертикали или по горизонтали пишутся фамилии ребят. Если не хватает
места для фамилий, то можно доклеить лист и расчертить его подобно основному
бланку.
4. В левом нижнем углу, где написано: «Итого», можно разноцветными
кружками обозначить уровни проявления показателя:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КРАСНЫЙ,
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – ЖЕЛТЫЙ,
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ГОЛУБОЙ.
Может быть использован и синий кружок, как обозначение самого низкого
уровня.
Возможно использовать и цифровые данные. Желательно не пятибальный
эквивалент, а десятибалльный.
5. Оценивая уровень наличия у каждого ученика представленных в диагностике
признаков, необходимо поставить кружок, соответствующий
цвету уровня
сформированности данного признака.
6. Проставив кружки, необходимо подсчитать количество баллов по всем
горизонтальным и вертикальным столбцам. Подсчет можно осуществлять
следующим образом: каждый красный кружок 5 баллов, желтый – 4 балла,
голубой – 3 балла, зеленый, если он введен в диагностику, 2 балла. Надо найти
сумму баллов в каждом столбце и поделить на количество заполненных горизонтальных строчек, а сумму баллов в каждой строчке поделить на количество
вертикальных строчек.
8. Полученные баллы в каждой строчке и в каждом столбце должны оказаться
не более пяти. Эти баллы надо проставить по вертикали и по горизонтали в графы
«итого».
9. По горизонтали можно в графе «итого» подсчитать количество каждого
уровня, если это представляет интерес для педагогов.
10. В правом нижнем углу необходимо поставить подпись педагога, который
проводил диагностику.
11. На следующем листке необходимо сделать выводы и рекомендации.
Выводы делаются с учетом выявленных высоких уровней сформированности
определенных качеств с указанием этих качеств с баллами. Выводы делаются и по
низким уровням. Ключевой фразой может быть следующая: «Выявлен высокий
уровень сформированности следующих качеств (или признаков)…» Подобная
информация выводится и по низкому уровню. Желательно в рекомендациях
вывести процентный показатель.
Выводы делаются и по каждому учащемуся с учетом высоких и низких
показателей. Ключевой фразой может быть: «Выявлен высокий уровень
сформированности … у следующих учащихся… (с указанием фамилий и баллов)».
Желательно вывести показатель в процентах.
Рекомендации содержат предложения по устранению низкого уровня
показателей и по вертикали и по горизонтали. Ключевая фраза для рекомендаций:
«Необходимо в образовательном процессе особое внимание уделить (кому или
чему) для устранения низкого уровня…»
12. В конце выводов и рекомендаций подпись педагога как фактор
ответственности за достоверность информации.
Все диагностические карты составлялись на основе признанных авторитетов в
современной педагогике, однако все критерии открыты для изменения, коррекции
с учётом конкретной ситуации в условиях уважения ко всем субъектам
образования. Законы педагогической диагностики
Выводы делаются для выявления слабых мест в успешности педагога и для
эффективного и оптимального поиска способов их устранения.
Результаты педагогической диагностики не могут служить причиной
упреков детей и возможностью навешивания им ярлыков.
Не всегда полученные выводы должны быть известны родителям, а тем
более широкой общественности.
Правила проведения педагогической диагностики учащихся
Полностью исключить педагогическое давление, нейтрализовать
коллективное влияние, предупредить групповой прессинг, а также исключить
последующее педагогическое давление в форме нарицаний, наставлений, поучений.
Обеспечить максимум условий для снижения взаимного влияния ребят
друг на друга, создать условия, приближающиеся к изолированности каждого
ученикареспондента.
Сохранить анонимность полученных результатов, тайну индивидуальных
ответов ребят, как для них самих, так и для их родителей и учеников, оглашению
подлежат в случае педагогической целесообразности только общие результаты, а в
качестве отдельных приемов – индивидуальноанонимные.
Делать единую математическую обработку материалов и результатов,
полученных для каждой возрастной группы или для каждого класса, чтобы иметь
возможность сопоставления от года к году.
Использовать разнообразные методики, которые интересны для ребят и
достаточно удобны для исполнения.
Формировать пакет методик на весь учебный год и даже на перспективу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.