ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Оценка 5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Оценка 5
Занимательные материалы +3
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
23.04.2018
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Содержание 1. Как вы относитесь к своей профессии. Анкета для педагогов 2. Анализ мотивации деятельности педагогов Изучаются мотивы, значимые для педагога, ведущие в коллективе ОУ и те, на которые ориенти-руется администрация. 3. Самооценка профессиональных качеств педагога 4. Определение удовлетворенности личности своим трудом Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения личности в трудовом коллективе. Показатель содержит оценки ин-тереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, руковод-ством, уровня притязаний в профессиональной деятельности и т.д. 5. Стили педагогического общения. 6. Анкета - перечень педагогических воздействий педагога на воспитанников. 7. Анкета - выявление положительных и отрицательных качеств личности педагога 8. Самооценочный рейтинг – выявление оптимального стиля отношения к воспитанни-кам и стиля отношения, присущего испытуемым. 9. Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях. Цель - анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческости, саморегуляции. 10. Способность педагога к эмпатии. Способность ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место друго-го в самых разных ситуациях рассматривается как профессионально важное качество педагога.
диагностические методики проф уровня педагогов, Назаренко М, 112.doc

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

 

Содержание

1. Как вы относитесь к своей профессии. Анкета для педагогов

2. Анализ мотивации деятельности педагогов

Изучаются мотивы, значимые для педагога, ведущие в коллективе ОУ и те,  на которые ориентируется администрация.

3. Самооценка профессиональных качеств педагога

4. Определение удовлетворенности личности своим трудом                      

Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения личности  в трудовом коллективе. Показатель содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, руководством, уровня притязаний в профессиональной деятельности и т.д.

5. Стили педагогического общения.

6. Анкета  - перечень педагогических воздействий педагога на воспитанников.

7.  Анкета - выявление положительных и отрицательных качеств личности педагога

8.  Самооценочный рейтингвыявление оптимального стиля отношения к  воспитанникам и стиля отношения, присущего испытуемым.

9. Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях.

Цель - анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческости, саморегуляции.

10. Способность педагога к эмпатии.

Способность ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях рассматривается как профессионально  важное качество педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы относитесь к своей профессии?

(анкета педагога)

 

I.                   В начале пути

Эта группа вопросов обращена к первым годам Вашей самостоятельной деятельности

Какие обстоятельства и в какой степени повлияли на Ваш выбор профессии педагога? (Отметьте знаком «+» соответствующую оценку в каждой строке.)

 

В большей степени

Средне

Совсем не влияли

1. Традиции семьи

 

 

 

2. Советы друзей и знакомых

 

 

 

3. Рекомендации родителей

 

 

 

4. Хотелось изучать любимый предмет

 

 

 

5. Возможность общаться с детьми

 

 

 

6. Случайно сложившиеся обстоятельства

 

 

 

7. Хотелось заниматься педагогикой

 

 

 

8. Привлекала общественная значимость и важность профессии

 

 

 

 

9. Что еще, укажите сами _______________________________________________________

 

10. Некоторые  педагоги считают, что подлинной профессиональной школой являются первые годы  самостоятельной работы. Согласны ли Вы с подобным мнением?  (Обведите кружком Ваш вариант ответа.)

Полностью согласен

Согласен, но не совсем

Не могу сказать ничего определенного

Скорее, не согласен

Совсем не согласен

 

11. Подтвердили первые годы работы правильность Вашего выбора? (Обведите кружком Ваш вариант.)

Да, полностью

В основном подтвердили

Не могу сказать ничего определенного

Скорее не подтвердили

Нет, не подтвердили

 

      Ниже предлагается несколько суждений о начале деятельности. Оцените их, пожалуйста.  (Ставьте знак «+» в правой части каждой строки.)

 

Да, это так

Не уверен, что это так

Это не так

12. Я успешно справлялась с повседневными обязанностями

 

 

 

13. Я, в общем, хорошо проводила занятия

 

 

 

14. Установились нормальные отношения с воспитанниками

 

 

 

15. Не ощущала заметных трудностей при проведении совместной деятельности с детьми

 

 

 

16. Встретила внимание и поддержку коллег

 

 

 

17. Администрация отнеслась ко мне с пониманием

 

 

 

18. Нашла общий язык с родителями

 

 

 

19. Наладила свой режим

 

 

 

 

 

 

Трудности, с которыми Вы столкнулись, зависели от:

 

 

В большей степени

В меньшей степени

Совсем не зависели

20. …условий, в которых началась деятельность

 

 

 

21. …отсутствия опыта

 

 

 

22. … подготовки в учебном заведении

 

 

 

 

23. Не возникало ли у Вас в первые годы работы желание сменить профессию?

1. Да, возникало                                   2. Нет, не возникало

 

24. Не припомните ли,  когда у Вас впервые  возникло желание стать педагогом?  (Укажите сами.) _______________________________________________________________

 

II. Ваша творческая лаборатория

Следующая группа вопросов обращена к сегодняшним дням Вашей деятельности.

 

Что определяло направленность Вашей деятельности? (Поставьте крестик в каждой строке.)

 

 

В первую очередь

Во вторую

В третью

25. Инструкции и рекомендации  вышестоящих  организаций и руководителей

 

 

 

26. Распоряжения администрации

 

 

 

27. Интересы и запросы детей

 

 

 

28. Советы коллег

 

 

 

29. Собственный опыт

 

 

 

30. Опыт других педагогов

 

 

 

31. Методические пособия

 

 

 

 

32. Что еще, укажите сами: ______________________________________________________

 

Каким формам и методам работы Вы склонны доверять более всего? (Отметьте крестиком степень Вашего согласия в каждой строке.)

 

 

Прежде всего

Частично

Совсем не склонен

33. Проверенным на собственном опыте

 

 

 

34. Оправдавшим себя в практике работы Ваших коллег

 

 

 

35. Изложенным в методических пособиях

 

 

 

36. Рекомендованным на лекциях и консультациях

 

 

 

37. Соответствующих запросам и возможностям детей

 

 

 

 

38. Каким еще, укажите сами: ___________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

В какой степени Вы согласны со следующими суждениями? (Выскажите Ваше мнение в каждой строке.)

 

 

Вполне согласна

Частично согласна

Не могу сказать ничего определенного

Скорее не согласна

Совсем не согласна

39. Наилучшие результаты дает  требовательность и контроль

 

 

 

 

 

40. Умение педагога использовать в работе с детьми убеждение и разъяснение может дать решающий эффект

 

 

 

 

 

41. Наилучшие результаты в работе с детьми дает похвала и одобрение

 

 

 

 

 

42. С детьми надо поддерживать самые непосредственные и дружелюбные отношения

 

 

 

 

 

 

В профессиональной деятельности педагога часто возникают ситуации, которые заранее невозможно предугадать.…  Несколько вопросов по этому поводу.

 

43. Как часто возникают у Вас при общении с воспитанниками сложные ситуации (Обведите кружком номер Вашего ответа.)

1. Часто.               2. Иногда.                    3. Почти не возникают.

44. Вы считаете сложные ситуации…

1. Нормальным явлением.                2. Отступлением от нормы.

45. Непредвиденные события…

  1. Как правило, выбивают Вас из колеи.
  2. Чаще всего Вам удается взять себя в руки.

46. Если сложилась сложная ситуация, Вы склонны чаще всего объяснять её… (Вы можете отметить любое количество пунктов.)

  1. Поведением воспитанников.
  2. Влиянием семьи.
  3. Своими ошибками.
  4. Непредвиденными обстоятельствами.
  5. Чем еще, укажите сами ___________________________________________________

47. Вы полагаете, что в сложной ситуации чаще всего реагировать нужно…

  1. Немедленно.
  2. Лучше воздержаться и отложить решение.
  3. Как получится.

48. К каким способам Вы чаще всего прибегаете, чтобы «разрядить» ситуацию? (Поставьте «+» в одной из граф в каждой строке.)

 

 

Прежде всего

От случая к случаю

Крайне редко

1. К дисциплинарным мерам

2.  К чувству юмора

 

 

 

3. К помощи администрации

 

 

 

4. К помощи коллег

 

 

 

5. К поддержке со стороны родителей

 

 

 

 

49. Всегда ли Вы чувствуете себя уверенно, принимая решение, как поступить в трудной ситуации? (Обведите кружком номер Вашего ответа.)

  1. Почти всегда чувствую себя уверенно.
  2. Иногда да, иногда нет.
  3. Почти никогда не чувствую себя уверенно

 

50. Если допущена педагогическая ошибка, то она…

  1. Вполне исправима.                           2. Трудно исправима.

 

51. В чем Вы видите для себя смысл повышения квалификации? (Выберите не более пяти вариантов ответа.)

1.      Не отставать от времени.

2.      Лучше разобраться в проблемах модернизации образования.

3.      Получить информацию об обновленном содержании  программ.

4.      Ознакомиться с  передовыми технологиями.

5.      Освоить основы опытно-экспериментальной работы.

6.      Подготовиться к аттестации.

7.      Расширить свой кругозор.

8.      На время выйти из рабочей текучки.

9.      Что еще, укажите сами: ___________________________________________________

 

52. Какие варианты повышения квалификации были бы для Вас наиболее удобными? (Выберите,  пожалуйста, не более трех вариантов.)

1.      Семинары в образовательном учреждении.

2.      В кустовом методическом объединении.

3.      В Городском методическом центре.

4.      В школе передового опыта.

5.      В институте повышения квалификации.

6.      На базе высшего учебного заведения.

7.      Другие (укажите, какие именно): ___________________________________________

 

53. Что стимулирует повышение Вашей квалификации? (Выберите не более трех вариантов ответов.)

1.      Заинтересованность администрации.

2.      Творческая атмосфера в учреждении.

3.      Интересы воспитанников.

4.      Возможность продвижения по службе.

5.      Возможность повысить разряд.

6.      Запросы родителей.

7.      Другое (что именно): _____________________________________________________

 

54. Что в системе повышения  квалификации, на Ваш взгляд, является наиболее удачным? (Выберите не более трех вариантов ответов.)

1.      Ликвидация пробелов в базовом образовании.

2.      Возможность освоить новые технологии.

3.      Развитие собственных творческих возможностей.

4.      Осмысление собственного профессионального опыта.

5.      Что еще, укажите сами: ___________________________________________________

 

55. В последнее время появилось много инноваций в образовании. Оцените, пожалуйста, в какой мере Вы с ними знакомы? (Отметьте «+» Ваше мнение в каждой (!) строке таблицы.)

Инновационные технологии

Не слышал о ней

Знаю только о существовании

Имею представление о ней

Владею этой инновацией

1. Личностно-ориентированное обучение

 

 

 

 

2. Метод проектов

 

 

 

 

3. Мастерские

 

 

 

 

4. Информационные технологии

 

 

 

 

5. Проблемное обучение

 

 

 

 

6. Игровые технологии

 

 

 

 

И пр.

 

 

 

 

 

Какие еще, укажите сами: _______________________________________________________

 

56. Если бы Вам предложили составить программу самообразования, что бы Вы в неё включили? (Отметьте один (!) пункт.)

1.      Я бы предпочла вопросы, относящиеся к моей профессии.

2.      Я бы, главным образом, включил профессиональные вопросы, но также и из других областей знания.

3.      В равной степени и профессиональные и непрофессиональные вопросы.

4.      Отдала бы предпочтение непрофессиональным вопросам, но включила бы частично и профессиональные.

5.      Включила бы в программу только то, что не связано с профессией.

 

57. За последние три-пять лет Вы… (Отметьте соответствующие пункты.)

1.      …участвовали в экспериментальной работе.

2.      …выступали с докладами из опыта работы.

3.      …опубликовали статью, книгу.

4.      …читали лекции в КГУ, КОИПКРО и т.п.

5.      В чем еще проявилась Ваша творческая деятельность? ________________________

 

58. Что, по-вашему, может стать толчком к пересмотру педагогом привычных способов деятельности?  (В каждой строке отметьте свою позицию  знаком «+».)

 

В большей степени

В меньшей степени

Совсем не повлияли

1. Знакомство с работой воспитателя-мастера 

 

 

 

2. Ощущение неудовлетворенности от «хождения по проторенной тропе»

 

 

 

3. Появление среди воспитанников детей, в работе с которыми испытанные методы не дают эффекта

 

 

 

4. Участие в работе методического объединения

 

 

 

5. Участие в опытно-экспериментальной работе

 

 

 

6. Чтение психолого-педагогической и методической литературы

 

 

 

 

7. Что еще, укажите сами: _______________________________________________________

 

 

 

 

 

III. Слагаемые удовлетворенности

С каким из приведенных ниже суждений Вы согласны? (Выберите для ответа одно суждение.)

Профессия педагога…

59. …скорее нравится, чем не нравится.

60. …совершенно не нравится.

61. …трудно сказать, нравится или нет.

62. …очень нравится.

63. …скорее нравится, чем не нравится

 

64. Хотели бы Вы перейти на другую работу? (Отметьте один ответ.)

1. Да, хотел бы.     2. Трудно сказать.       3. Нет, не хотел бы

Что в настоящее время привлекает Вас в работе педагога? (В каждой строке отметьте свое мнение знаком «+».)

 

В высшей степени

Средне

Совсем не привлекает

65. Возможность проявить творчество  инициативу

 

 

 

66. Возможность интеллектуального и общекультурного развития

 

 

 

67. Возможность проявить свои способности

 

 

 

68. Должностное продвижение

 

 

 

69. Характер взаимоотношений с коллегами

 

 

 

70. Стиль взаимоотношений с администрацией

 

 

 

71. Уважение окружающих

 

 

 

72. Возможность общаться с воспитанниками

 

 

 

73. Длительный отпуск летом

 

 

 

 

74. Что еще, укажите сами: ____________________________________________________

 

IY.  Ваше свободное время.

 

75.  Как Вы проводите свое свободное время? (Выберите, пожалуйста, один вариант ответа.)

1.      Обычно я провожу свой досуг полезно и интересно.

2.      Часто мучаюсь вопросом, чем занять себя в свободные часы.

3.      Мне трудно организовать свой досуг, так как я много работаю.

4.      Досуг практически отсутствует.

Чем Вы занимаетесь в свободные от работы часы? (Расставьте указанные виды деятельности по степени значимости.)

Виды деятельности

Распределение мест: 1 и т.д.

76. Чтение газет, журналов, книг

 

77. Просмотр телепередач

 

78. прослушивание музыки

 

78. Посещение театров, музеев, выставок

 

80. Посещение кинотеатров

 

81. Самодеятельное творчество (танцы, игра на муз. инструментах и т.п.)

 

82. Занятия спортом

 

83. Занятия домашними делами, работа на садовом участке

 

84. Общение с друзьями

 

 

85. Что еще, укажите сами: ____________________________________________________

 

86. Удовлетворены ли Вы тем, как проводите свободное время?

1

2

3

4

5

Да, удовлетворена

Скорее удовлетворена, чем не удовлетворена

Трудно сказать что-то определенное

Скорее не удовлетворена, чем удовлетворена

Нет, не удовлетворена

 

87.  Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? (Выберите один ответ.)

1.      ОТЛИЧНОЕ – длительное время отсутствуют заболевания.

2.      ХОРОШЕЕ – изредка испытываю отдельные недомогания.

3.      УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ – нередки различные недомогания, требующие амбулаторного лечения.

4.      СЛАБОЕ – болею достаточно часто.

 

Y.  Несколько слов о себе.

 

88. Сколько вам лет? __________________________________________________________

 

89. Ваше семейное положение

1.      Не замужем.

2.      Замужем

3.      Разведена

4.      Вдова

 

90. Живут ли с Вами дети? _____________________________________________________

 

91. Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?

1.      Практически ни в чем себе не отказываем.

2.      Среднее.

3.      Ниже среднего (приходится на многом экономить).

4.      Очень трудное (едва сводим концы с концами).

 

92. Каковы дополнительные источники заработка? ______________________________

 

93. Каковы Ваши жилищные условия?

1.      Живу в отдельной квартире.

2.      Живу в коммунальной квартире.

3.      Снимаю квартиру.

4.      Живу с родителями в их квартире и т.п.

 

 

Анализ мотивации деятельности педагогов

 

           Данный опросник желательно использовать не чаще одного раза в год. Важно, чтобы подобный опрос не вызывал напряженности в коллективе.

           При оценке мотивов «значимые для меня самого» проводится ранжирование  мотивов от наиболее до наименее значимого. При  оценке мотивов «ведущие в нашем коллективе» и «мотивы, на которые ориентирована администрация» выделяются три наиболее значимых (по порядку значимости от 1 до 3).

 

Мотивы деятельности.

Значимые для меня самого.

Ведущие в нашем коллективе.

Мотивы, на которые ориентируется администрация

Стремление к достижению профессиональных успехов.

 

 

 

Осознание социальной значимости педагогического труда.

 

 

 

Стремление проявить и утвердить себя в профессии.

 

 

 

Хорошее отношение, профессиональное взаимопонимание коллег.

 

 

 

Желание проявить творчество в работе.

 

 

 

Возможность самостоятельно планировать свою деятельность.

 

 

 

Уважение и  поддержка со стороны администрации.

 

 

 

Стремление к получению большого материального вознаграждения.

 

 

 

 

 

Самооценка профессиональных качеств педагога

 

Инструкция:

      Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует Вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале:

Всегда проявляется.


Очень часто.

Часто.

Не часто.

Иногда.

Редко.

Никогда не проявляется.


       На бланке поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные Вами отметки.

 

  1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших и будущих обстоятельствах.
  2. В работе опираюсь, главным образом, на собственное мнение и опыт.
  3. Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
  4. Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
  5. Стараюсь четко продумывать свои действия, и как эти действия будут восприниматься детьми.
  6. Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.
  7. Считаю все свои действия профессионально оправданными.
  8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельности в работе.
  9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
  10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру, учение, движение и размышление.
  11. На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
  12. С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
  13. Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
  14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.

 

Ф.И.О. (шифр)

Группа                  Возраст                Стаж   

Образование:                                                                      Дата исследования:  «        »

Всегда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень часто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не часто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иногда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

   

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  КАЧЕСТВА:

 

  1. Ординарность -  увлеченность.
  2. Зависимость – самостоятельность.
  3. Самоуверенность – самокритичность.
  4. Профессиональная ригидность – профессиональная гибкость.
  5. Экстрапунитивность – рефлексивность.
  6. Импровизация – стереотипность.
  7. Профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание.
  8. Заниженная самооценка – высокая самооценка.
  9. Упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей.
  10. Односторонний подход – целостный подход к детям.
  11. Самообладание – невыдержанность.
  12. Недостаточная коммуникативность – контактность.
  13. Удовлетворение знаниями – познавательные потребности.
  14. Стандартный подход – творческая направленность.

                                                                  

 

Определение удовлетворенности личности своим трудом

 

 Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие-неблагополучие положения личности  в трудовом коллективе. Показатель содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с коллегами, руководством, уровня притязаний в профессиональной деятельности и т.д.

 

     Инструкция:  внимательно прочтите каждое утверждение и оцените, насколько оно верно для Вас. Выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в)

  1. То, чем я занимаюсь на работе, меня интересует:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. За последние годы я добился успехов в своей профессии:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. У меня сложились хорошие отношения с членами нашего коллектива:

а) да,  б) не со всеми,  в) нет

  1. Удовлетворение, получаемое от работы, важнее, чем высокий заработок:

а) да,  б) не всегда,  в) нет

  1. Занимаемое мной служебное положение не соответствует моим способностям:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. В работе меня прежде всего привлекает возможность узнавать что-то новое:

а) да,  б) отчасти,  в) нет

  1. С каждым годом я ощущаю, как растут мои профессиональные знания:

а) да,  б) не уверен,  в) нет

  1. Люди, с которыми я работаю, уважают меня:

а) да,  б) что-то среднее,  в) нет

  1. В жизни часто бывают ситуации, когда не удается выполнить всю возложенную на Вас работу:

а) да,  б) среднее,  в) нет

  1. В последнее время руководство не раз выражало удовлетворение по поводу моей работы:

а) да,  б) редко,  в) нет

  1. Работу, которую я выполняю, не может выполнить человек с более низкой квалификацией:

а) да,  б) среднее,  в) нет

     12.Процесс работы доставляет мне удовольствие:

          а) да,  б) время от времени,  в) нет

     13.Меня не устраивает организация труда в нашем коллективе:

          а) да,  б) не совсем,  в) нет

     14. У меня часто бывают разногласия с коллегами по работе:

          а) да,  б) иногда,  в) нет

     15.Меня редко поощряют за работу:

          а) да,  б) иногда,  в) нет

16.Даже если бы мне предложили более высокий заработок, я не сменил      бы    место работы:

          а) да,  б) может быть,  в) нет

17.Мой непосредственный руководитель часто не понимает или не хочет

понять меня:

 а) да,  б) иногда,  в) нет

18.В нашем коллективе созданы благоприятные условия для труда:

 а) да,  б) не совсем,  в) нет

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

     Для получения общей оценки удовлетворенности своим трудом и её составляющих необходимо Ваши ответы перевести в баллы с помощью следующей таблицы:

 

Утверждения  

Варианты ответов

 

 а

б

 в

       1             

2

1

 0

       2

2

1

 0

       3

2

1

 0

       4

2

1

 0

       5

2

1

 0

       6

2

1

 0

       7

2

1

 0

       8

2

1

 0

       9

0

1

 2

      10

2

1

 0

      11

2

1

 0

      12

0

1

 2

      13

0

1

 2

      14

0

1

 2

      15

0

1

 2

      16

2

1

 0

      17

0

1

 2

      18

2

1

0

 

     АНАЛИЗ: предложенный опросник позволяет оценить не только Вашу общую удовлетворенность своим трудом, но и рассмотреть её составляющие.

 

Составляющие удовлетворенности

Утверждения

Максимальный балл

Интерес к работе

1, 6, 12

                  6

Удовлетворенность достижениями в работе

2, 7

                  4

Удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами

3, 8, 14

                  6

Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством

10, 15, 17

                  6

Уровень притязаний в профессиональной деятельности

5, 11

                  4     

Предпочтение выполняемой работы заработку

4, 16

                  4  

Удовлетворенность условиями труда

13, 18

                  4

Профессиональная ответственность

9

                  2  

Общая удовлетворенность трудом

1 – 18

                 36

 

 

      Сопоставление полученных Вами баллов с максимальными позволит выявить основания возможной неудовлетворенности, а также сориентироваться в проблемах, которые до этого, может быть, Вами и не осознавались.

 

Стили педагогического общения

 

Инструкция:  внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.

На бланке под номером вопроса поставьте крестик в клеточке выбранного Вами варианта ответа.

1.      Считаете ли Вы, что ребенок должен:

А) делиться с Вами всеми своими мыслями и чувствами и т.д.;

Б) говорить Вам только то, что захочет сам;

В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2.      Если ребенок взял у другого в его отсутствие без разрешения игрушку или карандаш, то Вы:

А) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение;

Б) предоставите самим детям разобраться в своих проблемах;

В) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями.

3.      Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сего   дня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите?

А) похвалите его и всем детям покажете его работу;                                       

Б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

В) скажете ему: «Вот всегда бы так занимался!»

4.      Ребенок при входе в комнату не поздоровался с Вами. Как Вы поступите?

А) заставите его громко при всех поздороваться с Вами;

Б) не обратите на него внимания;

В) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

5.      Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минута. Что Вы предпочтете делать?

А) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как они работают и общаются;

Б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

В) займетесь своими делами (записи, проверка и пр.)

6.      Какая точка зрения Вам кажется наиболее правильной:

А) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящи и на них не стоит обращать особого внимания;

Б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

В) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7.      Ваша исходная позиция в работе с детьми:

А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его.

Б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

В) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности в семье, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8.      Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;

В) положительно, но только тогда, когда согласовано с педагогом.

9.      Ребенок не захотел выполнить задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия?

А) сказали бы: «Ну и не надо!»;

Б) заставили бы выполнить работу;

В) предложили бы другое задание.

10.  Какая позиция,  по-вашему, более правильная:

А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит её, то это его дело, когда-нибудь пожалеет;

В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь

 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

 

Ф.И.О. (шифр)

   Группа                          Возраст                          Стаж      

   Образование                                           Дата исследования     «____»_______________________  

                                                                      

Варианты ответов

Вопросы

   1

   2

   3

   4

   5

   6

   7

   8

   9

  10

   А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ стиля педагогического общения

 

  1. Восприятие отношения ребенка к учителю.
  2. Выбор профессионального воздействия.
  3. Реакция на удачное, успешное действие ребенка.
  4. Реакция на ошибку.
  5. Включенность в деятельность детей.
  6. Отношение к чувствам детей.
  7. Отношение к сотрудничеству с детьми.
  8. Восприятие активности детей.
  9. Учет потребностей детей.
  10. Отношение к детям в целом.

 

                              

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ.

 

Варианты ответов

Вопросы

     

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

 10

      а

  2

  3

  2

  2

  3

  1

  2

  3

  1

  2

      б

  3

  1

  3

  1

  2

  2

  3

  1

  2

  1

      в

  1

  2

  1

  3

  1

  3

  1

  2

  3

  3

 

25-30 баллов –   предпочтение демократического стиля;

20-24 балла    -   склонность к авторитарному стилю;

10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

 

        Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения учитель может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой. В дальнейшем знание о себе должно послужить основой для работы педагога

А Н К Е Т А

«Выявление положительных и отрицательных качеств личности педагога»

 

 

  1. Укажите Ваш педагогический стаж ________________

Образование ___________________________________

  1. Отметьте пять из перечисленных качеств, которые Вы считаете наиболее профессионально значимыми для педагога:

-          любовь, расположенность к детям;

-          педагогическая направленность;

-          высокий уровень культуры,

-          владение методикой учебно-воспитательной работы;

-          коммуникативные способности;

-          перцептивные способности (чтение по лицу);

-          суггестивные способности (внушающее воздействие);

-          эмоциональная устойчивость;

-          познавательные способности (потребность в самообразовании);

-          дидактические способности;

-          организаторские способности;

-          культура и техника речи;

-          педагогический такт;

-          владение мимикой и пантомимикой;

-          умение владеть, управлять чувствами;

-          интуиция, творческое воображение;

-          конструктивные способности (проектирование личности).

  1. Отметьте пять из перечисленных качеств, которые Вы считаете наиболее недопустимыми для педагога:

-          грубость;

-          несдержанность;

-          равнодушие;

-          жестокость;

-          раздражительность;

-          нечестность;

-          придирчивость;

-          небрежность;

-          халатность;

-          рукоприкладство;

-          чувство превосходства;

-          несправедливость;

-          нечеткая дикция;

-          неумение владеть собой.      

                               

 

 

 

 

 

 

А Н К Е Т А

«Самооценка стиля педагогического общения»

      Вам предлагается перечень педагогических воздействий педагога на воспитанников. Выберите из предложенного списка пять, которые наиболее часто встречаются в Вашей педагогической практике.

 


-          повышение интонации;

-          замечание – вопрос;

-          замечание – утверждение;

-          дисциплинирование – приказ;

-          требование;

-          нравоучение;

-          упрек;

-          наказание;

-          просьба;

-          поощрение;

-          пожелание;

-          жест;

-          взгляд;

-          пауза;

-          взгляд без прерывания нити рассказа;

-           стук по столу;

-          мимика;

-          вздох;

-          жест и замечание;

-          взгляд и замечание;

-          пауза и замечание;

-          стук и замечание;

-          изъятие у воспитанника постороннего предмета;


 

 

Самооценочный рейтинг отношения педагога к детям

 

             Предлагается  после подробного объяснения критериев, с целью выявления оптимального стиля отношения к  воспитанникам и стиля отношения, присущего испытуемым.

          

             Краткая характеристика стилей отношения педагога к воспитанникам:

 

 Активно – положительный  стиль характеризуется эмоционально-положительной направленностью по отношению к детям и педагогической деятельностью, которая адекватно реализуется в манере поведения, речевых воздействиях и отношениях с родителями.

Пассивно – положительный стиль при общей эмоционально-положительной направленности в манере поведения и речевых воздействиях обнаруживает замкнутость, сдержанность, педантизм. Таким  педагогам обычно присуща сухость, категоричность, некоторые черты диктатора.

Ситуативный стиль проявляется в эмоциональной нестабильности; под влиянием конкретных ситуаций в поведении  педагога обнаруживаются вспыльчивость, чередование требовательности и либерализма, дружелюбия и враждебности.

Активно – отрицательный стиль характеризуется явной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности, акцентировании внимания на недостатках  воспитанников, частых замечаниях и наказаниях.

Пассивно – отрицательный стиль не так явно проявляется в негативном отношении  педагога к детям и педагогической работе, но он реализуется в эмоциональной вялости, безучастности, скрытой неприязни, сухости и отчужденности, в безразличии к детям, их успехам, неудачам, формализме в работе.

 Внимательно прочитав определения каждого из стилей отношения  педагога к воспитанникам, ответьте:

Ø  Какой стиль отношения к  воспитанникам Вы считаете оптимальным для  педагога (Подчеркните.)


Активно – положительный.

Пассивно – положительный.

Ситуативный.

Активно – отрицательный.

Пассивно – отрицательный


Ø  Какой из этих стилей присущ Вам в большей степени? (Напишите.)

Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях

 

На занятии речь педагога занимает большую часть времени, она принизывает все структурные части учебной деятельности, начиная от  постановки целей и задач до оценки результатов учебного процесса.

Э. Стоун, анализируя речевое общение  педагогов в учебном процессе, пишет о том, что 2/3 деятельности группы посвящено разговору, причем 2/3 этого разговора педагог ведет сам: это объяснение содержания занятия, замечания, пояснения, указания, разъяснение своих требований и т. д.

Но дело не в том, много или мало он говорит, а в том, что он говорит и когда использует речевые воздействия в процессе занятия.

 

Цель данного исследования: анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческости, саморегуляции.

 

Разговор, происходящий на занятии, делится на 10 категорий:

*        1 - 7  относятся к речи педагога;

4, 5, 6, 7 –прямое воздействие на детей,

1, 2, 3    -  косвенное.

             Категория  под  № 4 разделена на две: 4-а – вопросы методически целесообразные и 4-б – вопросы методически нецелесообразные.

             Категория под № 6 тоже разделена на две части: 6-а – указания, необходимые в данной ситуации, даны они в спокойной форме; 6-б – распоряжения, сделанные в резкой, категоричной форме и педагогически нецелесообразные.

*        относятся к речи детей;

    8– ответы детей на вопрос педагога, т. е речь, стимулированная взрослым, определенная по содержанию и по форме желанием педагога и сообразностью учебных задач.

    9 – речь, возникающая по собственной инициативе детей, обусловленная их интересами и познавательными потребностями.

*              10 указывает на ситуации, которые трудно понять наблюдателю.

 

Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятии

 

Реакция педагога на действия детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.               Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятие: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны они в мягкой форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания.

2.               Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения. Одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление.

3.               Принятие и использование представлений, высказываний детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их дополнение, уточнение. Но как только педагога переходит к изложению новой информации, разговор должен быть отнесен к 5 категории.

Собственная инициатива педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.               Задание вопросов с целью получения от ребенка

ответа.

а/ вопросы, методически целесообразные.

Б /вопросы, методически нецелесообразные.

Не относятся сюда вопросы, в которых звучит  неодобрение (категория 7). Например: «Ну и долго тебя ждать?»

5.               Рассказ. Сообщение информации.

6.               Распоряжения, приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться:

а/указания, необходимые в данной ситуации, сделаны они в спокойной форме;

б/указания нецелесообразные, резкая, категоричная форма.

7.               Критические замечания. Цель - пресечь, изменить

действия ребенка; отрицательная оценка его ответов. Язвительные замечания, недовольные жесты, гневные высказывания.

Разговор детей

8.               Ответы ребенка педагога на его вопросы.

9.               Высказывание ребенка по собственной инициативе. Ребенок сам задает вопрос; подводит к новой теме разговора, выходя за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество.

10.           Молчание, замешательство, паузы, шум, высказывания, смысл которых остается неясным наблюдателю.

 

 

Способы анализа  речевого взаимодействия педагога с детьми на занятии:

  • Количественный хронометраж обращений педагога к детям.

 

Номер категорий взаимодействия

 

1

 

2

 

3

 

 

 

5

 

 

 

7

 

8

 

9

 

10

количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Количественный анализ проводится в зависимости от целей наблюдения.

 

 Первый способ анализа позволяет выявить, как различные речевые категории сменяются во временной последовательности на занятии. С помощью этого способа анализа очень хорошо просматривается педагогическое мастерство использования речевых категорий педагога.

Например, такое сочетание категорий, как 1,5,4,8,9,2, говорит о поддержке педагогом детской познавательной активности, о возможностях детей проявлять собственную инициативу на занятиях.

У демократически направленного педагога  на занятиях 9 категория имеет частое проявление и, самое главное, за ней следует в речи педагога либо 3, либо 2. Если в хронометраже за 9-й категорией появляется 7-я или 6-я категория, то это означает, что педагог порицает проявление детской активности, либо старается не замечать ее и уводит разговор детей в другое направление, отвлекает их от инициативы.

Вариант: категории  5, 4, 8 – характеризует формальность, стереотипность ведения занятия, не стимулируется самостоятельность высказываний детей,  педагог ограничивается репродуктивной формой их речевой активности.

Такой способ анализа позволяет выявить типы деятельности детей на занятии, отношение  педагога к проявлению детской инициативы.

 

Второй способ анализа позволяет выявить удельный вес разговора педагога и детей, то есть определить уровень речевой активности  детей на  занятии.

Оптимальным уровнем для  занятия считается соотношение 2:3 (2-речевая активность педагога, 3-речевая активность детей).

Показательным для проявления познавательной активности детей является 9 категория. Если в процессе   занятия она имеет довольно частое проявление, это означает, что педагог создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности детей на  занятии.

Этот способ анализа позволят оценить мастерство педагога в создании условий для развития детской познавательной активности и инициативности в учебном процессе.

 

Третий способ анализа категорий взаимодействия позволяет оценить деятельность педагога с точки зрения создания  мотивационной основы учебной деятельности детей.

Частое использование 6-й и 7-й категорий требует от детей исполнительности, создает напряженность, страх, ожидание порицания, неуверенность в себе, в своих действиях, полную зависимость от оценки педагога, создает дискомфортное состояние и отрицательно сказывается на развитие  мотивационной основы учебной деятельности детей.

Особое внимание при  анализе нужно обратить на использование 2-й категории. Распространенным является суждение о необходимости похвалы действий ребенка со стороны взрослых в учебном процессе в целях развития его желания учиться. При поверхностном  взгляде это утверждение как будто действительно справедливо. Но возникает вопрос: «А если ребенок привыкнет ждать похвалу и будет активен в обучении при условии признания его успехов и снизит ее при отсутствии похвалы со стороны?»

В постоянной похвале таится опасность - развитие зависимости  ребенка от взрослого: во-первых, похвала-это позиция «сверху»,  во-вторых,  она делает человека зависимым от других.

Не получив однажды похвалы за что-нибудь, человек переживает тяжелое чувство неудовлетворенности, станет несчастным. Поэтому 2-я категория, ее количество и место использования должны стать особым предметом обсуждения при анализе речевых взаимодействий педагога с детьми.

 

   Все вместе взятые способы анализа категорий взаимодействия позволяют сделать вывод о стиле педагогического общения  педагога с детьми на  занятиях.

 

Для авторитарного стиля общения характерно использование в основном категорий 4, 5, 6, 7. В речевой активности детей будет в основном проявляться только 8-я категория.

Для демократического стиля общения характерно использование  педагогом 1, 2, 3, 4, 5 категорий. И особенно важно то, что процент разговора детей (8 и 9 категории) больше, чем разговор педагога.

Либерально-попустительский стиль общения характеризуется неустойчивостью использования всех категорий. Кроме того, характерно для такого стиля взаимодействия частое проявление 10-й категории.

 

 


Воспитатель_______________________________________________   группа ________________

 

Номер категории взаимодействия

 

1

 

2

 

3

 

 

 

5

 

 

 

7

 

8

 

9

 

10

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ Содержание 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ Содержание 1

Как вы относитесь к своей профессии? (анкета педагога)

Как вы относитесь к своей профессии? (анкета педагога)

Трудности, с которыми Вы столкнулись, зависели от:

Трудности, с которыми Вы столкнулись, зависели от:

В какой степени Вы согласны со следующими суждениями? (Выскажите

В какой степени Вы согласны со следующими суждениями? (Выскажите

Если допущена педагогическая ошибка, то она…

Если допущена педагогическая ошибка, то она…

Игровые технологии

Игровые технологии

Что в настоящее время привлекает

Что в настоящее время привлекает

Y . Несколько слов о себе. 88

Y . Несколько слов о себе. 88

Возможность самостоятельно планировать свою деятельность

Возможность самостоятельно планировать свою деятельность

Ординарность - увлеченность

Ординарность - увлеченность

У меня часто бывают разногласия с коллегами по работе: а) да, б) иногда, в) нет 15

У меня часто бывают разногласия с коллегами по работе: а) да, б) иногда, в) нет 15

Предпочтение выполняемой работы заработку 4, 16 4

Предпочтение выполняемой работы заработку 4, 16 4

А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

А) положительно – без неё невозможно полноценное развитие;

Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения учитель может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой

Выявленный собственный уровень развития профессионально-личностных качеств и стиль педагогического общения учитель может сравнить со средними значениями указанных параметров, а также сравнить с высокой нормой

А Н К Е Т А «Самооценка стиля педагогического общения»

А Н К Е Т А «Самооценка стиля педагогического общения»

Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях

Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятиях

Собственная инициатива педагога 1

Собственная инициатива педагога 1

Оптимальным уровнем для занятия считается соотношение 2:3 (2-речевая активность педагога, 3-речевая активность детей)

Оптимальным уровнем для занятия считается соотношение 2:3 (2-речевая активность педагога, 3-речевая активность детей)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018