Протокол педагогического обследования
Авторы-составители: А.В. Хаустов, Е.Л. Красносельская, С.В. Воротникова, Ю.И. Ерофеева,
Е.В. Матус, А.И. Станина, И.М. Хаустова, Т.В. Шептунова
Фамилия, имя ребенка ____________________________
Дата рождения ребенка ____________________________
Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол ____________________________
Дата обследования |
Возраст ребенка (год и месяц) |
Общий результат развития (средний балл по таблицам 1–9) |
Дезадаптивное поведение (суммарный балл) |
«___»______________ 20___г.
|
|
|
|
«___»______________ 20___г.
|
|
|
|
Таблица возрастных нормативов 1. «Поведение»
(Дьяченко, Лаврентьева, 1984; Лисина, 1986; Мухина, 2000; Обухова, 1996)
Показатель развития |
Балл (начало года) |
Балл |
Коммен |
|||
По-разному реагирует на свое и чужое имя |
|
|
|
|||
Протягивает руки к близким людям |
|
|
|
|||
По просьбе выполняет ранее заученные действия — «ладушки», «до свидания» |
|
|
|
|||
Реагирует на слова запреты: «нет» или «нельзя» в виде подчинения или протеста |
|
|
|
|||
Подражает действиям взрослых — «читает» книги |
|
|
|
|||
Просит помощи, когда что-нибудь делает, используя слова или жесты |
|
|
|
|||
Помогает при уборке игрушек |
|
|
|
|||
Ведет взрослого за собой, чтобы показать что-либо |
|
|
|
|||
Не плачет, расставаясь с мамой, когда остается со знакомым человеком |
|
|
|
|||
По просьбе, обычно делится игрушками или другим вещами с детьми или взрослыми |
|
|
|
|||
На групповых занятиях выполняет синхронные действия с другими детьми. (Например, ходит парами, в общем кругу, топает ногой и одновременно хлопает в ладоши) |
|
|
|
|||
Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их |
|
|
|
|||
Слушает со вниманием короткие истории |
|
|
|
|||
Повторяет за взрослым движение в определенной последовательности: хлопает в ладоши, поднимает руки вверх, руки — в стороны, опускает руки |
|
|
|
|||
Не выходит за установленные родителями границы территории, на детской площадке, во дворе |
|
|
|
|||
Выполняет поручения в незнакомой обстановке, вне дома |
|
|
|
|||
По-разному общается с младшими и старшими детьми, детьми и взрослыми |
|
|
|
|||
Умеет организовывать рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия |
|
|
|
|||
Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки зрения социальной нормы |
|
|
|
|||
В случае сомнения в правильности выполнения задания обращается за оценкой своих действий к взрослому |
|
|
|
|||
Обращается к незнакомым взрослым на «вы», а педагогам — по имени и отчеству |
|
|
|
|||
Сознательно соблюдает принятые правила поведения, с пониманием их значения |
|
|
|
|||
Подчиняется сигналам светофора и знакам «Идите» и «Стойте» |
|
|
|
|||
Выполняет задание до конца, самостоятельно контролирует правильность его выполнения по ходу деятельности |
|
|
|
|||
Соподчиняет мотивы своего поведения, заканчивает начатое дело до конца, прежде чем приступить к новому |
|
|
|
|||
Воспринимает фронтальную инструкцию, данную на слух или зрительно; удерживает инструкцию до конца задания |
|
|
|
|||
Бережно относится к оборудованию в группе, к окружающим предметам и напоминает об этом другим детям |
|
|
|
|||
Анализирует образец, сличает результат работы с данным образцом, самостоятельно находит и исправляет ошибки |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Таблица возрастных нормативов 2. «Коммуникация»
(Клюев, 1998; Леонтьев, 1969; Лепская, 1997; Лисина, 1986; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)
Показатель развития |
Балл (начало года) |
Балл (конец года) |
Коммен- |
|||
Улыбается при взаимодействии с близким человеком |
|
|
|
|||
Гулит и лепечет в ответ на речь близких людей |
|
|
|
|||
Демонстрирует разделенное внимание: концентрирует внимание на том же предмете, что и взрослый; показывает, дает взрослому игрушку, чтобы поделиться интересами, и т.д. |
|
|
|
|||
Имитирует слова сразу же после того, как услышит их |
|
|
|
|||
Выражает просьбы/требования, отказ, согласие, привлекает внимание, комментирует при помощи жестов и слов |
|
|
|
|||
Демонстрирует предпочтения в ситуации выбора |
|
|
|
|||
Использует невербальную коммуникацию, чтобы инициировать взаимодействие с ровесниками |
|
|
|
|||
Комментирует и описывает текущие события |
|
|
|
|||
Отвечает на простые вопросы и задает их |
|
|
|
|||
Поддерживает простой диалог со взрослыми |
|
|
|
|||
Пересказывает знакомую историю по картинкам |
|
|
|
|||
Говорит о своих чувствах |
|
|
|
|||
Периодически вступает в диалог с ровесниками |
|
|
|
|||
Вступает в простой диалог по телефону |
|
|
|
|||
Поддерживает диалог с ровесниками |
|
|
|
|||
Использует социальные слова, фразы (например, «Извините») |
|
|
|
|||
Адекватно реагирует на чувства других людей |
|
|
|
|||
Начинает понимать язык телодвижений собеседника |
|
|
|
|||
Общается на разнообразные темы |
|
|
|
|||
Начинает принимать во внимание точку зрения собеседника |
|
|
|
|||
Выстраивает диалог, опираясь на интересы собеседника |
|
|
|
|||
Может договариваться с собеседником и находить компромиссное решение |
|
|
|
|||
Называет по просьбе номер домашнего телефона, номер мобильного телефона одного из родственников |
|
|
|
|||
Называет по просьбе полный домашний адрес |
|
|
|
|||
Разговаривает на темы, касающиеся взаимоотношений между людьми и норм социального поведения |
|
|
|
|||
Отвечает соответствующим образом, когда его представляют незнакомым |
|
|
|
|||
Внимательно слушает учителя на уроке (занятии) более 15 минут |
|
|
|
|||
Вежливо, корректно завершает диалог |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Таблица возрастных нормативов 3. «Восприятие»
(Мухина, 2000; Ньюокиктьен, 2009; Обухова, 1996; Стребелева, 1998)
Показатель развития |
Балл (начало года) |
Балл (конец года) |
Коммен- |
|||
Рассматривает предмет в руке |
|
|
|
|||
Находит спрятанный на глазах предмет |
|
|
|
|||
Различает предметы по форме. (Например, отличает кирпичик от кубика) |
|
|
|
|||
Рассматривает фотографии, изображение предметов с четкими контурами |
|
|
|
|||
Смотрит в сторону называемого человека |
|
|
|
|||
Различает и показывает изображения круга и квадрата |
|
|
|
|||
Складывает разрезную картинку из двух частей |
|
|
|
|||
Соотносит реальные предметы с их изображением |
|
|
|
|||
Выбирает из 9 картинок, ту которую ему назвали |
|
|
|
|||
Знает свою одежду |
|
|
|
|||
Подбирает парные картинки (две−четыре пары) предметных картинок |
|
|
|
|||
Показывает шесть названных частей тела |
|
|
|
|||
Соотносит, показывает и называет основные цвета |
|
|
|
|||
Соотносит, показывает и называет предметы трех разных длин (короткий, длинный, средний) |
|
|
|
|||
Составляет предметную разрезную картинку из четырех элементов |
|
|
|
|||
Понимает на слух простые правила игры |
|
|
|
|||
Соотносит образ одинаковых букв |
|
|
|
|||
Узнает перечеркнутые изображения |
|
|
|
|||
Находит 5−6 отличий между двумя рисунками |
|
|
|
|||
Правильно называет оттенки цветов — оранжевый, фиолетовый, голубой, серый, розовый, коричневый |
|
|
|
|||
Узнает фигуры с недостающими деталями |
|
|
|
|||
Определяет на слух, какое слово лишнее |
|
|
|
|||
По силуэту и незначительным деталям определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр. |
|
|
|
|||
Складывает 10 полосок разной длины в порядке убывания |
|
|
|
|||
Правильно указывает основные различия в геометрических формах |
|
|
|
|||
Последовательно выкладывает серию сюжетных картинок (4−5), логично объясняет |
|
|
|
|||
Складывает сюжетную разрезную картинку из 4−6 частей |
|
|
|
|||
Узнает наложенные изображения (фигуры Поппельрейтера) |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Таблица возрастных нормативов 4. «Познавательная сфера»
(Кипхард, 2009; Забрамная, Боровик, 2002; Зиннхубер, 2010; Стребелева, 1998; Штрасмайер, 2002)
Показатель развития |
Балл (начало года) |
Балл (конец года) |
Коммен- |
|||
Проявляет желание получить что-либо |
|
|
|
|||
Самостоятельно играет в игрушки в течение 10 минут |
|
|
|
|||
Складывает игрушки в корзину |
|
|
|
|||
Дает или показывает игрушку взрослым |
|
|
|
|||
Определяет, кому из членов семьи принадлежит данный предмет |
|
|
|
|||
После наблюдения подражает увиденному действию с игрушкой |
|
|
|
|||
Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками |
|
|
|
|||
Сортирует предметы по форме (кубик/шарик) |
|
|
|
|||
Раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам |
|
|
|
|||
Собирает матрешку, состоящую из четырех частей |
|
|
|
|||
Соотносит верх и низ (переворачивает и кладет книгу правильно) |
|
|
|
|||
Собирает по порядку пирамидку из пяти колец |
|
|
|
|||
Сравнивает предметы или животных, находя в них различия и объясняя их |
|
|
|
|||
Классифицирует предметы по признакам действия: что летает, ездит, плавает |
|
|
|
|||
Находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет |
|
|
|
|||
Находит на картинке, где изображены нелепицы, 3−4 несоответствия. Объясняет, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть |
|
|
|
|||
Сравнивает изображения и находит сходство и различие |
|
|
|
|||
Сортирует предметы по разным группам, используя обобщающие слова (растения, одежда, мебель, транспорт, овощи, фрукты) |
|
|
|
|||
Знает, из какого материала построен дом |
|
|
|
|||
Отгадывает загадки, используя накопленный опыт |
|
|
|
|||
Исключает предмет по существенным признакам, самостоятельно называет родовое понятие (4-й лишний) |
|
|
|
|||
Понимает значение понятий: «вчера», «завтра» |
|
|
|
|||
Раскладывает и составляет рассказ по картинкам, ориентируясь на временную последовательность |
|
|
|
|||
Образовывает последующее число добавлением одного предмета, предыдущее — удалением. |
|
|
|
|||
Знает и называет последовательно дни недели |
|
|
|
|||
Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10 |
|
|
|
|||
Определяет и называет последовательность времен года |
|
|
|
|||
Решает задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Таблица возрастных нормативов 5. «Речь»
(Архипова, 2005; Власенко, Чиркина, 1992; Волков, 1993; Филичева, Соболева, 1996)
Показатель развития |
Балл (начало года) |
Балл (конец года) |
Коммен- |
|||
Произносит гласные (вокализирует), гулит |
|
|
|
|||
Произносит некоторые согласные, лепечет |
|
|
|
|||
Произносит первые слова. Использует речь для комментирования окружающего |
|
|
|
|||
Повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами |
|
|
|
|||
Выражает просьбы и комментирует действия, используя словосочетания из двух слов |
|
|
|
|||
Привлекает внимание с помощью речи |
|
|
|
|||
Пользуется фразой из 3−4 слов |
|
|
|
|||
Появляются простые предлоги (в, на, у, с) |
|
|
|
|||
Произносит слова из трех открытых слогов (машина, сапоги) |
|
|
|
|||
Фонематическое восприятие хорошо развито: не смешивает слова, близкие по звучанию |
|
|
|
|||
Говорит о себе в 1-м лице |
|
|
|
|||
В речи появляются понятия времени и места |
|
|
|
|||
Пользуется вопросом «Почему?» |
|
|
|
|||
Сообщает о недавно происшедших событиях |
|
|
|
|||
Использует сложное предложение из 5−8 слов, с простыми предлогами и союзами (и, на, с) |
|
|
|
|||
Любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их |
|
|
|
|||
Правильно произносит шипящие и свистящие звуки |
|
|
|
|||
Выделяет гласный звук в начале, в середине и в конце слова |
|
|
|
|||
Использует в речи грамматически согласованную расширенную фразу |
|
|
|
|||
Замечает ошибки в неверно названном слове (фразе) у себя и других |
|
|
|
|||
Правильно произносит все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры |
|
|
|
|||
В речи нет пропусков и перестановки слогов и звуков |
|
|
|
|||
Выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других |
|
|
|
|||
Подбирает обобщающее слово к произнесенным вслух словам (мебель, обувь, одежда, еда, и т.д.) |
|
|
|
|||
Речь максимально приближена к речи взрослых, с учетом норм литературного языка, звуковой стороны |
|
|
|
|||
Владеет основной системой грамматики: словоизменением, словообразванием, синтаксической структурой предложения |
|
|
|
|||
Правильно произносит слова со сложной слоговой структурой |
|
|
|
|||
Составляет связный устный рассказ (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Таблица возрастных нормативов 6. «Игра»
(Лисина, 1986; Эльконин, 1978; Beyer, Gammeltoft, 2000; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)
Показатель развития |
Балл (начало года) |
Балл (конец года) |
Коммен- |
|||
Улыбается при взаимодействии с близким человеком |
|
|
|
|||
Манипулирует одним предметом (вертит, крутит, облизывает, бросает и т.д.) |
|
|
|
|||
Манипулирует двумя и более предметами одновременно, упорядочивает их (например, строит башню из кубиков, складывает формочки друг в друга и т.д.) |
|
|
|
|||
Играет в простые социальные игры с предсказуемыми действиями со взрослым (например, «ладушки», «по ровненькой дороженьке», «ку-ку» т.д.) |
|
|
|
|||
Выполняет функциональные действия с различными игрушками и бытовыми предметами |
|
|
|
|||
Играет рядом с другим ребенком с собственным набором игровых материалов (параллельная игра) |
|
|
|
|||
Имитирует игровые действия других детей |
|
|
|
|||
Появляется символическая игра: ребенок использует предметы-заместители (например, использует палочку вместо ложки) |
|
|
|
|||
Совершает несколько функциональных и символических действий, не связанных в единый сюжет (например, кормит, возит, моет и т.д.) |
|
|
|
|||
Начинает делиться игрушками и играть в игры с переходом ходов (например, строит башню вместе со взрослым, поочередно устанавливая кубики) |
|
|
|
|||
Приписывает кукле собственные желания в символической игре |
|
|
|
|||
Начинает принимать на себя роли взрослых (например, мамы, папы, воспитательницы), но не называет их словесно |
|
|
|
|||
Совершает игровые действия, отражающие эпизоды из личной жизни (игры «семья», «детский сад») |
|
|
|
|||
Широко использует предметы-заместители; совершает игровые действия с воображаемыми объектами (например, крутит несуществующий руль) |
|
|
|
|||
Совершает несколько последовательных символических действий, объединенных в единую логическую цепочку (сюжетная игра). |
|
|
|
|||
Называет свою роль и роли партнеров по игре |
|
|
|
|||
Соблюдает правила в простых играх |
|
|
|
|||
Делится игрушками по собственной инициативе, играет в игры с переходом ходов без напоминаний |
|
|
|
|||
Проигрывает прочитанные рассказы, показанные картинки, мультфильмы, события общественной жизни |
|
|
|
|||
Принимает на себя разнообразные роли: папы, доктора, водителя, повара и т.д.; называет их |
|
|
|
|||
Совершает разнообразные социальные игровые действия, соответствующие принятой роли |
|
|
|
|||
Использует специфическую ролевую речь, обращенную к партнерам по игре |
|
|
|
|||
Берет на себя роль другого ребенка |
|
|
|
|||
Демонстрирует ярко выраженное ролевое поведение, в том числе речь ребенка в игре носит явно ролевой характер |
|
|
|
|||
Играет в режиссерские игры |
|
|
|
|||
Четко следует социальным правилам в ролевой игре |
|
|
|
|||
Свободно играет в игры-драматизации |
|
|
|
|||
Свободно играет в игры с правилами |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Таблица возрастных нормативов 7. «Крупная моторика»
(Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)
Показатель развития |
Балл (начало года) |
Балл (конец года) |
Коммен- |
|||
Переворачивается со спинки на живот |
|
|
|
|||
Сидит в течение 10 минут |
|
|
|
|||
Самостоятельно ползает |
|
|
|
|||
Ходит при поддержке за обе руки |
|
|
|
|||
Перешагивает через препятствия переставным шагом, нагибается и приседает, чтобы взять предмет |
|
|
|
|||
Залезает на возвышение, взбирается по лестнице |
|
|
|
|||
Бегает |
|
|
|
|||
Спускается и поднимается по ступеням без поддержки |
|
|
|
|||
Прыгает, отрывая обе ноги от пола |
|
|
|
|||
Пытается стоять на одной ноге |
|
|
|
|||
Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя равновесие |
|
|
|
|||
Ездит на трехколесном велосипеде |
|
|
|
|||
Стоит на одной ноге более двух секунд |
|
|
|
|||
Бьет мяч в цель |
|
|
|
|||
Спускается по ступенькам попеременным шагом |
|
|
|
|||
Кидает мяч в руки |
|
|
|
|||
Прыгает на одной ноге |
|
|
|
|||
Ловит мяч двумя руками |
|
|
|
|||
Ездит на велосипеде (3−4-х колесном), совершая плавные повороты |
|
|
|
|||
Стоит на одной ноге более восьми секунд |
|
|
|
|||
Попадает мячом в цель с расстояния 1,5 м |
|
|
|
|||
Прыгает с места через веревку, натянутую на высоте 20 см от пола |
|
|
|
|||
Прыгает с высоты 30 см, приземляясь на корточки |
|
|
|
|||
Стоит на каждой ноге попеременно, с закрытыми глазами |
|
|
|
|||
Проходит по прямой линии с открытыми глазами расстояние 2 м |
|
|
|
|||
Залезает на стул высотой 45 см без помощи рук |
|
|
|
|||
Сидит на корточках с горизонтально вытянутыми руками в течение 10 секунд |
|
|
|
|||
Ездит на двухколесном велосипеде (без дополнительных колес) |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Таблица возрастных нормативов 8. «Мелкая моторика»
(Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)
Показатель развития |
Балл (начало года) |
Балл (конец года) |
Коммен- |
|||
Сжимает предмет в руке |
|
|
|
|||
Сгибает и выпрямляет руки |
|
|
|
|||
Перекладывает предмет из одной руки в другую |
|
|
|
|||
Использует пинцетный захват |
|
|
|
|||
Стучит предметом о предмет |
|
|
|
|||
Указывает при помощи указательного пальца |
|
|
|
|||
Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями или в бутылку |
|
|
|
|||
Строит башню из 3−4 кубиков |
|
|
|
|||
Нанизывает крупные бусы |
|
|
|
|||
Переливает воду из сосуда в сосуд |
|
|
|
|||
Переворачивает страницы |
|
|
|
|||
Открывает спичечный коробок |
|
|
|
|||
Рисует круги |
|
|
|
|||
Пьет из чашки, держа ее одной рукой |
|
|
|
|||
Проводит линию, соединяющую две точки |
|
|
|
|||
Лепит из пластилина «колобок» и «змейку» |
|
|
|
|||
Режет ножницами |
|
|
|
|||
Застегивает и расстегивает пуговицы |
|
|
|
|||
Продевает нитку в иголку |
|
|
|
|||
Вырезает ножницами по контуру |
|
|
|
|||
Бросает мяч руками на расстояние 4 метров |
|
|
|
|||
Рисует простые геометрические формы |
|
|
|
|||
Рисует домик, солнце, дерево |
|
|
|
|||
Завязывает узел |
|
|
|
|||
Рисует человека из восьми частей (голова, шея, туловище, 2 руки, 2 ноги, пальцы) |
|
|
|
|||
Отбивает мяч от земли 3 раза подряд |
|
|
|
|||
Пишет (срисовывает) 10 букв |
|
|
|
|||
Строит конструкции из кубиков, выкладывает из счетных палочек фигуры по образцу |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Таблица возрастных нормативов 9. «Самообслуживание»
(Кипхард, 2006; Зиннхубер, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Штрасмайер, 2002)
Показатель развития |
Балл (начало года) |
Балл (конец года) |
Коммен- |
|||
Самостоятельно сосет и глотает |
|
|
|
|||
Позволяет одевать себя, не сопротивляясь |
|
|
|
|||
Пережевывает пищу |
|
|
|
|||
Пьет из чашки или стакана с помощью |
|
|
|
|||
Имитирует работу по дому |
|
|
|
|||
В течение дня регулярно остается сухим и контролирует свой стул |
|
|
|
|||
Самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки (не обязательно аккуратно) |
|
|
|
|||
Самостоятельно снимает незастегнутую одежду |
|
|
|
|||
Пьет через соломинку |
|
|
|
|||
Вытирает себе руки (салфеткой или полотенцем) |
|
|
|
|||
Самостоятельно моет руки |
|
|
|
|||
Дает знать, когда хочет сходить в туалет |
|
|
|
|||
Ест самостоятельно ложкой и вилкой, почти не пачкаясь |
|
|
|
|||
Надевает на себя куртку, пальто |
|
|
|
|||
Обувает ботинки (шнурки завязывать необязательно) |
|
|
|
|||
Чистит зубы, умывает лицо, под руководством взрослого выполняет все действия в туалете |
|
|
|
|||
Раздевается самостоятельно, застегивает крупные пуговицы, различает переднюю и заднюю части одежды |
|
|
|
|||
После игры убирает игрушки без напоминания |
|
|
|
|||
Самостоятельно пользуется туалетом, моет руки и одевается, пытается завязывать шнурки |
|
|
|
|||
Ножом намазывает на хлеб масло |
|
|
|
|||
Выполняет простые поручения по дому |
|
|
|
|||
Наливает себе напиток из кувшина |
|
|
|
|||
Полностью самостоятельно одевается на прогулку |
|
|
|
|||
Может самостоятельно принять душ |
|
|
|
|||
Правильно пользуется столовыми приборами во время приемов пищи |
|
|
|
|||
Соблюдает правила дорожного движения для пешеходов (смотрит в обе стороны при переходе через дорогу, подчиняется сигналам светофора) |
|
|
|
|||
Завязывает шнурки на бантик |
|
|
|
|||
Самостоятельно застилает постель |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Таблица 10. «Дезадаптивное поведение»
Форма дезадаптивного поведения |
Балл |
Балл |
Коммен- |
Аутоагрессиивное поведение |
|||
Кусает свою руку |
|
|
|
Бьет, стучит себя по голове |
|
|
|
Бьется головой о стену |
|
|
|
Бьется головой о стол |
|
|
|
Агрессивное поведение |
|||
Плюет на других людей |
|
|
|
Бьет других людей по лицу |
|
|
|
Кусает других людей |
|
|
|
Щипает окружающих |
|
|
|
Тянет, дергает за волосы окружающих |
|
|
|
Стереотипное поведение |
|||
Выполняет однообразные действия: раскачивается, потряхивает и взмахивает руками, вращается |
|
|
|
Выполняет в особом порядке ритуалы нефункционального характера — располагает объекты определенным образом |
|
|
|
Проявляет чрезмерный интерес к необычным неигровым предметам |
|
|
|
Ритмично повторяет звуки или слова |
|
|
|
Стереотипно повторяет слова или фразы |
|
|
|
Проявляет чрезмерный интерес к датам, маршрутам или расписаниям |
|
|
|
Прерывание деятельности |
|||
Сбрасывает предметы |
|
|
|
Кричит и плачет при малейших требованиях |
|
|
|
Вскакивает из-за стола в процессе выполнения какой-либо деятельности |
|
|
|
Дурачится, проявляет нежелание начинать или продолжать деятельность |
|
|
|
Кричит, издает громкие звуки, выражающие протест |
|
|
|
Дефицит поведения |
|||
Демонстрирует избирательную активность: манипулирует только любимой игрушкой, новые предметы не обследует |
|
|
|
С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. |
|
|
|
Концентрирует внимание только в течение короткого промежутка времени |
|
|
|
Проявляет выраженную импульсивность: вскакивает, опережая указания, хватает предметы |
|
|
|
Проявляет пассивность, неспособность к действию, для начала деятельности ждет указаний взрослого |
|
|
|
Не допускает изменений установленного порядка, сопротивляется переменам (например, перестановки мебели, смены одежды) |
|
|
|
Не испытывает удовольствие или проявляет протест при физическом контакте |
|
|
|
СУММА БАЛЛОВ |
|
|
|
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Коммуни- |
Восприя- |
Познава- |
Речь |
Игра |
Крупная моторика |
Мелкая моторика |
Самооб- |
|
|||||||||||||||||
Инструкция по заполнению протокола
При заполнении протокола сбор первичной информации о развитии ребенка проводится в беседе с родителями и оценивается учителем-дефектологом со слов родителей, оценочный балл ставится в подходящую клетку таблицы протокола обследования.
При первичном обследовании оценочные баллы заносятся в протокол карандашом. Заполнение протокола специалистом продолжается в течение диагностического периода (1 месяц) 2 раза в год — в сентябре и мае учебного года.
Для правильного заполнения протокола педагогического обследования необходимо последовательно проделать ряд операций.
В титульном листе протокола заполните строки «Фамилия, имя ребенка», «Дата рождения ребенка», «Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол», «Ф.И.О. респондента», «Дата обследования».
Последовательно заполните таблицы возрастных нормативов с 1-й по 9-ю. В столбце «Балл (начало года)» напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от сформированности навыка:
«0» — навык не сформирован. Ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык или только пытается выполнить действие.
«1» — навык сформирован частично. Ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца либо иногда использует данный навык (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.);
«2» — навык сформирован полностью. Ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми.
Когда все баллы по таблицам возрастных нормативов с 1-й по 9-ю будут проставлены, подсчитайте сумму и запишите в строке «Сумма баллов».
В столбце «Комментарий» по мере необходимости отмечайте особенности формирования навыков: например, ребенок использует навык только с мамой, или только с помощью взрослого, или только в знакомой обстановке, или выполняет только на знакомых пособиях.
Подсчитайте общий результат развития (средний балл по таблицам возрастных нормативов 1–9). Для этого сложите суммы баллов по таблицам возрастных нормативов 1–9 и разделите эту сумму на количество таблиц возрастных нормативов (на 9). Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Общий результат развития (средний балл по таблицам 1–9)» напротив соответствующей даты обследования.
Заполните таблицу 10 «Дезадаптивное поведение». В столбце «Балл (начало года)» напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от степени выраженности дезадаптивного поведения:
«0» — данная форма дезадаптивного поведения у ребенка отсутствует полностью;
«1» — данная форма дезадаптивного поведения у ребенка недостаточно выражена и (или) наблюдается редко, только в определенных ситуациях;
«2» — данная форма дезадаптивного поведения у ребенка ярко выражена и (или) наблюдается постоянно в различных ситуациях.
Когда все баллы по таблице 10 («Дезадаптивное поведение») будут проставлены, подсчитайте их сумму и запишите в строке «Сумма баллов». Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Дезадаптивное поведение (суммарный балл)» напротив соответствующей даты обследования.
В столбце «Комментарий» по мере необходимости отмечайте особенности, связанные с данным поведением: например, ребенок использует данную форму дезадаптивного поведения только при взаимодействии с родителями или только в учебной ситуации и т.д.
Построение психолого-педагогического профиля развития ребенка
Для наглядного представления результатов обследования используется таблица «Профиль развития ребенка».
Сначала в таблице отметьте календарный возраст ребенка — нарисуйте линию вдоль всей таблицы на уровне, соответствующем его календарному возрасту. Затем в столбцах «Начало года» при помощи линии отметьте количество набранных ребенком баллов по каждой таблице возрастных нормативов. Все ячейки, находящиеся под чертой, заштрихуйте. В результате получается диаграмма, отражающая уровень развития ребенка по каждой области развития. Высота столбцов в диаграмме указывает на то, какому возрасту (в сравнении со среднестатистической нормой) соответствует уровень развития ребенка.
Сравнение на графике данных о календарном возрасте ребенка с данными о его реальном развитии позволяет наглядно увидеть, насколько сформированы у него навыки по каждой области развития относительно среднестатистической возрастной нормы.
В зависимости от результатов обследования по предложенной методике разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком. В качестве целей обучения из таблиц возрастных нормативов выбираются те умения и навыки, которые у ребенка либо сформированы частично (1 балл), либо не сформированы совсем (0 баллов). При этом нужно соблюдать последовательность, указанную в таблице, постепенно усложняя поставленные задачи.
Если в результате обследования у ребенка были выявлены различные формы дезадаптивного поведения, то целью коррекционной работы становится их уменьшение и устранение.
Для выявления результативности коррекционной работы и обучения в конце года проводится повторное обследование по предложенной методике. Результаты итогового обследования заносятся в столбцы «Конец года». Динамика по количественным показателям осуществляется путем сравнения итогов первичного и заключительного обследования.
В ходе первоначальной апробации предложенного протокола была установлена его конкурентная валидность и результативность использования в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими РАС, в условиях ЦПМССДиП. В настоящий момент ведется научно-методическая работа по детальному описанию методик и процедур оценки уровня развития детей с РАС с использованием протокола педагогического обследования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.