Диагностический материал для детей с РАС
Оценка 4.6

Диагностический материал для детей с РАС

Оценка 4.6
Подготовка к тестированию
doc
классное руководство +2
1 кл—4 кл
24.03.2023
Диагностический материал для детей с РАС
Диагностики.doc

Протокол педагогического обследования

 

Авторы-составители: А.В. Хаустов, Е.Л. Красносельская, С.В. Воротникова, Ю.И. Ерофеева,

Е.В. Матус, А.И. Станина, И.М. Хаустова, Т.В. Шептунова

 

 

Фамилия, имя ребенка ____________________________

Дата рождения ребенка ____________________________

Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол ____________________________

 

Дата обследования

Возраст ребенка

(год и месяц)

Общий результат развития

(средний балл по таблицам 19)

Дезадаптивное поведение (суммарный балл)

 

«___»______________ 20___г.

 

 

 

 

 

«___»______________ 20___г.

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 1. «Поведение»

(Дьяченко, Лаврентьева, 1984; Лисина, 1986; Мухина, 2000; Обухова, 1996)

 

Показатель развития

Балл (начало года)

Балл
(конец года)

Коммен
тарий

По-разному реагирует на свое и чужое имя

 

 

 

Протягивает руки к близким людям

 

 

 

По просьбе выполняет ранее заученные действия — «ладушки», «до свидания»

 

 

 

Реагирует на слова запреты: «нет» или «нельзя» в виде подчинения или протеста

 

 

 

Подражает действиям взрослых — «читает» книги

 

 

 

Просит помощи, когда что-нибудь делает, используя слова или жесты

 

 

 

Помогает при уборке игрушек

 

 

 

Ведет взрослого за собой, чтобы показать что-либо

 

 

 

Не плачет, расставаясь с мамой, когда остается со знакомым человеком

 

 

 

По просьбе, обычно делится игрушками или другим вещами с детьми или взрослыми

 

 

 

На групповых занятиях выполняет синхронные действия с другими детьми. (Например, ходит парами, в общем кругу, топает ногой и одновременно хлопает в ладоши)

 

 

 

Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их

 

 

 

Слушает со вниманием короткие истории

 

 

 

Повторяет за взрослым движение в определенной последовательности: хлопает в ладоши, поднимает руки вверх, руки — в стороны, опускает руки

 

 

 

Не выходит за установленные родителями границы территории, на детской площадке, во дворе

 

 

 

Выполняет поручения в незнакомой обстановке, вне дома

 

 

 

По-разному общается с младшими и старшими детьми, детьми и взрослыми

 

 

 

Умеет организовывать рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия

 

 

 

Оценивает по сюжетным картинкам поступки с точки зрения социальной нормы

 

 

 

В случае сомнения в правильности выполнения задания обращается за оценкой своих действий к взрослому

 

 

 

Обращается к незнакомым взрослым на «вы», а педагогам по имени и отчеству

 

 

 

Сознательно соблюдает принятые правила поведения, с пониманием их значения

 

 

 

Подчиняется сигналам светофора и знакам «Идите» и «Стойте»

 

 

 

Выполняет задание до конца, самостоятельно конт­ролирует правильность его выполнения по ходу деятельности

 

 

 

Соподчиняет мотивы своего поведения, заканчивает начатое дело до конца, прежде чем приступить к новому

 

 

 

Воспринимает фронтальную инструкцию, данную на слух или зрительно; удерживает инструкцию до конца задания

 

 

 

Бережно относится к оборудованию в группе, к окружающим предметам и напоминает об этом другим детям

 

 

 

Анализирует образец, сличает результат работы с данным образцом, самостоятельно находит и исправляет ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 2. «Коммуникация»

(Клюев, 1998; Леонтьев, 1969; Лепская, 1997; Лисина, 1986; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)

 

Показатель развития

Балл (начало года)

Балл (конец года)

Коммен-
тарий

Улыбается при взаимодействии с близким человеком

 

 

 

Гулит и лепечет в ответ на речь близких людей

 

 

 

Демонстрирует разделенное внимание: концентрирует внимание на том же предмете, что и взрослый; показывает, дает взрослому игрушку, чтобы поделиться интересами, и т.д.

 

 

 

Имитирует слова сразу же после того, как услышит их

 

 

 

Выражает просьбы/требования, отказ, согласие, привлекает внимание, комментирует при помощи жестов и слов

 

 

 

Демонстрирует предпочтения в ситуации выбора

 

 

 

Использует невербальную коммуникацию, чтобы инициировать взаимодействие с ровесниками

 

 

 

Комментирует и описывает текущие события

 

 

 

Отвечает на простые вопросы и задает их

 

 

 

Поддерживает простой диалог со взрослыми

 

 

 

Пересказывает знакомую историю по картинкам

 

 

 

Говорит о своих чувствах

 

 

 

Периодически вступает в диалог с ровесниками

 

 

 

Вступает в простой диалог по телефону

 

 

 

Поддерживает диалог с ровесниками

 

 

 

Использует социальные слова, фразы (например, «Извините»)

 

 

 

Адекватно реагирует на чувства других людей

 

 

 

Начинает понимать язык телодвижений собеседника

 

 

 

Общается на разнообразные темы

 

 

 

Начинает принимать во внимание точку зрения собеседника

 

 

 

Выстраивает диалог, опираясь на интересы собеседника

 

 

 

Может договариваться с собеседником и находить компромиссное решение

 

 

 

Называет по просьбе номер домашнего телефона, номер мобильного телефона одного из родственников

 

 

 

Называет по просьбе полный домашний адрес

 

 

 

Разговаривает на темы, касающиеся взаимоотношений между людьми и норм социального поведения

 

 

 

Отвечает соответствующим образом, когда его представляют незнакомым

 

 

 

Внимательно слушает учителя на уроке (занятии) более 15 минут

 

 

 

Вежливо, корректно завершает диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 3. «Восприятие»

(Мухина, 2000; Ньюокиктьен, 2009; Обухова, 1996; Стребелева, 1998)

 

Показатель развития

Балл (начало года)

Балл (конец года)

Коммен-
тарий

Рассматривает предмет в руке

 

 

 

Находит спрятанный на глазах предмет

 

 

 

Различает предметы по форме. (Например, отличает кирпичик от кубика)

 

 

 

Рассматривает фотографии, изображение предметов с четкими контурами

 

 

 

Смотрит в сторону называемого человека

 

 

 

Различает и показывает изображения круга и квадрата

 

 

 

Складывает разрезную картинку из двух частей

 

 

 

Соотносит реальные предметы с их изображением

 

 

 

Выбирает из 9 картинок, ту которую ему назвали

 

 

 

Знает свою одежду

 

 

 

Подбирает парные картинки (две−четыре пары) предметных картинок

 

 

 

Показывает шесть названных частей тела

 

 

 

Соотносит, показывает и называет основные цвета

 

 

 

Соотносит, показывает и называет предметы трех разных длин (короткий, длинный, средний)

 

 

 

Составляет предметную разрезную картинку из четырех элементов

 

 

 

Понимает на слух простые правила игры

 

 

 

Соотносит образ одинаковых букв

 

 

 

Узнает перечеркнутые изображения

 

 

 

Находит 5−6 отличий между двумя рисунками

 

 

 

Правильно называет оттенки цветов — оранжевый, фиолетовый, голубой, серый, розовый, коричневый

 

 

 

Узнает фигуры с недостающими деталями

 

 

 

Определяет на слух, какое слово лишнее

 

 

 

По силуэту и незначительным деталям определяет предмет и различает его величину, форму, удаленность и пр.

 

 

 

Складывает 10 полосок разной длины в порядке убывания

 

 

 

Правильно указывает основные различия в геометрических формах

 

 

 

Последовательно выкладывает серию сюжетных картинок (4−5), логично объясняет

 

 

 

Складывает сюжетную разрезную картинку из 4−6 частей

 

 

 

Узнает наложенные изображения (фигуры Поппельрейтера)

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 4. «Познавательная сфера»

(Кипхард, 2009; Забрамная, Боровик, 2002; Зиннхубер, 2010; Стребелева, 1998; Штрасмайер, 2002)

 

Показатель развития

Балл

(начало года)

Балл (конец года)

Коммен-
тарий

Проявляет желание получить что-либо

 

 

 

Самостоятельно играет в игрушки в течение 10 минут

 

 

 

Складывает игрушки в корзину

 

 

 

Дает или показывает игрушку взрослым

 

 

 

Определяет, кому из членов семьи принадлежит данный предмет

 

 

 

После наблюдения подражает увиденному действию с игрушкой

 

 

 

Узнает шесть вещей в окружении или в книге с картинками

 

 

 

Сортирует предметы по форме (кубик/шарик)

 

 

 

Раскладывает предметы на группы по образцу, по функциональным признакам

 

 

 

Собирает матрешку, состоящую из четырех частей

 

 

 

Соотносит верх и низ (переворачивает и кладет книгу правильно)

 

 

 

Собирает по порядку пирамидку из пяти колец

 

 

 

Сравнивает предметы или животных, находя в них различия и объясняя их

 

 

 

Классифицирует предметы по признакам действия: что летает, ездит, плавает

 

 

 

Находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет

 

 

 

Находит на картинке, где изображены нелепицы, 3−4 несоответствия. Объясняет, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть

 

 

 

Сравнивает изображения и находит сходство и различие

 

 

 

Сортирует предметы по разным группам, используя обобщающие слова (растения, одежда, мебель, транспорт, овощи, фрукты)

 

 

 

Знает, из какого материала построен дом

 

 

 

Отгадывает загадки, используя накопленный опыт

 

 

 

Исключает предмет по существенным признакам, самостоятельно называет родовое понятие (4-й лишний)

 

 

 

Понимает значение понятий: «вчера», «завтра»

 

 

 

Раскладывает и составляет рассказ по картинкам, ориентируясь на временную последовательность

 

 

 

Образовывает последующее число добавлением одного предмета, предыдущее — удалением.

 

 

 

Знает и называет последовательно дни недели

 

 

 

Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10

 

 

 

Определяет и называет последовательность времен года

 

 

 

Решает задачи на сложение и вычитание, используя наглядный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 5. «Речь»

(Архипова, 2005; Власенко, Чиркина, 1992; Волков, 1993; Филичева, Соболева, 1996)

 

Показатель развития

Балл (начало года)

Балл (конец года)

Коммен-
тарий

Произносит гласные (вокализирует), гулит

 

 

 

Произносит некоторые согласные, лепечет

 

 

 

Произносит первые слова. Использует речь для комментирования окружающего

 

 

 

Повторяет за взрослым новые слоги, копирует интонацию, восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами

 

 

 

Выражает просьбы и комментирует действия, используя словосочетания из двух слов

 

 

 

Привлекает внимание с помощью речи

 

 

 

Пользуется фразой из 3−4 слов

 

 

 

Появляются простые предлоги (в, на, у, с)

 

 

 

Произносит слова из трех открытых слогов (машина, сапоги)

 

 

 

Фонематическое восприятие хорошо развито: не смешивает слова, близкие по звучанию

 

 

 

Говорит о себе в 1-м лице

 

 

 

В речи появляются понятия времени и места

 

 

 

Пользуется вопросом «Почему?»

 

 

 

Сообщает о недавно происшедших событиях

 

 

 

Использует сложное предложение из 5−8 слов, с простыми предлогами и союзами (и, на, с)

 

 

 

Любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их

 

 

 

Правильно произносит шипящие и свистящие звуки

 

 

 

Выделяет гласный звук в начале, в середине и в конце слова

 

 

 

Использует в речи грамматически согласованную расширенную фразу

 

 

 

Замечает ошибки в неверно названном слове (фразе) у себя и других

 

 

 

Правильно произносит все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры

 

 

 

В речи нет пропусков и перестановки слогов и звуков

 

 

 

Выделяет слоги или слова с заданным звуком из группы других

 

 

 

Подбирает обобщающее слово к произнесенным вслух словам (мебель, обувь, одежда, еда, и т.д.)

 

 

 

Речь максимально приближена к речи взрослых, с учетом норм литературного языка, звуковой стороны

 

 

 

Владеет основной системой грамматики: словоизменением, словообразванием, синтаксической структурой предложения

 

 

 

Правильно произносит слова со сложной слоговой структурой

 

 

 

Составляет связный устный рассказ (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 6. «Игра»

(Лисина, 1986; Эльконин, 1978; Beyer, Gammeltoft, 2000; Johnson-Martin, Attermeier, Hacker, 1990; Sparrow, Balla, Cicchetti, 1984)

 

Показатель развития

Балл (начало года)

Балл (конец года)

Коммен-
тарий

Улыбается при взаимодействии с близким человеком

 

 

 

Манипулирует одним предметом (вертит, крутит, облизывает, бросает и т.д.)

 

 

 

Манипулирует двумя и более предметами одновременно, упорядочивает их (например, строит башню из кубиков, складывает формочки друг в друга и т.д.)

 

 

 

Играет в простые социальные игры с предсказуемыми действиями со взрослым (например, «ладушки», «по ровненькой дороженьке», «ку-ку» т.д.)

 

 

 

Выполняет функциональные действия с различными игрушками и бытовыми предметами

 

 

 

Играет рядом с другим ребенком с собственным набором игровых материалов (параллельная игра)

 

 

 

Имитирует игровые действия других детей

 

 

 

Появляется символическая игра: ребенок использует предметы-заместители (например, использует палочку вместо ложки)

 

 

 

Совершает несколько функциональных и символических действий, не связанных в единый сюжет (например, кормит, возит, моет и т.д.)

 

 

 

Начинает делиться игрушками и играть в игры с переходом ходов (например, строит башню вместе со взрослым, поочередно устанавливая кубики)

 

 

 

Приписывает кукле собственные желания в символической игре

 

 

 

Начинает принимать на себя роли взрослых (например, мамы, папы, воспитательницы), но не называет их словесно

 

 

 

Совершает игровые действия, отражающие эпизоды из личной жизни (игры «семья», «детский сад»)

 

 

 

Широко использует предметы-заместители; совершает игровые действия с воображаемыми объектами (например, крутит несуществующий руль)

 

 

 

Совершает несколько последовательных символических действий, объединенных в единую логическую цепочку (сюжетная игра).

 

 

 

Называет свою роль и роли партнеров по игре

 

 

 

Соблюдает правила в простых играх

 

 

 

Делится игрушками по собственной инициативе, играет в игры с переходом ходов без напоминаний

 

 

 

Проигрывает прочитанные рассказы, показанные картинки, мультфильмы, события общественной жизни

 

 

 

Принимает на себя разнообразные роли: папы, доктора, водителя, повара и т.д.; называет их

 

 

 

Совершает разнообразные социальные игровые действия, соответствующие принятой роли

 

 

 

Использует специфическую ролевую речь, обращенную к партнерам по игре

 

 

 

Берет на себя роль другого ребенка

 

 

 

Демонстрирует ярко выраженное ролевое поведение, в том числе речь ребенка в игре носит явно ролевой характер

 

 

 

Играет в режиссерские игры

 

 

 

Четко следует социальным правилам в ролевой игре

 

 

 

Свободно играет в игры-драматизации

 

 

 

Свободно играет в игры с правилами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 7. «Крупная моторика»

(Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)

 

Показатель развития

Балл (начало года)

Балл (конец года)

Коммен-
тарий

Переворачивается со спинки на живот

 

 

 

Сидит в течение 10 минут

 

 

 

Самостоятельно ползает

 

 

 

Ходит при поддержке за обе руки

 

 

 

Перешагивает через препятствия переставным шагом, нагибается и приседает, чтобы взять предмет

 

 

 

Залезает на возвышение, взбирается по лестнице

 

 

 

Бегает

 

 

 

Спускается и поднимается по ступеням без поддержки

 

 

 

Прыгает, отрывая обе ноги от пола

 

 

 

Пытается стоять на одной ноге

 

 

 

Стоит на одной ноге, кратковременно сохраняя равновесие

 

 

 

Ездит на трехколесном велосипеде

 

 

 

Стоит на одной ноге более двух секунд

 

 

 

Бьет мяч в цель

 

 

 

Спускается по ступенькам попеременным шагом

 

 

 

Кидает мяч в руки

 

 

 

Прыгает на одной ноге

 

 

 

Ловит мяч двумя руками

 

 

 

Ездит на велосипеде (3−4-х колесном), совершая плавные повороты

 

 

 

Стоит на одной ноге более восьми секунд

 

 

 

Попадает мячом в цель с расстояния 1,5 м

 

 

 

Прыгает с места через веревку, натянутую на высоте 20 см от пола

 

 

 

Прыгает с высоты 30 см, приземляясь на корточки

 

 

 

Стоит на каждой ноге попеременно, с закрытыми глазами

 

 

 

Проходит по прямой линии с открытыми глазами расстояние 2 м

 

 

 

Залезает на стул высотой 45 см без помощи рук

 

 

 

Сидит на корточках с горизонтально вытянутыми руками в течение 10 секунд

 

 

 

Ездит на двухколесном велосипеде (без дополнительных колес)

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 8. «Мелкая моторика»

(Вавилова, 1983; Глазырина, 1999; Забрамная, Боровик, 2002; Стребелева, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Зиннхубер, 2010; Кипхард, 2009)

 

Показатель развития

Балл (начало года)

Балл (конец года)

Коммен-
тарий

Сжимает предмет в руке

 

 

 

Сгибает и выпрямляет руки

 

 

 

Перекладывает предмет из одной руки в другую

 

 

 

Использует пинцетный захват

 

 

 

Стучит предметом о предмет

 

 

 

Указывает при помощи указательного пальца

 

 

 

Опускает мелкие предметы в коробочку с отверстиями или в бутылку

 

 

 

Строит башню из 3−4 кубиков

 

 

 

Нанизывает крупные бусы

 

 

 

Переливает воду из сосуда в сосуд

 

 

 

Переворачивает страницы

 

 

 

Открывает спичечный коробок

 

 

 

Рисует круги

 

 

 

Пьет из чашки, держа ее одной рукой

 

 

 

Проводит линию, соединяющую две точки

 

 

 

Лепит из пластилина «колобок» и «змейку»

 

 

 

Режет ножницами

 

 

 

Застегивает и расстегивает пуговицы

 

 

 

Продевает нитку в иголку

 

 

 

Вырезает ножницами по контуру

 

 

 

Бросает мяч руками на расстояние 4 метров

 

 

 

Рисует простые геометрические формы

 

 

 

Рисует домик, солнце, дерево

 

 

 

Завязывает узел

 

 

 

Рисует человека из восьми частей (голова, шея, туловище, 2 руки, 2 ноги, пальцы)

 

 

 

Отбивает мяч от земли 3 раза подряд

 

 

 

Пишет (срисовывает) 10 букв

 

 

 

Строит конструкции из кубиков, выкладывает из счетных палочек фигуры по образцу

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица возрастных нормативов 9. «Самообслуживание»

(Кипхард, 2006; Зиннхубер, 2009; Питерси, Трилор, 2001; Штрасмайер, 2002)

 

Показатель развития

Балл (начало года)

Балл (конец года)

Коммен-
тарий

Самостоятельно сосет и глотает

 

 

 

Позволяет одевать себя, не сопротивляясь

 

 

 

Пережевывает пищу

 

 

 

Пьет из чашки или стакана с помощью

 

 

 

Имитирует работу по дому

 

 

 

В течение дня регулярно остается сухим и контролирует свой стул

 

 

 

Самостоятельно ест ложкой и пьет из чашки (не обязательно аккуратно)

 

 

 

Самостоятельно снимает незастегнутую одежду

 

 

 

Пьет через соломинку

 

 

 

Вытирает себе руки (салфеткой или полотенцем)

 

 

 

Самостоятельно моет руки

 

 

 

Дает знать, когда хочет сходить в туалет

 

 

 

Ест самостоятельно ложкой и вилкой, почти не пачкаясь

 

 

 

Надевает на себя куртку, пальто

 

 

 

Обувает ботинки (шнурки завязывать необязательно)

 

 

 

Чистит зубы, умывает лицо, под руководством взрослого выполняет все действия в туалете

 

 

 

Раздевается самостоятельно, застегивает крупные пуговицы, различает переднюю и заднюю части одежды

 

 

 

После игры убирает игрушки без напоминания

 

 

 

Самостоятельно пользуется туалетом, моет руки и одевается, пытается завязывать шнурки

 

 

 

Ножом намазывает на хлеб масло

 

 

 

Выполняет простые поручения по дому

 

 

 

Наливает себе напиток из кувшина

 

 

 

Полностью самостоятельно одевается на прогулку

 

 

 

Может самостоятельно принять душ

 

 

 

Правильно пользуется столовыми приборами во время приемов пищи

 

 

 

Соблюдает правила дорожного движения для пешеходов (смотрит в обе стороны при переходе через дорогу, подчиняется сигналам светофора)

 

 

 

Завязывает шнурки на бантик

 

 

 

Самостоятельно застилает постель

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10. «Дезадаптивное поведение»

 

Форма дезадаптивного поведения

Балл
(начало
года)

Балл
(конец
года)

Коммен-
тарий

Аутоагрессиивное поведение

Кусает свою руку

 

 

 

Бьет, стучит себя по голове

 

 

 

Бьется головой о стену

 

 

 

Бьется головой о стол

 

 

 

Агрессивное поведение

Плюет на других людей

 

 

 

Бьет других людей по лицу

 

 

 

Кусает других людей

 

 

 

Щипает окружающих

 

 

 

Тянет, дергает за волосы окружающих

 

 

 

Стереотипное поведение

Выполняет однообразные действия: раскачивается, потряхивает и взмахивает руками, вращается

 

 

 

Выполняет в особом порядке ритуалы нефункционального характера — располагает объекты определенным образом

 

 

 

Проявляет чрезмерный интерес к необычным неигровым предметам

 

 

 

Ритмично повторяет звуки или слова

 

 

 

Стереотипно повторяет слова или фразы

 

 

 

Проявляет чрезмерный интерес к датам, маршрутам или расписаниям

 

 

 

Прерывание деятельности

Сбрасывает предметы

 

 

 

Кричит и плачет при малейших требованиях

 

 

 

Вскакивает из-за стола в процессе выполнения какой-либо деятельности

 

 

 

Дурачится, проявляет нежелание начинать или продолжать деятельность

 

 

 

Кричит, издает громкие звуки, выражающие протест

 

 

 

Дефицит поведения

Демонстрирует избирательную активность: манипулирует только любимой игрушкой, новые предметы не обследует

 

 

 

С трудом переключается с одного вида деятельности на другой.

 

 

 

Концентрирует внимание только в течение короткого промежутка времени

 

 

 

Проявляет выраженную импульсивность: вскакивает, опережая указания, хватает предметы

 

 

 

Проявляет пассивность, неспособность к действию, для начала деятельности ждет указаний взрослого

 

 

 

Не допускает изменений установленного порядка, сопротивляется переменам (например, перестановки мебели, смены одежды)

 

 

 

Не испытывает удовольствие или проявляет протест при физическом контакте

 

 

 

СУММА БАЛЛОВ

 

 

 

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуни-
кация

Восприя-
тие

Познава-
тельная сфера

Речь

Игра

Крупная моторика

Мелкая моторика

Самооб-
служива-
ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция по заполнению протокола

При заполнении протокола сбор первичной информации о развитии ребенка проводится в беседе с родителями и оценивается учителем-дефектологом со слов родителей, оценочный балл ставится в подходящую клетку таблицы протокола обследования.

При первичном обследовании оценочные баллы заносятся в протокол карандашом. Заполнение протокола специалистом продолжается в течение диагностического периода (1 месяц) 2 раза в год в сентябре и мае учебного года.

Для правильного заполнения протокола педагогического обследования необходимо последовательно проделать ряд операций.

В титульном листе протокола заполните строки «Фамилия, имя ребенка», «Дата рождения ребенка», «Ф.И.О. педагога, заполнившего протокол», «Ф.И.О. респондента», «Дата обследования».

Последовательно заполните таблицы возрастных нормативов с 1-й по 9-ю. В столбце «Балл (начало года)» напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от сформированности навыка:

«0» — навык не сформирован. Ребенок никогда не выполняет и не использует данный навык или только пытается выполнить действие.

«1» — навык сформирован частично. Ребенок начал выполнять действие в течение последнего месяца либо иногда использует данный навык (например, только с близкими людьми, только с взрослыми, только в домашних условиях и т.д.);

«2» — навык сформирован полностью. Ребенок использует данный навык в различных ситуациях, в разных местах, с разными людьми.

Когда все баллы по таблицам возрастных нормативов с 1-й по 9-ю будут проставлены, подсчитайте сумму и запишите в строке «Сумма баллов».

В столбце «Комментарий» по мере необходимости отмечайте особенности формирования навыков: например, ребенок использует навык только с мамой, или только с помощью взрослого, или только в знакомой обстановке, или выполняет только на знакомых пособиях.

Подсчитайте общий результат развития (средний балл по таблицам возрастных нормативов 1–9). Для этого сложите суммы баллов по таблицам возрастных нормативов 1–9 и разделите эту сумму на количество таблиц возрастных нормативов (на 9). Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Общий результат развития (средний балл по таблицам 1–9)» напротив соответствующей даты обследования.

Заполните таблицу 10 «Дезадаптивное поведение». В столбце «Балл (начало года)» напротив каждого утверждения проставьте количество баллов в зависимости от степени выраженности дезадаптивного поведения:

«0» — данная форма дезадаптивного поведения у ребенка отсутствует полностью;

«1» — данная форма дезадаптивного поведения у ребенка недостаточно выражена и (или) наблюдается редко, только в определенных ситуациях;

«2» — данная форма дезадаптивного поведения у ребенка ярко выражена и (или) наблюдается постоянно в различных ситуациях.

Когда все баллы по таблице 10 («Дезадаптивное поведение») будут проставлены, подсчитайте их сумму и запишите в строке «Сумма баллов». Полученное число впишите на титульном листе протокола в графу «Дезадаптивное поведение (суммарный балл)» напротив соответствующей даты обследования.

В столбце «Комментарий» по мере необходимости отмечайте особенности, связанные с данным поведением: например, ребенок использует данную форму дезадаптивного поведения только при взаимодействии с родителями или только в учебной ситуации и т.д.

 

 

Построение психолого-педагогического профиля развития ребенка

Для наглядного представления результатов обследования используется таблица «Профиль развития ребенка».

Сначала в таблице отметьте календарный возраст ребенка — нарисуйте линию вдоль всей таблицы на уровне, соответствующем его календарному возрасту. Затем в столбцах «Начало года» при помощи линии отметьте количество набранных ребенком баллов по каждой таблице возрастных нормативов. Все ячейки, находящиеся под чертой, заштрихуйте. В результате получается диаграмма, отражающая уровень развития ребенка по каждой области развития. Высота столбцов в диаграмме указывает на то, какому возрасту (в сравнении со среднестатистической нормой) соответствует уровень развития ребенка.

Сравнение на графике данных о календарном возрасте ребенка с данными о его реальном развитии позволяет наглядно увидеть, насколько сформированы у него навыки по каждой области развития относительно среднестатистической возрастной нормы.

В зависимости от результатов обследования по предложенной методике разрабатывается индивидуальная программа работы с ребенком. В качестве целей обучения из таблиц возрастных нормативов выбираются те умения и навыки, которые у ребенка либо сформированы частично (1 балл), либо не сформированы совсем (0 баллов). При этом нужно соблюдать последовательность, указанную в таблице, постепенно усложняя поставленные задачи.

Если в результате обследования у ребенка были выявлены различные формы дезадаптивного поведения, то целью коррекционной работы становится их уменьшение и устранение.

Для выявления результативности коррекционной работы и обучения в конце года проводится повторное обследование по предложенной методике. Результаты итогового обследования заносятся в столбцы «Конец года». Динамика по количественным показателям осуществляется путем сравнения итогов первичного и заключительного обследования.

В ходе первоначальной апробации предложенного протокола была установлена его конкурентная валидность и результативность использования в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими РАС, в условиях ЦПМССДиП. В настоящий момент ведется научно-методическая работа по детальному описанию методик и процедур оценки уровня развития детей с РАС с использованием протокола педагогического обследования.

 

 


Протокол педагогического обследования

Протокол педагогического обследования

По просьбе, обычно делится игрушками или другим вещами с детьми или взрослыми

По просьбе, обычно делится игрушками или другим вещами с детьми или взрослыми

Таблица возрастных нормативов 2

Таблица возрастных нормативов 2

Внимательно слушает учителя на уроке (занятии) более 15 минут

Внимательно слушает учителя на уроке (занятии) более 15 минут

объясняет

объясняет

Образовывает последующее число добавлением одного предмета, предыдущее — удалением

Образовывает последующее число добавлением одного предмета, предыдущее — удалением

Замечает ошибки в неверно названном слове (фразе) у себя и других

Замечает ошибки в неверно названном слове (фразе) у себя и других

Начинает делиться игрушками и играть в игры с переходом ходов (например, строит башню вместе со взрослым, поочередно устанавливая кубики)

Начинает делиться игрушками и играть в игры с переходом ходов (например, строит башню вместе со взрослым, поочередно устанавливая кубики)

Таблица возрастных нормативов 7

Таблица возрастных нормативов 7

Таблица возрастных нормативов 8

Таблица возрастных нормативов 8

Таблица возрастных нормативов 9

Таблица возрастных нормативов 9

Таблица 10. «Дезадаптивное поведение»

Таблица 10. «Дезадаптивное поведение»

С трудом переключается с одного вида деятельности на другой

С трудом переключается с одного вида деятельности на другой

Коммуни- кация Восприя- тие

Коммуни- кация Восприя- тие

При первичном обследовании оценочные баллы заносятся в протокол карандашом

При первичном обследовании оценочные баллы заносятся в протокол карандашом

Начало года» при помощи линии отметьте количество набранных ребенком баллов по каждой таблице возрастных нормативов

Начало года» при помощи линии отметьте количество набранных ребенком баллов по каждой таблице возрастных нормативов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2023