МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад №1 «Улыбка»
Утверждаю
Заведующая МБДОУ детский сад №1 «Улыбка
Л. Д. Лукьянова
«____» ____________ 2015г
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МОДУЛИ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей детей с 2 до 7 лет
педагога-психолога
Южаковой Светланы Александровны
пгт. Смирных
2015год
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МОДУЛИ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей детей с 2 до 7 лет
Данные диагностические модули включают методики психологической диагностики развития ребенка в соответствии с направлениями психического развития (интеллектуальное, личностное, эмоционально-волевое, психофизическое). Содержание диагностических ситуаций разработано с учетом их близости к ситуациям образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями, определенными ФГОС ДО.
При диагностических процедурах использованы методы: естественный эксперимент, беседа, наблюдение. Каждая методика предполагает определенный способ фиксации и оценки тех психологических проявлений у детей, которые являются индикаторами для определения того, насколько успешно решается конкретная общеразвивающая задача.
Оценка полученных диагностических данных дает возможность получить представление об индивидуальной динамике становления определенного психологического феномена у конкретного воспитанника, а также о степени сформированности каждого диагностируемого показателя у воспитанников данной возрастной группы.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей детей 2-3 лет
Методики психологической диагностики
Направления психического развития |
Методики психологической диагностики |
Метод диагностики |
Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие |
Методика диагностики зрительного внимания и памяти |
Естественный эксперимент |
Зрительное внимание и память |
Методика диагностики соотносящих действий |
Естественный эксперимент |
Соотносящие действия |
|
Методика диагностики мыслительных операций |
Естественный эксперимент |
Мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения |
|
Методика диагностики орудийных действий |
Естественный эксперимент |
Орудийные действия |
|
Методика диагностики воображения при восприятии текста |
Естественный эксперимент |
Предпосылки воображения при восприятии текста |
|
Методика диагностики предпосылок воображения в рисовании |
Естественный эксперимент |
Предпосылки воображения в рисовании |
|
Личностное развитие |
Методика диагностики представлений о себе |
Беседа |
Представления о себе |
Методика диагностики представлений о себе как компонента самосознания |
Естественный эксперимент |
Представления о себе как компонента самосознания |
|
Методика диагностики самоузнавания |
Естественный эксперимент |
Самоузнавание |
|
Методика диагностики образа Я |
Естественный эксперимент |
Образ Я |
|
Методика диагностики самостоятельности |
Естественный эксперимент |
Самостоятельность |
|
Методика диагностики потребностей |
Наблюдение |
Потребности |
|
Методика диагностики предпосылок личностного поведения |
Наблюдение |
Предпосылки личностного поведения |
|
Методика диагностики предпосылок творческих способностей как творческого компонента личности |
Наблюдение, анализ продуктов деятельности |
Предпосылки творческих способностей как творческого компонента личности |
|
Развитие эмоционально-волевой сферы |
Методика диагностики эмоционально-волевой сферы |
Наблюдение |
Эмоционально-волевая сфера |
Методика диагностики предпосылок эмоционально-волевой саморегуляции |
Наблюдение |
Эмоционально-волевая саморегуляция |
|
Психофизическое развитие |
Методика диагностики психомоторного развития |
Естественный эксперимент |
Психомоторное развитие |
|
Методика диагностики психомоторного благополучия |
Наблюдение |
Психомоторное благополучие |
Педагог-психолог _______________ Южакова С.А.
(подпись)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей детей 3-4 лет
Методики психологической диагностики
Направления психического развития |
Методики психологической диагностики |
Метод диагностики |
Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие |
Методика диагностики зрительного внимания и памяти |
эксперимент |
Зрительное внимание и память |
Методика диагностики восприятия |
эксперимент |
Восприятие |
|
Методика диагностики наглядного моделирования |
эксперимент |
Наглядное моделирование |
|
Методика диагностики сформированности аналитико-синтетических умений |
эксперимент |
Аналитико-синтетические умения |
|
Методика диагностики на интеллектуальное развитие («Разрезанные картинки», «Коробочка форм», «Оценка интеллектуальной активности») |
эксперимент |
Интеллектуальная активность |
|
Методика диагностики воображения |
эксперимент |
Воображение |
|
Методика диагностики предпосылок воображения в рисовании |
эксперимент |
Предпосылки воображения в рисовании |
|
Личностное развитие |
Методика диагностики представлений о себе как компонента самосознания («Фотография») |
эксперимент |
Представления о себе как компонента самосознания |
Методика диагностики осознания моральных норм |
эксперимент |
Осознание моральных норм |
|
Методика диагностики уровня сформированности игровых навыков |
Естественный эксперимент |
Уровень сформированности игровых навыков |
|
Развитие эмоционально-волевой сферы |
Методика диагностики эмоционально-волевой сферы |
Наблюдение |
Эмоционально-волевая сфера |
Методика диагностики предпосылок эмоционально-волевой саморегуляции |
Наблюдение |
Эмоционально-волевая саморегуляция |
|
Методика диагностики эмоционального состояния |
Естественный эксперимент |
Эмоциональное состояние |
|
Методика диагностики степени позитивно-негативного психического состояния («Паровозик») |
Эксперимент |
Степень позитивно-негативного психического состояния |
|
Психофизическое развитие |
Методика диагностики психомоторного развития |
Естественный эксперимент |
Психомоторное развитие |
Методика диагностики психомоторного благополучия |
Наблюдение |
Психомоторное благополучие |
Педагог-психолог _______________ Южакова С.А.
(подпись)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей детей 4-5 лет
Методики психологической диагностики
Направления психического развития |
Методики психологической диагностики |
Метод диагностики |
Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие |
Методика диагностики зрительного внимания и памяти |
Естественный эксперимент |
Зрительное внимание и память |
Методика диагностики слухового внимания и памяти |
Естественный эксперимент |
Слуховое внимание и память |
|
Методика диагностики уровня развития действий восприятия |
Естественный эксперимент |
Восприятие |
|
Методика диагностики наглядного моделирования и аналитико-синтетических умений (2 методики) |
Естественный эксперимент |
Мышление |
|
Методика диагностики воображения |
Естественный эксперимент |
Воображение |
|
Методика диагностики интеллектуального развития («Чего не хватает на этих картинках?», «Узнай, кто это?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Нелепицы», «Найди и вычеркни», «10 предметов») |
Естественный эксперимент |
Интеллектуальное развитие |
|
Личностное развитие |
Методика диагностики проявления самостоятельности |
Естественный эксперимент |
Самостоятельность |
Методика диагностики особенностей развития мотивационной сферы |
Естественный эксперимент |
Мотивационная сфера |
|
Методика диагностики особенности самооценки в разных видах деятельности (де Греефе) |
Естественный эксперимент |
Самооценка |
|
Методика диагностики эмоционального отношения к нравственным нормам («Сюжетные картинки») |
Естественный эксперимент |
Моральные нормы |
|
Развитие эмоционально-волевой сферы |
Методика диагностики уровня тревожности (Захаров) |
Естественный эксперимент |
Уровень тревожности
|
Методика диагностики степени позитивно-негативного психического состояния «Паровозик» |
Естественный эксперимент |
Степень позитивно-негативного психического состояния |
|
Психофизическое развитие |
Методика диагностики психомоторного развития |
Естественный эксперимент |
Психомоторное развитие |
Методика диагностики психомоторного благополучия |
Наблюдение |
Психомоторное благополучие |
Педагог-психолог _______________ Южакова С.А.
(подпись)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей детей 5-6 лет
Методики психологической диагностики
Направления психического развития |
Методики психологической диагностики |
Метод диагностики |
Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие |
Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания («Найди и вычеркни») |
Естественный эксперимент |
Внимание |
Методика диагностики наглядно-образного мышления («Чем залатать коврик») |
Естественный эксперимент |
Наглядно-образное мышление |
|
Методика диагностики образных представлений об окружающем мире и логических связях между объектами («Нелепицы») |
Естественный эксперимент |
Образные представления |
|
Методика диагностики мыслительной операции обобщения («Исключение лишнего»), установление причинно-следственных связей («Последовательные картинки») |
Естественный эксперимент |
Мыслительные операции |
|
Методика диагностики воображения («Дорисовывание фигур») |
Естественный эксперимент |
Воображение |
|
Личностное развитие |
Методика диагностики проявления самостоятельности |
Естественный эксперимент |
Самостоятельность |
Методика диагностики особенностей развития мотивационной сферы |
Естественный эксперимент |
Мотивационная сфера |
|
Методика диагностики особенности самооценки в разных видах деятельности (де Греефе), вид самооценки («Лесенка») |
Естественный эксперимент |
Самооценка |
|
Методика диагностики представлений о себе, отношение к себе («Автопортрет») |
Естественный эксперимент |
Представления о себе |
|
Методика диагностики эмоционального отношения к нравственным нормам («Сюжетные картинки») |
Естественный эксперимент |
Моральные нормы |
|
Методика диагностики мотивационных предпочтений («Три желания») |
Естественный эксперимент |
Мотивационные предпочтения |
|
Развитие эмоционально-волевой сферы |
Методика диагностики уровня тревожности (Захаров), диагностика проявления тревожности (Теммл, Дорки) |
Естественный эксперимент |
Уровень тревожности
|
Методика диагностики степени позитивно-негативного психического состояния «Паровозик» |
Естественный эксперимент |
Степень позитивно-негативного психического состояния |
|
Методика диагностики страхов («Страхи в домиках») |
Естественный эксперимент |
Страхи |
|
Психофизическое развитие |
Методика диагностики психомоторного развития |
Естественный эксперимент |
Психомоторное развитие |
Методика диагностики психомоторного благополучия |
Наблюдение |
Психомоторное благополучие |
Педагог-психолог _______________ Южакова С.А.
(подпись)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ
выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей детей 6-7 лет
Методики психологической диагностики
Направления психического развития |
Методики психологической диагностики |
Метод диагностики |
Показатели психического развития |
Интеллектуальное развитие |
Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания («Найди и вычеркни») |
Естественный эксперимент |
Внимание |
Методика диагностики наглядно-образного мышления («Чем залатать коврик») |
Естественный эксперимент |
Наглядно-образное мышление |
|
Методика диагностики образных представлений об окружающем мире и логических связях между объектами («Нелепицы») |
Естественный эксперимент |
Образные представления |
|
Методика диагностики мыслительной операции обобщения («Исключение лишнего»), установление причинно-следственных связей («Последовательные картинки») |
Естественный эксперимент |
Мыслительные операции |
|
Методика диагностики воображения («Дорисовывание фигур») |
Естественный эксперимент |
Воображение |
|
Личностное развитие |
Методика диагностики особенности самооценки в разных видах деятельности (де Греефе), вид самооценки («Лесенка») |
Естественный эксперимент |
Самооценка |
Методика диагностики представлений о себе, отношение к себе («Автопортрет») |
Естественный эксперимент |
Представления о себе |
|
Методика диагностики мотивационных предпочтений («Три желания») |
Естественный эксперимент |
Мотивационные предпочтения |
|
Развитие эмоционально-волевой сферы |
Методика диагностики уровня тревожности (Захаров), диагностика проявления тревожности (Теммл, Дорки) |
Естественный эксперимент |
Уровень тревожности
|
Методика диагностики степени позитивно-негативного психического состояния «Паровозик» |
Естественный эксперимент |
Степень позитивно-негативного психического состояния |
|
Методика диагностики страхов («Страхи в домиках») |
Естественный эксперимент |
Страхи |
|
Психофизическое развитие |
Методика диагностики двигательных умений и способностей |
Естественный эксперимент |
Двигательные умения и способности |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ (по ФГОС)
ПСИХОДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Компоненты психологической готовности |
Уровни диагностики |
Предмет диагностического обследования детей 6-7 лет |
Информационный компонент |
Первичная диагностика |
Установление причинно-следственных связей (тест 1) Вербальное мышление (модифицированный тест Керна-Йирасека) (тест 2) |
Вторичная диагностика |
Интеллектуальные умения: - обобщение (тест 3); -классификация (тест 4) |
|
Третичная диагностика |
Мнемические процессы: - механическая память («10 слов») (тест 5); - кратковременная зрительная память («10 предметов») (тест 6). Внимание: - произвольность («Копирование точек») (тест 7); - устойчивость (тест А. Рея «Переплетенные линии») (тест 8); - переключение (10 отличий в картинках) (тест 9). Восприятие: - фигурно-фоновые отношения (тест 10) |
|
Произвольность |
Первичная диагностика |
Организация действий: - умение действовать по образцу (методика Гуткиной «Домик») (тест 11) |
Вторичная диагностика |
Общая способность к обучению (методика Ульенковой «Флажки») (тест 12) |
|
Третичная диагностика |
Общая способность к обучению (методика Ульенковой «Елочка») (тест 13) |
|
Личностно-мотивационный компонент |
Первичная диагностика |
Новая внутренняя позиция (тест «Представь себе…») (тест 14) |
Вторичная диагностика |
Эмоциональное отношение к школе (тест «Веселый-грустный») (тест 15) |
|
Третичная диагностика |
Знания о школе («Школа-детский сад») (тест 16) |
|
Психофизиологический компонент |
Первичная диагностика |
Зрительно-моторная координация (тест Бендер) (тест 17) |
|
Вторичная диагностика |
Двигательное подражание («пробы моторной одаренности» Озерецкого) (тест 18) |
|
Третичная диагностика |
- |
Педагог-психолог _______________ Южакова С.А.
(подпись)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.