И.И. Кравцова,
учитель надомного обучения,
ГКОУ КК школа-интернат
ст-цы Крыловской,
Крыловский район, Краснодарский край, Россия.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Аннотация. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. Педагогическая работа с ребенком ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является предмет «Музыка и движение.»
Ключевые слова: музыка и движение , музыкальные упражнения , ОВЗ, ТМНР.
Музыка и движение много значат для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Эти занятия помогают вовлекать таких детей, стимулировать их и развивать интерес к различным видам деятельности, а также развивать и активизировать мышление. Индивидуальные музыкальные игры помогают снять психологический и эмоциональный стресс и формируют навыки социального поведения, то есть помогают ребенку общаться, социализируют его. Разучивание движений под определенные ритмы способствует развитию концентрации внимания, памяти, сосредоточенности и настраивает на целенаправленную деятельность.
Упражнения с движениями под музыку улучшают физическое состояние, укрепляют здоровье воспитанников и воспитывают привычку к ведению здорового образа жизни. Кроме того, такие занятия развивают детское воображение, фантазию, творчество и креативность. Также проводятся различные комплексные игры разного уровня подвижности и различной направленности, упражнения на расслабление, снимающие мышечное и эмоциональное напряжение в конце занятия. Освоение музыкально-двигательных упражнений помогает детям научиться слышать, внимательно следить за мелодией, запоминать ее и заканчивать движения одновременно с окончанием музыкального сопровождения. Многие дети с ТМНР внимательно слушают музыку и понимают ее логическое завершение, но иногда из-за плохой координации движений им трудно остановиться вовремя. Поэтому улучшение координации является одной из целей занятий по предмету.
Через развитие двигательных музыкальных способностей добиваются повышения функциональных возможностей организма, общей физической подготовленности, развития психических и личностных свойств детей. Специальное внимание уделяется танцевальному характеру движений, красоте, грациозности и элегантности их исполнения, воспитанию эстетического чувства и нравственных качеств у занимающихся. [3, с.29].
В процессе игровых, музыкальных и танцевальных занятий формируется интерес к различным видам музыкальной деятельности на основе интересов ребенка (слушание, пение, движение под музыку). Развивается слуховое и двигательное восприятие, а также танцевальные и вокальные навыки через участие в исполнении простых танцевальных движений под музыку и пении. Дети узнают знакомые песни, подпевают им, проявляют положительные эмоциональные реакции и стремятся к совместной музыкальной деятельности.
Я считаю, что ритмичные танцевальные движения – это физиологическая потребность развивающегося организма ребенка. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, активно влияют на кровообращение, улучшают дыхание и способствуют выработке большого количества необходимых организму ребенка веществ.
В моей работе использую такой вид музыкально-двигательной деятельности детей с ТМНР, как оздоровительные упражнения игрового и танцевального характера, бодрящей - после сна, двигательной деятельности, физкультминуток в ходе индивидуальных занятий, на праздниках в классах. [2, с.11]
Мною проведен анализ работы по теме творческого поиска «Эмоциональная и двигательная отзывчивость на музыку, как средство социализации и самореализации с ребенком ТМНР». Увеличение двигательной активности детей, обучающихся на дому, во время занятий показало, что движения под музыку, танцы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика и прослушивание музыки положительно влияют на нервную систему ребенка, его физическое и моральное развитие, а также успеваемость на уроках. Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации и формированию чувства собственного достоинства.
Научить детей чувствовать музыку, выполнять разнообразные движения можно применять следующие методы и приемы:
-способ «подражания» движений учителя образцу (исполнение помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения, у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения);
-упражнения условными жестами, мимикой (при разучивании стихов и песен);
- «показ с ошибками» (специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку);
- «музыкальные тренинги со словами и без» (дети эффективно преодолевают свои психофизические недостатки и к концу обучения приобретают положительные результаты и радость общения и получение знаний). [5, с.20]
Музыкальные двигательные упражнения и игры под музыку помогают закрепить навыки и умения детей и улучшить физическое здоровье, голосовые и музыкальные данные, создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии. Необходимо внедрять эти технологии в ежедневный образовательный процесс в обучении на дому индивидуально именно поэтому, а также для здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе. [2, с.38].
Таким образом, музыка и движение рассматриваются как средство развития эмоциональной и личностной сферы, а также как средство социализации и самореализации ребенка. На индивидуальных музыкальных занятиях обучающихся с ТМНР появляется способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, а также музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные вокальные и танцевальные способности.
Музыка и движение – это естественное состояние детей, поэтому они могут легко избавить их от страха в незнакомой обстановке. Они могут помочь детям развить память и речь, воображение, избавиться от застенчивости и агрессивности, научиться воспринимать звук, ритм и контролировать движения собственного. Творческий подход в преподавании предмета «Музыка и движение» проявляется также в использовании элементов импровизации, которые позволяют учащимся двигаться свободно, то есть так, как подсказывает им музыка [1, с.174].
Список литературы
1. АООП УО Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
2. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004
3. Заярная, Н. И. Музыка и движение : учеб.-метод, пособие / Н. И. Заярная, Е. А. Смирнова; - Хабаровск : Изд-во Тихо- океан. гос. ун-та, 2019. - 124 с
4. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. — СПб: Союз художников, 2011.
5. Шанских Г. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. — 2003. - №5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.