ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Оценка 4.6

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Оценка 4.6
Документация +1
docx
другое +2
СCУЗ, ВУЗ
24.11.2024
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ, КАК СРЕДСТВО  СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Аннотация. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. Педагогическая работа с ребенком ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является предмет «Музыка и движение.»
файл Кравцова И.И._статья.docx

И.И. Кравцова,

учитель надомного обучения,

ГКОУ КК школа-интернат

ст-цы Крыловской,                                                                                                                                                                                    

Крыловский район, Краснодарский край, Россия.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ, КАК СРЕДСТВО  СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ

ДЕТЕЙ С ОВЗ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. Педагогическая работа с ребенком ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является предмет «Музыка и движение.»

Ключевые слова: музыка и движение , музыкальные  упражнения , ОВЗ, ТМНР.

 

Музыка и движение много значат для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Эти занятия помогают вовлекать таких детей, стимулировать их и развивать интерес к различным видам деятельности, а также развивать и активизировать мышление. Индивидуальные музыкальные игры помогают снять психологический и эмоциональный стресс и формируют навыки социального поведения, то есть помогают ребенку общаться, социализируют его. Разучивание движений под определенные ритмы способствует развитию концентрации внимания, памяти, сосредоточенности и настраивает на целенаправленную деятельность.

Упражнения с движениями под музыку улучшают физическое состояние, укрепляют здоровье воспитанников и воспитывают привычку к ведению здорового образа жизни. Кроме того, такие занятия развивают детское воображение, фантазию, творчество и креативность. Также проводятся различные комплексные игры разного уровня подвижности и различной направленности, упражнения на расслабление, снимающие мышечное и эмоциональное напряжение в конце занятия. Освоение музыкально-двигательных упражнений помогает детям научиться слышать, внимательно следить за мелодией, запоминать ее и заканчивать движения одновременно с окончанием музыкального сопровождения. Многие дети с ТМНР внимательно слушают музыку и понимают ее логическое завершение, но иногда из-за плохой координации движений им трудно остановиться вовремя. Поэтому улучшение координации является одной из целей занятий по предмету.

Через развитие двига­тельных музыкальных способностей добиваются повышения функциональных возмож­ностей организма, общей физической подготовленности, развития психи­ческих и личностных свойств детей. Специальное внимание уде­ляется танцевальному характеру движений, красоте, грациозности и эле­гантности их исполнения, воспитанию эстетического чувства и нравствен­ных качеств у занимающихся. [3, с.29].  

В процессе игровых, музыкальных и танцевальных занятий формируется интерес к различным видам музыкальной деятельности на основе интересов ребенка (слушание, пение, движение под музыку). Развивается слуховое и двигательное восприятие, а также танцевальные и вокальные навыки через участие в исполнении простых танцевальных движений под музыку и пении. Дети узнают знакомые песни, подпевают им, проявляют положительные эмоциональные реакции и стремятся к совместной музыкальной деятельности.

   Я считаю, что ритмичные танцевальные движения – это физиологическая потребность развивающегося организма ребенка. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, активно влияют на кровообращение, улучшают дыхание и способствуют выработке большого количества необходимых организму ребенка веществ.

В моей работе использую такой вид музыкально-двигательной деятельности детей с ТМНР, как оздоровительные упражнения игрового и танцевального характера, бодрящей -  после сна, двигательной деятельности, физкультминуток в ходе индивидуальных занятий, на праздниках в классах.    [2, с.11]

Мною проведен анализ работы по теме творческого поиска «Эмоциональная и двигательная отзывчивость на музыку, как средство социализации и самореализации с ребенком ТМНР». Увеличение двигательной активности детей, обучающихся на дому, во время занятий показало, что движения под музыку, танцы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика и прослушивание музыки положительно влияют на нервную систему ребенка, его физическое и моральное развитие, а также успеваемость на уроках. Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации и формированию чувства собственного достоинства.  

Научить детей чувствовать музыку, выполнять разнообразные движения можно применять следующие методы и приемы:

-способ «подражания» движений учителя образцу (исполнение помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения, у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения);

-упражнения условными жестами, мимикой (при разучивании стихов и песен);

- «показ с ошибками» (специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку);

- «музыкальные тренинги со словами и без» (дети эффективно преодолевают свои психофизические недостатки и к концу обучения приобретают положительные результаты и радость общения и получение знаний). [5, с.20]

Музыкальные двигательные упражнения и игры под музыку помогают закрепить навыки и умения детей и улучшить физическое здоровье, голосовые и музыкальные данные, создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии. Необходимо внедрять эти технологии в ежедневный образовательный процесс в обучении на дому индивидуально именно поэтому, а также для здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе. [2, с.38]. 

Таким образом, музыка и движение рассматриваются как средство развития эмоциональной и личностной сферы, а также как средство социализации и самореализации ребенка.  На индивидуальных музыкальных занятиях обучающихся с ТМНР появляется способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, а также музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные вокальные и танцевальные способности.

Музыка и движение – это естественное состояние детей, поэтому они могут легко избавить их от страха в незнакомой обстановке. Они могут помочь детям развить память и речь, воображение, избавиться от застенчивости и агрессивности, научиться воспринимать звук, ритм и контролировать движения собственного. Творческий подход в преподавании предмета «Музыка и движение» проявляется также в использовании элементов импровизации, которые позволяют учащимся двигаться свободно, то есть так, как подсказывает им музыка [1, с.174]. 

 

Список литературы

1.                  АООП УО   Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).

2.                  Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004

3.                  Заярная, Н. И. Музыка и движение : учеб.-метод, пособие / Н. И. Заярная, Е. А.         Смирнова; - Хабаровск : Изд-во Тихо- океан. гос. ун-та, 2019. - 124 с

4.                  Овчинникова Т. Музыка для здоровья. — СПб: Союз художников, 2011.

5.                  Шанских Г. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. — 2003. - №5


 

И.И. Кравцова, учитель надомного обучения,

И.И. Кравцова, учитель надомного обучения,

Многие дети с ТМНР внимательно слушают музыку и понимают ее логическое завершение, но иногда из-за плохой координации движений им трудно остановиться вовремя

Многие дети с ТМНР внимательно слушают музыку и понимают ее логическое завершение, но иногда из-за плохой координации движений им трудно остановиться вовремя

ТМНР». Увеличение двигательной активности детей, обучающихся на дому, во время занятий показало, что движения под музыку, танцы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика и прослушивание музыки положительно…

ТМНР». Увеличение двигательной активности детей, обучающихся на дому, во время занятий показало, что движения под музыку, танцы, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика и прослушивание музыки положительно…

Таким образом, музыка и движение рассматриваются как средство развития эмоциональной и личностной сферы, а также как средство социализации и самореализации ребенка

Таким образом, музыка и движение рассматриваются как средство развития эмоциональной и личностной сферы, а также как средство социализации и самореализации ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2024