Диагностика
Методика «Мозаика» Е.О. Смирновой
Цель: исследовать практическую освоенность нравственных норм, ори-ентацию на доброжелательное отношение и интерес ребѐнка к сверстнику через проявление сопереживания, эмоционального соучастия и деятельного содействия, помощи.
Одному из детей предлагалось сложить мозаику, адаптированную для его возраста. За его действиями наблюдали взрослый и сверстник. В первой части эксперимента взрослый давал негативную оценку действиям ребѐнка - высказывал свои сомнения, говорил другому о том, что его товарищу пока не удаѐтся сложить мозаику, что у него это плохо получается, и наблюдал за ре-акцией своего собеседника. Во второй части эксперимента взрослый, наобо-рот, начинал хвалить ребѐнка, пытающегося довести начатое им дело до кон-ца и всѐ-таки сложить мозаику. Здесь также фиксировались реакции другого испытуемого.
После того, когда первый ребѐнок справлялся с заданием, другой при-ступал к его выполнению. Для большего накала ситуации был введѐн сорев-новательный мотив: детям говорилось, что они собирают мозаику на время.
При обработке результатов, полученных при проведении этой методики, степень проявления эмоциональной вовлечѐнности в деятельность и пережи-вания другого ребѐнка оценивалась по следующей шкале:
0 баллов - полное отсутствие эмоционального отношения к сверстнику, равнодушие;
1 балл - низкая степень эмоциональной вовлечѐнности (короткие отры-вочные взгляды в сторону сверстника);
2 балла - средняя степень эмоциональной вовлечѐнности (ребѐнок увле-чѐн переживаниями, деятельностью сверстника, но и значительную часть внимания уделяет своей деятельности); 205
3 балла - высокая степень эмоциональной вовлечѐнности (ребѐнок сопе-реживает чувствам сверстника, больше занят его работой, забывая о своих переживаниях, о своей работе).
Чтобы выявить выраженность эмоциональной вовлечѐнности был вве-дѐн критерий еѐ знака: положительные, нейтральные и отрицательные прояв-ления внимания к другому в разных экспериментальных ситуациях.
Положительными проявлениями нами считалась поддержка другого, со-участие. Оказание помощи, подсказки товарищу и т.п. Такие дети защищали своего товарища («Ну почему, она умеет!»), радовались его успехам («Ну вот, молодец, сразу понял!»), поддерживали его («Не волнуйся, я тоже вол-новался и поэтому у меня тоже не получалось»). К отрицательным проявле-ниям эмоциональной вовлечѐнности мы отнесли неоказание помощи не смотря на прямую просьбу, расстройство из-за успеха другого, недовольство, иронию («Да, голова – два уха!»), превознесение своих успехов («У меня, ко-нечно, лучше получалось!», «Я быстрее сделал» и др.), зависть. Нейтральны-ми нами считались проявления, которые не носили ярко выраженного харак-тера. Такие дети, как правило, были пассивны, на ситуацию реагировали сла-бо, либо просто сидели с улыбкой, но в происходящем участия не принима-ли.
Реакция детей на поощрение и порицание действий сверстника была нами названа адекватной, когда ребѐнок не соглашался с отрицательной оценкой (убеждал взрослого, что его товарищ делает всѐ правильно, что он обязательно справится, искал оправдывающие аргументы, подбадривал его и т.д.).
Неадекватной считалась радость при порицании действий товарища, со-гласие с негативной оценкой взрослого и огорчение при виде успеха товари-ща (снижение настроения, явное недовольство успехом, хвастовство, демон-стративное игнорирование и т.п.). Безразличной считалась реакция, когда ре-бѐнок не обращал внимания ни на товарища, ни на взрослого, а был занят только собой. 206
Таким образом, в этой методике фиксировались степень эмоциональной вовлечѐнности в действия и переживания товарища (которая оценивалась по приведенной шкале), знак (положительный, отрицательный или нейтраль-ный) и отношение ребѐнка к сверстнику в ситуации удачи и неуспеха по-следнего (оно могло иметь адекватный, неадекватный и безразличный харак-тер).
Опросник А.М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических
реакций и поведения у детей» Опросник заполнялся педагогами и представлял собой результат наблю-дения за детьми группы.
№ |
Проявление эмпатических реакций и поведения |
Часто |
Иногда |
Никогда |
||||
1 |
Проявляет интерес к эмоциональному пове-дению других. |
|
|
|
||||
2 |
Спокойно издалека смотрит в сторону ребен-ка, переживающего какое-либо состояние. |
|
|
|
||||
3 |
Подходит к переживающему ребенку, спо-койно смотрит на него. |
|
|
|
||||
4 |
Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого. |
|
|
|
||||
5 |
Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им. |
|
|
|
||||
6 |
Реагирует на переживания другого, говоря при этом: "А я не плачу", "А у меня тоже", "А мне тоже...?" |
|
|
|
||||
7 |
"Изображает" сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки. |
|
|
|
||||
8 |
Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому. |
|
|
|
||||
9 |
Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, кон-фетку и пр.) |
|
|
|
||||
10 |
Встает рядом с ребенком, беспомощно смот-рит на него, на взрослого. |
|
|
|
||||
11 |
Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.). |
|
|
|
||||
12 |
Активно включается в ситуацию, по соб-ственной инициативе помогает, гладит, об-нимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия. |
|
|
|
||||
Обработка полученных результатов
Количественная: - если ребенок часто ведет себя адекватно поведению, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он полу-чает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла; 202
- если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то ему присваивается за каждую по 5 баллов;
- если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах 4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;
- если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у ре-бенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;
- если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2, 3, 10, 11, то ставится по 2 балла;
- если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим 0 баллов.
Качественная интерпретация данных.
Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоциональ-но на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситу-ацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эм-патии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся те, кто набрал от 20 до 24 баллов. В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: "А я не плачу никогда… " и т.п., если ребенок, стремясь полу-чить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопережи-вание другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эго-центрической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набрав-шие от 12 до 16 баллов.
Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные дей-ствия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уров-ню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов. Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к проявляющим сме-шанный тип эмпатии. Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предположить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентри-ческой.
Беседа И.Б. Дермановой
Цель: изучение представлений детей о нравственных нормах и каче-ствах.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребѐнку предлагается ответить на вопросы:
• Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
• Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
• Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
• Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
• Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
• Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Обработка данных.
Нужно проанализировать, какие именно качества могут объяснить дети. На основе этих объяснений определить, на что при этом ссылается ребенок:
- на обобщенное представление о качестве;
- на конкретных людей как носителей определенного качества в кон-кретной ситуации;
- на литературных сказочных и мультипликационных персонажей;
- на самого себя;
- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;
- на конкретное действие;
- на оценку качества;
- на недифференцированное представление о качестве.
Результаты обследования детей соотносят с содержанием представлений о нравственно-волевых качествах, характерных для определенной возрастной категории. 194
3-4 года. Складываются элементарные представления о том, что такое «хорошо», а что «плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступ-ков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правди-вости.
4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5-6 лет.
Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливо-сти, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботли-вости на конкретных примерах ((«Правдивый тот, кто не берет чужих ве-щей»).
6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о добро-те, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отно-шение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.