«Диагностика и анализ психологических особенностей профессиональной направленности выпускников»
Нынешнему поколению молодых людей, присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность. Бурные социальные и экономические события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем, в том числе и в мире профессий и занимать вполне независимые позиции. У теперешних студентов более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих проблем различного характера, и самостоятельность — хотя и не всегда правильность — суждений, и включение в обсуждение социальных, политических, экономических и других проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными для юности (например, вопросы бизнеса, поведения, выбора профессии, критики и т.п.).
Готовность к выбору профессии – это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определённость профессиональных интересов, во-вторых, осведомлённость о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку.
Почему же мы столкнулись на данном этапе с проблемой того, что наши выпускники не хотят работать по выбранной специальности и ехать по распределению? Представляю вашему вниманию анализ диагностики выпускников железнодорожного техникума. На базе техникума было проведено исследование студентов всех специальностей, до прохождения производственной практики (3 курс) и после ее прохождения (4 курс).
Цель проведения : прослеживание динамики развития профессионального самосознания после проведения двух этапов анкетирования, а так же проведение анализа влияния производственной практики на выбор профессии.
Анкета для диагностики, разработана таким образом, что показатели в разных вопросах связаны между собой и противоречивость ответов (например, большой процент ответов на вопрос о том, что у них очень практичный выбор и тут же низкий показатель того, что с выбранной профессией они не уверены в материальной обеспеченности) показывает высокое значение шкалы лжи ( что в нашем случае говорит либо в неуверенности в выборе ответа, либо в малой информированности респондентов), что я и могу отметить на первом этапе анкетирования. А показатель ответа на вновь введенный вопрос на втором этапе, об информированности на момент поступления в наш техникум о мире железнодорожных профессий (половина студентов имели такую информацию, а другая половина – нет) объясняет такой разброс в ответах.
После прохождения практики, на втором этапе анкетирования, все показатели, связанные между собой выровнялись, что подтверждает достоверность ответов. Поэтому, можно сделать вывод и о том, как повлияла практика на профессиональное самоопределение выпускников. У студентов появилось реальное представление о своем будущем, причем и о материальной стороне, и о своем личностном развитии. Практика дала выпускникам недостающую информацию о выбранной профессии.
Кратко и по выборочным вопросам, хочу ознакомить с результатами исследования по отделениям.
Энергетики.
Изменилось ли отношение к профессии у студентов, после непосредственного участия их в трудовом процессе: до после
мой выбор «практичный» - 25 % - 24%
мой выбор «интересен» - 3% - 17%
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 80% - 45%
мне все равно, кем быть - 15% - 0
не собираются работать по специальности - 50 % - 14 % - 86%
выбор профессии 60% родителями, 40% самостоятельный.
Не изменился показатель практичности выбора. Вырос интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в том что будет материальная независимость в два раза. Хороший показатель работы по специальности, если сначала 50 % не планировали, то после практики уменьшился до 14 %.
Путейцы.
мой выбор «практичный» - 40 % - 25%
мой выбор «интересен» - 23% - 10%
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 30% - 55%
мне все равно, кем быть - 19% - 0
не собираются работать по специальности - 5 % - 15 % -85%
выбор профессии 25% родителями, 75% самостоятельный.
Уменьшился показатель практичности выбора. Упал интерес к профессии. Тем не менее повысился показатель уверенности в том что будет материальная независимость. Увеличился показатель работы не по специальности, если сначала 5 % не планировали, то после практики увеличился до 15 %.
Тепловозники.
мой выбор «практичный» - 28 % - 35%
мой выбор «интересен» - 52% - 20%
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 60% - 25%
мне все равно, кем быть - 2 % - 0
не собираются работать по специальности - 12 % - 2 % - 98 %
выбор профессии 15 % родителями, 85 % самостоятельный.
Изменился показатель практичности выбора - повысился. Снизился интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в том что будет материальная независимость в два раза. Самый высокий показатель работы по специальности, если сначала 12 % не планировали, то после практики уменьшился до 2 %.
Связисты.
мой выбор «практичный» - 15 % - 44%
мой выбор «интересен» - 22% - 20%
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40% - 26%
мне все равно, кем быть - 5% - 0
не собираются работать по специальности - 46 % - 26 % - 74%
выбор профессии 55 % родителями, 45 % самостоятельный.
Резко изменился показатель практичности выбора. Снизился показатель уверенности в том что будет материальная независимость в два раза. Хороший показатель работы по специальности, если сначала 46 % не планировали, то после практики уменьшился до 26 %.
Движенцы.
мой выбор «практичный» - 28 % - 54%
мой выбор «интересен» - 11% - 10%
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40% - 70 %
мне все равно, кем быть - 9 % - 0
не собираются работать по специальности - 25 % - 25 % -75 %
выбор профессии 55 % родителями, 45 % самостоятельный.
Значительно вырос показатель практичности выбора. Сохранился интерес к профессии. Вырос показатель уверенности в том что будет материальная независимость в два раза. Сохранился полностью показатель работы по специальности, у движенцев выбор обучения изначально был поровну: самостоятельный и родители!
Автоматики.
мой выбор «практичный» - 25 % - 55 %
мой выбор «интересен» - 25% - 20 %
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40% - 20 %
мне все равно, кем быть - 3 % - 0
не собираются работать по специальности - 50 % - 30 % - 70 %
выбор профессии 60% родителями, 40% самостоятельный.
Вырос показатель практичности выбора. Сохранился интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в том, что будет материальная независимость. Уменьшился показатель работы по специальности, если сначала 50 % не планировали, то после практики уменьшился до 30 %.
Не смотря на высокий показатель студентов, не собирающихся работать по специальности, результаты отделения самые гармоничные и очень низкий показатель шкалы лжи. Даже если взять исследование Ольги Николаевны.
Отделение с самым высоким показателем целеустремленности, и совпадению акцентуации характера с выбором профессии.
В отличие от других специальностей студенты считают, что выбранная ими профессия и моральное удовлетворение. Это самый высокий показатель из всех специальностей, причем студенты даже объяснили, почему они так считают. По их мнению, профессия будет приносить моральное удовлетворение, потому что «связана с большим количеством информационных ресурсов, техническими процессами и развитыми технологиями».
В отличие от студентов других специальностей, автоматики часто упоминали в своих ответах «отрасли народного хозяйства». Нельзя не отметить такое высказывание студентов: «специальность очень важна, хотим работать с нанотехнологиями, изобретать и заниматься инновациями в своей профессии», в этом творческом отношении к своей будущей работе, должна быть отмечена заслуга педагогов отделения, сумевшим заинтересовать ребят выбранной специальностью.
Основная масса студентов, после прохождения практики, определилась с тем, будут они работать по выбранной специальности или нет. Здесь хочется отметить, что все специальности разделились условно на две подгруппы. Одна: тепловозники, движенцы и путейцы – в основном своем количестве, собираются посвятить себя железной дороге. Вторая: автоматики, связисты, энергетики – смотрят более широко на свои возможности и не ограничивают так жестко рамки полученной в нашем техникуме специальности. Большое количество студентов не ограничивают свою специальность рамками железной дороги. Многие выпускники планируют дальнейшее обучение в ВУЗах и считают образование, полученное в нашем техникуме хорошей базой для этого. В среднем от 20 до 30 % с каждого отделения.
После прохождения производственной практики, можно отметить еще одно положительное изменение в профессиональном развитии студентов – не один человек, в отличие от прошлого этапа, не написал что «ему все равно кем быть». Это очень значительный показатель личностного развития и самоопределения.
Выровнялись проценты ответов на более общие вопросы, касающиеся самопознания, морального развития и т.д., между студентами всех отделений, нет разбросов между показателями. Ответы откровенные и разнообразные: есть те, кто мечтает о карьерном росте и материальной прибыли, но есть и ребята, которые выбрали свою специальность и хотят работать именно по ней, выполнять именно ту работу, которую уже узнали.
Самый важный вывод о значении прохождения производственной практики и влиянии ее на развитие профессионального самосознания на выпускников СТЖТ – очевиден и подтвержден цифрами. После того, как студенты реально познакомились на практике с обязанностями, связанными с выбранной специальностью, показатель тех, кто определился с выбором профессии практически и принял решение работать или не работать по специальности стопроцентный. Он колеблется по специальностям от 70% до 98%. Самый высокий – 98 % - у студентов отделения ТПС.
Таким образом, прохождение производственной практики после 3-го курса, показывает, что студенты получают достаточный опыт для того, чтобы сделать вывод о правильности выбранного ими пути, то есть происходит развитие профессионального самоопределения и самосознания студентов.
Это цифры, это не придумано, а подтверждено фактами и двухлетним исследованием. Подощли мы плавно к вопросу о том, почему наши выпускники не идут работать по распределению, по выбранной специальности! Опыт после практики! Романтика уходит!
Теперь о психологии выпускника ССУЗа. Мы с вами общаемся со своими выпускниками, которые работают кто по специальности, и кто не по специальности. От многих я слышу как они буквально в «рабстве». Случаи некоторые Галина Михайловна тоже уже рассказала. Даже те студенты, кто учился хорошо и занимает более или менее приличную должность все равно не довольны. Единицы отзываются хорошо и с радостью.
Хочу сказать о мониторинге, проведенном в России среди молодежи. По поводу оценки ими своего поколения, трудоустройства, работы по специальности.
Только некоторые показатели, но самые ругающие 60% оценили себя как равнодушных, 26 % приспосабливающимися, только 14% самостоятельные и активные! И 91% матереально ориентированных (то есть определенные ценностные установки). Наше поколение – чтоб войны не было!
Вывели основные причины работы не по специальности по ответам молодых людей:
1. после суза хорошие деньги не предложат, а молодежь вся амбициозная (особенно юноши) , хочется все и сразу;
2. многие получают образование просто как таковое, не собираясь изначально работать в будущем по специальности;
3. порой конкретная специальность не востребована в определенном регионе географически; 4. Основная проблема в том, что работодатели никак не ориентированы на молодых специалистов, они не мотивируют потенциальных молодых сотрудником (з/п минимальная, особо обучать практике никто не хочет) , им нужны готовые кадры с опытом. Правда последнее время оч. популярно брать неопытных с мин. окладом или без него вообще на испытательный срок, по окончанию которого убирать;
5. было бы неплохо поддержка государства материальная выпускникам
Видно, как перекликаются цифры мониторинга и показатели нашего исследования.
Что с этим делать? на нашем уровне мы можем только добросовестно выполнять свою работу. Заинтересовывать студентов, творчески подходить. Потому что учащиеся приходят к нам уже с формированными жизненными целями, неграмотно организованной в месте их предыдущей учебы профориентацией, давлением родителей или с фантазиями о романтике. При этом еще и плюс психология выпускника и современной молодежи, то что сказала выше. Трудно изменить, но если наша работа поможет изменить подход в специальности, это уже плюс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.