ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ
Анкета «Как распознать одаренность»
ЦЕЛЬ АНКЕТЫ: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
ХОД РАБОТЫ: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения).
За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Если…
· он энергичен и все время хочет двигаться
· он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
· не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
· лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
· предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню; кажется, что он всерьез никогда не устает;
· неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Если…
· ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
· сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
· может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
· любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой.
Если…
· рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
· любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
· выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
· изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
· любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Если…
· ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
· очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
· если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
· сочиняет свои собственные мелодии;
· научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ вашего ребенка могут проявиться,
Если ребенок…
· не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
· в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
· серьезно относиться к произведениям искусства;
· когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
· стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
· не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Если ребенок…
· обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
· умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение; любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
· часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
· с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
· не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Если ребенок…
· часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
· стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
· меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
· с большим желанием выступает пере аудиторией;
· с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и открыт всему;
· любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Если ребенок…
· хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
· обладает хорошей памятью;
· легко и быстро схватывает новый школьный материал; задает очень много продуманных вопросов;
· любит читать книги, причем по своей собственной программе; обгоняет сверстников по учебе,
· гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников; обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла; очень восприимчив и наблюдателен.
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.