Анкета для педагогов
Уважаемые педагоги просим вас ответить на вопросы, касающиеся адаптации учеников вашего класса к школе. Если Вы отвечаете на вопрос «да» поставьте в бланке напротив фамилии ребенка знак «+», если «нет» поставьте знак «-». Если затрудняетесь, постарайтесь выбрать наиболее подходящий вариант ответа, который в большей степени соответствует поведению ребенка в школе.
Дата заполнения ____________________Класс ____________
ФИО учителя _______________________________________________________________________
Фамилии детей
1.Охотно ли ребенок идет в класс?
2. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
3.Способен ли ребенок самостоятельно подготовится к уроку?
4. Активен ли на уроке?
5. Понимает ли вопрос (задание) учителя?
6. Способен ли ребенок самостоятельно преодолевать трудности в работе?
7. Способен ли ребенок самостоятельно проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
8. Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них?
9. Сильно ли он переживает по поводу своих учебных успехов или неудач?
Уважаемые родители первоклассников!
Психологическая служба школы просит Вас ответить на вопросы, касающиеся самочувствия Вашего ребенка, его адаптации к школе.
Ваши искренние ответы помогут нам сделать школьную жизнь Вашего ребенка психологически комфортной.
Информация, которую Вы сообщите, является конфиденциальной и не будет использована без Вашего согласия.
Ф.И.ребенка______________________________________________________________ Класс____
Ф.И.О.родителей_______________________________________________________________
Дата __________________
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1.Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью
- затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился ребенок к школьному режиму?
- пока нет
- не совсем
- в основном да
- затрудняюсь ответить
3. Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу? Если эти признаки наблюдались до школы, поставьте галочку слева, если появились сейчас – подчеркните.
- засыпает с трудом
- долго не может заснуть, хотя очень устал
- внезапно просыпается ночью, плачет
- разговаривает во сне
- просыпается с трудом
- утром сонный и вялый
- недержание мочи
- плохой аппетит
- вялый, уставший, раздражительный, перевозбужденный после школы
- беспричинные боли в животе
- частые головные боли
- болел в сентябре-октябре
- стал сосать пальцы, грызть ногти, кусать губы, ковыряться в носу, теребить волосы или многократно повторять какие-либо действия
- наблюдаются быстрые подергивания (тики) лицевых мышц, плеч, рук и т.п.
- ведет себя как маленький, не соответственно возрасту
- другие изменения______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
4. Есть ли в настоящее время у Вашего ребенка хронические заболевания, проблемы со здоровьем?
- да, какие ____________________________________________________________________
- нет
5. Опишите режим дня Вашего ребенка:
- встает в _______________________________________________________
- в школу идет самостоятельно (да/нет)
- в школу ребенка отводит __________________________________________________
- посещает группу продленного дня с__________________до______________________
- из школы возвращается самостоятельно (да/нет)
- из школы ребенка забирает __________________________в______________
- посещает дополнительные занятия, кружки, секции_________________________________________
_____________________________________________________ раз в неделю
- делает уроки обычно в группе продленного дня с ______________до_____________
- делает уроки дома с _________ до__________ , вместе с __________
- гуляет с ___________ до____________ , вместе с ________________________
- смотрит телевизор с__________до___________
- играет с ______________ до ______________,
в ___________________________________
- ложится спать в ______________
- Ваш ребенок имеет отдельную комнату (да/нет)
- имеет свое место для работы и игр в общей комнате (да/нет)
6. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда
- довольно часто
- затрудняюсь ответить
7. Каков эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления
8 . Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
9. Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
- да
- скорее да, чем нет
- скорее нет, чем да
- нет
- затрудняюсь ответить
11. С какими проблемами, связанными с началом школьного обучения, Вы столкнулись?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Нуждаетесь ли Вы в нашей помощи и в чем именно________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определение сформированности
"Внутренней позиции школьника"
учащихся 1 - 2 классов С/К/ОУ
Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА
1. Тебе нравится в школе? Что нравится больше
всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно?
2. Какая у тебя учительница? Она тебе нравится?
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?
4. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными
принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя
устроит? Почему?
5. Если бы мы сейчас играли в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или
учителем?
6. Во время игры в школу что у нас было бы длиннее: перемена или урок?
7. У тебя есть друзья среди одноклассников?
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1-й вопрос. На этот вопрос дети, как правило,
отвечают "да". Если на дополнительный вопрос: "Что нравится
больше всего?" - ребенок отвечает "учиться, писать, читать,
уроки", то можно поставить 1 балл.
Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: "как со
мной дружат", "ходить утром в школу", "играть, бегать,
драться, гулять", "учительница", "перемена" - в общем,
все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0
баллов.
2-й вопрос. Можно поставить 1 балл,
если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, "как учит",
"вопросы задает", "учит писать, читать", "учит детей
хорошему" и пр.
Балл не ставится, если ребенок дает ответ "хорошая, красивая, добрая, не
ругает", "ставит пятерки", "хорошо выглядит",
"отношением к детям", поскольку такое отношение к учителю не
затрагивает учебный процесс.
3-й вопрос. 1 балл ставится, если
ребенок отвечает, что ему больше всего нравится "математика, чтение,
письмо".
0 баллов - если больше всего нравится "гулять",
"рисовать", "лепка, труд, физкультура",
"играться", особенно если при этом ребенок говорит, что остальные
предметы ему не нравятся.
4-й вопрос. Большинство детей на этот вопрос
отвечают так. "Дома скучно без учителя, без парты", "дома
нехорошо, а в школе лучше", "дома я не могу писать, а в школе нам
говорят, что делать", "буду прогульщицей", "дома нельзя
школьную форму носить, можно запачкать", "дом это не школа, там нет
учителя". Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться
впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно
повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0
баллов.
1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: "Хочу в
школу ходить, не прогуливать, делать уроки", "в школе можно
заниматься, читать, ум набавлять", "хочется учиться",
"тогда не будешь ничего знать, надо учиться", "в школе можно
всему научиться".
5-й вопрос. Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если ребёнок выбирает роль учителя ("я всегда играю учителя", "хочу учить детей") или роль ученика ("учеником быть интересней", "я еще маленький и ничего не знаю", "можно поднимать руку"), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет "стать умным", "нравится учиться", "нравится решать примеры, писать", то за этот ответ можно поставить 1 балл.
6-й вопрос. В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Если Ребенок будет выбирать перемену - 0 баллов, значит, его ведущей деятельностью все еще остается игра. Если ребенок выбирает урок ему ставится 1 балл, так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.
7-й вопрос. С помощью данного вопроса можно
выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к
новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится,
если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов -
если нет друзей или только один друг.
Данный вопрос можно использовать для диагностики межличностных отношений,
посчитав количество выборов, которое набрал каждый учащийся класса.
Анализ
Количественный: Если ответы ребенка суммарно
оцениваются в 6-7 баллов, то позиция школьника сформирована.
Если 4-5 баллов, позиция школьника сформирована средне.
3 и менее баллов - позиция школьника не сформирована.
Качественный:
Позиция школьника сформирована полностью -
Ребёнок знает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный
интерес. Ведущая деятельность - учебная.
Позиция сформирована средне - Ребенку нравится учиться, нравится
ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться
заменяется установкой: "Надо учиться, я должен учиться".
Позиция школьника не сформирована - ребенок не осознает целей и
важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в
школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не
привлекает, ведущая деятельность- игровая.
Рисуночная методика диагностики мотивов «Я в школе».
Рисуночная методика носит проективный характер, отражая эмоциональное отношение субъекта к изображаемому.
Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: «Про самое интересное» и «Я в школе». Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем, что, во-первых, они показывают умение школьника рисовать; во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, и более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому; в-третьих, включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное» свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.
Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используют два вида характеристик рисунков:
1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе;
2) содержательные характеристики, выявляющие отношение ученика к учению.
К формальным характеристикам относятся следующие: а) цвет рисунка — темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т.д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как и использование неподражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т.д.) считаются проявлением положительных эмоций, т.е. положительного отношения к изображаемому;
б) тщательность прорисовывания деталей рисунка — при положительном отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно;
в) творческое или формальное отношение к рисунку: динамичность рисунка, свобода его композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик. Оно свидетельствует о положительном эмоциональном отношении к изображаемому.
В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать:
а) использование орнаментов и симметрических композиций для выражения положительного отношения к изображаемому;
б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.
Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьников к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т. е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно значимой деятельностью.
К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:
1. Количество рисунков «В школе»:
а) если ученик принес один либо несколько рисунков «Про самое интересное» и ни одного рисунка «В школе», несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению:
б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему, это свидетельствует о его положительном отношении к учению.
2. Включение школьной темы в рисунок «Про самое интересное». Если включена, то это надежно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к учению.
3. Момент школьной жизни, отраженный в рисунке:
а) урок;
б) перемена;
в) ситуация, внешне связанная со школой:
· «уход от школы» — при изображении только школьного здания;
· рисунок на тему с измененным названием «В школу».
Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного («а») либо отрицательного отношения к учению («б», «в»). Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью; если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.
4. Отраженность содержания обучения:
а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными предметами;
б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку.
Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.
5. Отраженность общения с другими субъектами:
а) с учителем;
б) со сверстниками;
в) изображен сам автор рисунка;
г) изображен учитель и ученики;
д) изображен любой ученик того же класса, но не автор рисунка.
Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть
интерпретированы различным образом в зависимости от содержания рисунка в целом.
Однако изображение учителя, как правило, может свидетельствовать о его
личностной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что
некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.
Выявленные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение имеет цвет. Среди содержательных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью, может дать, например, включение ребенком школьной темы в рисунок «Про самое интересное».
Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.
В целом рисуночная методика позволяет получить данные по всем выделенным показателям мотивации учения младших школьников. Она носит проективный характер и помогает определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению уже известно. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (Лусканова)
Для скрининговой оценки
уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована
краткая анкета.
При разработке анкеты мы опросили более 200 школьников 6—8-летнего возраста.
Нами было отобрано десять вопросов, наилучшим образом отражающих отношение
детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную
ситуацию.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система
балльных оценок:
— ответ ребенка,
свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им
учебных ситуаций, оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один
балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной
школьной ситуации оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла
отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль,
один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой,
средней и низкой мотивацией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и
было установлено пять основных уровней школьной мотивации.
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и проч. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.
1. Вопросы читаются
экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны
написать те ответы, которые они выбирают.
2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит
их отметить подходящие ответы.
Каждый вариант имеет
свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как
дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед
собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет
получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в
первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной
мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной
дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и
развитии младшего школьника.
ТЕСТ
Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на поставленный вопрос, отметь его галочкой.
а) не очень б) нравится в) не нравится
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
а) мало б) много в) нет друзей
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
КЛЮЧ
Диагностика эмоционального состояния школьников
Цветовой тест М. Люшера
Области применения. Данная методика может быть использована:
Общее описание
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.
Время проведения – 5-8 минут.
Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.
Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.
Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование: опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..
Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.
Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):
Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.
Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость и т.д.
Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных - со сферой бессознательного.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.
1. Оценка результатов эмоционального состояния.
4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.
1 балл - черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).
Цветовые карточки
Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.
Порядок предъявления карточек |
Порядковый номер цвета по Вальнеффору (индикатор психологического благополучия) |
Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния |
Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка (ИПБ) |
|||||||||||
В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда 4 балла |
Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда 3 балла |
Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях 2 балла |
Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания 1 балл |
|||||||||||
Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда) |
||||||||||||||
3 |
4 |
2 |
5 |
1 |
6 |
0 |
7 |
|||||||
1[1] |
||||||||||||||
2[2] |
Приложение 3. Таблица функций основных цветов предъявления.
Функция «+» в таблице 3 цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом, «х» — переживание состояний, связанных с ее удовлетворением, «=» — неактуальность потребности на данный момент, «-» — невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, негативное отношение, а следовательно ее фрустрацию.
Ф-я |
Цвета |
|||
|
Синий |
Зеленый |
Красный |
Желтый |
«+» |
Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, устойчивой положительной привязанности, стремление к гармонии, чувствительность. |
Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль, гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности. |
Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность, сила воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели. |
Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего. ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности. |
«+» |
Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, устойчивой положительной привязанности, стремление к гармонии, чувствительность. |
Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль, гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности. |
Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность, сила воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели. |
Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего. ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности. |
«х» |
Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению основных потребностей в общении |
Самоопределение, самообладание. |
Застой, досада, раздражаемость, конфликтность. |
Готовность к контактам. |
«=» |
Поверхностные связи и отношения, стремление отгородиться, уйти в сторону |
Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к устроенному порядку, режиму. |
Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний к общению и деятельности. |
Критическое отношение к выбору контактов и увлечений. |
«-» |
Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями со сверстниками и своей деятельностью. |
Ограничение самовыражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое. |
Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке. |
Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, перевозбуждение, уход в себя. |
Приложение 4. Функции дополнительных цветов предъявления.
Цвета |
Серый |
Фиолетовый |
Коричневый |
Черный |
|
Негативное отношение к коллективу, частичная интеграция |
Сенсибилизация. Магическо-эротическое отождествление. |
Физические потребности организма. |
Отношение к абсолюту (авторитет, судьба, смерть). |
|
Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция. |
Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость. |
Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем. |
Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение. |
«х» |
Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение. |
Чувственность. |
Потребность в комфорте и физическом удовлетворении. |
Протест и уход от партнера или ситуации |
«=» |
Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях. |
Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость. |
Разрядка физических потребностей. |
Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями. |
«-» |
Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху. |
Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку. |
Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей. |
Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость. |
Приложение 6. Вопросы при исследовании уровня комфортности ребенка в школе:
Приложение 8. Вопросы для выявления отношений ребенка к школе в период адаптации:
1. Нравится ли тебе ходить в школу, почему?
2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоем классе?
3. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?
4. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
5. Если учительницахвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
6. Тебя каждое утро ждут в классе, тебе рады?
7. Ты сам выбираешь себе друзей?
8. Завтра тоже придешь в школу?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.