Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся средней школы
Оценка 4.6

Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся средней школы

Оценка 4.6
docx
31.10.2020
Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся средней школы
Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся средней школы.docx

Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся средней школы

      Существующий разрыв между интеллектуальными возможностями школьников, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке, постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась в начале новизной предмета, стремлением, готовностью и желанием научиться общаться на изучаемом языке.

    Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.

 Опытно - экспериментальная работа проводилась в 2015-2016 и 2016 -2017 учебных годов  в МКОУ «Унъюганская  СОШ № 1». В исследовании были задействованы школьники 2 и 3 классов, которые начали изучать английский язык со 2-го класса. Целью констатирующего эксперимента явилось выявление исходного уровня учебной мотивации и ее конкретного проявления в виде мотивации изучения английского языка.

1.     Определить, какой мотив является ведущим.

2.     Чем учащиеся руководствуются (т. е. каковы мотивы) при изучении английского языка.

3.     Выявить условия, способствующие возникновению и укреплению мотивации изучения английского языка.

4.     Определить степень готовности (потребности) в работе в проектной деятельности, которая составляет основу в новых педагогических технологиях.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

·        педагогическое наблюдение;   

·        анкетирование учащихся;

·        анализ ряда уроков английского языка;

·        интервью учителей.

Констатирующий эксперимент включал в себя в два этапа: основной и прогностический.

На основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся, а также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения английского языка.

На  прогностическом  этапе  определялся  уровень  готовности  учеников к восприятию новых проектных технологий.

На первом этапе было проанализировано около 16 уроков у 4 учителей. Для анализа были выделены следующие критерии:

·                   Использование  на уроке различных педагогических технологий.

·                   Психологический климат урока, стиль общения школьниками.

·                    Приемы поддержания интереса на уроке

Диаграмма 1

Вместе с наблюдением использовалось интервью для того, чтобы узнать мнение учителей.

Для интервью был выделен следующий круг опросов

1.     Какие педагогические технологии Вы преимущественно используете на уроках?

2.     Способствует ли использование названной технологии полной реализации задач урока?

3.     Назовите ведущий мотив посещения школьниками Ваших уроков?

4.     Какие средства и формы  необходимо применять для укрепления интереса к английскому языку.

5.     Владеете ли вы умениями работы в проектной деятельности в достаточной мере?

На основе анализа результатов наблюдений и ответов учителей на первый вопрос можно с уверенностью утверждать, что традиционные педагогические  технологии превалирует, на что указывают 63% учителей, затем следует игровые технологии -  21%, 11% учителей используют информационные технологии, и только 5 % - проектную технологию.

В результате анализа ответов на второй вопрос, выяснилось, что 40% учителей недовольны используемыми обычными педагогическими технологиями, т.е. они отметили, что используемые технологии не всегда способствуют реализации задач урока.

   Ответы учителей английского языка на предложение проанализировать мотивы посещения  учащимися уроков можно группировать в шесть основных групп:  во - первых, почти все учителя (95%) считают, что на урок учащихся  приводит желание получить оценку, во-вторых, по 54,5 % получили потребность в общении и необходимость знания английского языка для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, в - третьих, мнение друзей определяет потребность изучения ИЯ - так считают 22% учителей, и, наконец, в- четвертых 23,5% учителей считают, что учащиеся приходят на уроки английского языка в поисках новых знаний, негативные мотивы (например, страх перед родителями, руководством школы и т.д.) были отмечены только 15% учителей. Схематично результаты можно представить в виде диаграммы 2.

   При ответе на четвёртый вопрос, мнения учителей разделились следующим образом 57,5% учителей считает, что укрепления интереса к английском языку необходимо использовать различные ТСО (учебные фильмы презентации, обучающие программы, Интернет), 43% уверены, что периодическое обновление содержания приводит к повышению интереса к изучению английского языка, и 58,5 % учителей отметили, что для достижения вышеозначенной цели требуется реорганизация процесса обучения, т е применение новых технологий обучения (диаграмма 3).

Диаграмма 2.Мотивы посещения учащимися уроков английского языка.

 

Диаграмма 3.Укрепление интереса к английскому языку.

    Ответы на пятый вопрос были необходимы для прояснения ситуации в отношении именно использования проектной методики, потому, что как нами отмечалось в   Главе 1,  проектный метод входит в жизнь как требование времени, ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. При этом выяснилось, что большинство учителей либо не владеют умениями работы в проектной деятельности (50%), (как правило, это относится к сельским школам), либо владеют, но очень слабо и не способны применять его в обучающем процессе (30%), и только 20% учителей заявили, что владеют данной методом и могут использовать его в обучающем процессе.

   Для выявления причины интереса (нет интереса) к изучаемому предмету было проведено анкетирование учащихся начальных классов «Почему тебе нравится английский» (1риложение 1, таблица 1).

      Результаты анкетирования по выявлению мотивации к изучению английского языка в начальных классах отражены в диаграмме 4.

Диаграмма 4. «Нравится ли тебе английский».

   Далее учащимся была предложена анкета «Английский язык в школьном расписании», где нужно отметить желаемое количество уроков в неделю. Статистика соотношения ответов учащихся на вопрос данной  анкеты отражается в диаграмме 5.

 Диаграмма 5.Английский язык в школьном расписании.

   Таким образом, проведённая диагностика исходного уровня  мотивации младших школьников к обучению английскому языку показывает, что учителя недовольны преимущественно используемыми обычными педагогическими технологиями преподавания. У школьников начального звена выявлено преобладание внешней мотивации над внутренней, поскольку ведущим мотивом посещения уроков является получение хорошей оценки.

  Учителя считают, что для укрепления интереса к английском языку необходимо использовать различные современные ТСО, а также применение новых технологий обучения, но анализ уроков и опрос коллег показал, что большинство из нас не владеет умениями работы в проектной деятельности, в то время как учащиеся хотели бы получать дополнительные знания, участвуя в проектах и внеклассных мероприятиях.

 

 

 

 

 


 

Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся средней школы

Диагностика уровня мотивации к обучению английскому языку учащихся средней школы

На основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся, а также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения английского языка

На основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся, а также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения английского языка

Какие средства и формы необходимо применять для укрепления интереса к английскому языку

Какие средства и формы необходимо применять для укрепления интереса к английскому языку

Диаграмма 2.Мотивы посещения учащимися уроков английского языка

Диаграмма 2.Мотивы посещения учащимися уроков английского языка

При этом выяснилось, что большинство учителей либо не владеют умениями работы в проектной деятельности (50%), (как правило, это относится к сельским школам), либо владеют, но…

При этом выяснилось, что большинство учителей либо не владеют умениями работы в проектной деятельности (50%), (как правило, это относится к сельским школам), либо владеют, но…

Диаграмма 5.Английский язык в школьном расписании

Диаграмма 5.Английский язык в школьном расписании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2020