Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)
Оценка 5

Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
21.01.2020
Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)
диагностика внеурочной деятельности.docx

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников.

 

Оценка воспитательной деятельности, реализуемой в классе (школе) в рамках реализации ФГОС, является неотъемлемой частью реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

При организации внеурочной деятельности школьни­ков необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности.

Результат  это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, пре­одолел сложности пути (фактический результат), но и приоб­рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув­ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это послед­ствие результата. Например, приобретённое знание, пережи­тые чувства и отношения, совершенные действия развили че­ловека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятель­ности непосредственное духовно-нравственное приобре­тение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

 

Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социаль­ными субъектами за пределами школы, в открытой общест­венной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). 

С целью выяснения, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник, проводится диагностика. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наи­более острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности вос­питания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратим­ся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и ди­агностика должна быть направлена на изучение личности уче­ника и создаваемые во внеурочной деятельности условия раз­вития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.

В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Ка­кие отношения к окружающему миру, к другим людям, к са­мому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школь­ника, можно различными способами. Это может быть наблю­дение за поведением и эмоционально-нравственным состоя­нием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневни­ков, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.  Можно воспользоваться методикой «Методика диагностики личностного роста школьников».  Личностный рост можно определить как развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Диагностировать эти отношения и призвана данная методика. Школьникам даётся опросник, состоящий из 91 утверждения, и предлагается высказать своё согласие или несогласие с ними. Данные утверждения представляют собой, в явной или скрытой форме, выражение позитивного или негативного отношения человека к основным ценностям: к семье, Отечеству, природе, миру (как ненасилию), знаниям, труду, культуре, другим людям, собственному человеческому Я. Школьникам предлагается также оценить степень своего согласия или несогласия в баллах от «+4» до «—4». 

Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности уче­ника.

Традиционно в российских школах внеурочная деятель­ность организуется главным образом в коллективе: в классе, в кружке, спортивной секции, детском общественном объеди­нении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порож­дать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творче­ский потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллек­тива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомен­довавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотно­шений школьников в детском коллективе (для диагнос­тики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. 

В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога; какие професси­ональные ценности сформированы у него? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.

Для мониторинга результатов духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы целесообразно использовать комплект «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов»  А.А.Логиновой и А.Я.Данилюк. В пособии представлена комплексная программа исследования результатов воспитательной деятельности в классе.

Мониторинг позволяет отслеживать динамику нравственного развития учащихся в течение учебного года, сравнивать результаты воспитательной деятельности между классами, отслеживать динамику развития учащихся. Выполнение упражнений учащимися является частью воспитательной программы, позволяет обогатить её и использовать материалы мониторинга в качестве основы воспитательной работы в классе.

 

Возьмем, например, блок 2 «Исследование нравственной сферы младших школьников».  Он прослеживается с 1 по 4 класс. Упражнения проводятся в начале учебного года (контрольный этап) и в 4 четверти (интерпретационный этап)

 

В заключение хочется вспомнить слова Теодора Рузвельта, которые не утратили своей актуальности и значимости в наши дни: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».  Воспитательная деятельность нуждается в серьёзном отношении к ней и заслуживает достойного места в образовательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)

Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)

Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)

Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)

Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)

Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)

Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)

Диагностика внеурочной деятельности (Выступление на педагогическом совете)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020