Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников.
Оценка воспитательной деятельности, реализуемой в классе (школе) в рамках реализации ФГОС, является неотъемлемой частью реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).
С целью выяснения, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник, проводится диагностика. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.
Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.
В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д. Можно воспользоваться методикой «Методика диагностики личностного роста школьников». Личностный рост можно определить как развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Диагностировать эти отношения и призвана данная методика. Школьникам даётся опросник, состоящий из 91 утверждения, и предлагается высказать своё согласие или несогласие с ними. Данные утверждения представляют собой, в явной или скрытой форме, выражение позитивного или негативного отношения человека к основным ценностям: к семье, Отечеству, природе, миру (как ненасилию), знаниям, труду, культуре, другим людям, собственному человеческому Я. Школьникам предлагается также оценить степень своего согласия или несогласия в баллах от «+4» до «—4».
Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: в классе, в кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.
Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).
Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика.
В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога; какие профессиональные ценности сформированы у него? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Здесь можно использовать методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.
Для мониторинга результатов духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы целесообразно использовать комплект «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» А.А.Логиновой и А.Я.Данилюк. В пособии представлена комплексная программа исследования результатов воспитательной деятельности в классе.
Мониторинг позволяет отслеживать динамику нравственного развития учащихся в течение учебного года, сравнивать результаты воспитательной деятельности между классами, отслеживать динамику развития учащихся. Выполнение упражнений учащимися является частью воспитательной программы, позволяет обогатить её и использовать материалы мониторинга в качестве основы воспитательной работы в классе.
Возьмем, например, блок 2 «Исследование нравственной сферы младших школьников». Он прослеживается с 1 по 4 класс. Упражнения проводятся в начале учебного года (контрольный этап) и в 4 четверти (интерпретационный этап)
В заключение хочется вспомнить слова Теодора Рузвельта, которые не утратили своей актуальности и значимости в наши дни: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Воспитательная деятельность нуждается в серьёзном отношении к ней и заслуживает достойного места в образовательном процессе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.