Диагностика детей сирот

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Психолого-педагогическая диагностика основывается на следующих принципах: - комплексность диагностирования, взаимодействие разных специалистов в ходе изучения ребенка; - целостность диагностирования: взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных сторон организации ребенка (интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной, поведенческой). Диагностика на базе модели компетенции. Под диагностикой мы понимаем постановку и проверку диагноза. Диагноз – это предположение, касающееся проблемы ребенка, сделанное на основе бесед, наблюдений, специализированного исследования и другой информации (досье и т.п.). На основе диагноза устанавливается наиболее подходящая форма помощи, соответствующая потребности в ней подростка и семьи.
Иконка файла материала Диагностика детей сирот.doc
Д и а г н о с т и к а   д е т е й     с и р о т Психолого­педагогическая   диагностика   основывается   на   следующих принципах: ­ комплексность   диагностирования,   взаимодействие   разных специалистов в ходе изучения ребенка; ­ целостность   диагностирования:   взаимосвязь   и взаимообусловленность   отдельных   сторон   организации   ребенка (интеллектуальной, эмоционально­волевой, мотивационной, поведенческой). Диагностика   на   базе   модели   компетенции.   Под   диагностикой   мы понимаем   постановку   и  проверку   диагноза.  Диагноз  –  это   предположение, касающееся   проблемы   ребенка,   сделанное   на   основе   бесед,   наблюдений, специализированного исследования и другой информации (досье и т.п.). На основе   диагноза   устанавливается   наиболее   подходящая   форма   помощи, соответствующая потребности в ней подростка и семьи. Диагностика на базе модели компетенции означает, что сбор и анализ информации   и   постановка   цели   сосредоточены   на   шести   элементах, определяющих модель компетенции  (навыки и умения, защитные  факторы, гибкость, проблемы, стрессоры, патология). Анализ   патологии/проблемного   поведения.   Для   данного   анализа существуют разные возможности. Можно руководствоваться инструкциями но диагностике   и   перечнем   жалоб.   Иногда   имеются   материалы   досье   и   (или) ребенку задаются вопросы о характере, серьезности и частоте жалоб, о его проблемах,   о   времени,   когда   начались   проблемы.   Важно   получить представление   о   факторах   окружения,   игравших   роль   в   выработке нежелательного/неадекватного (неодобряемого) поведения и об уклонении от желательного/адекватного (одобряемого) поведения. Анализ   стрессовых   ситуации.   Здесь   необходимо   различать   ситуации, которые   являются   стрессовыми   объективно,   и   ситуации,   которые воспринимаются   как   стрессовые   субъективно   постольку,   поскольку   ониприводят   к   сильным   переживаниям   и   оставляют   довольно   значительные последствия на организм и психику человека. Анализ задач и навыков. Вопросы, возникающие при анализе задач и навыков: а) берет ли человек на себя задачи, характерные для возрастной периода, в котором он находится; б) не являются ли задачи для него слишком тяжелыми;   в)   обладает   ли   этот   человек   достаточными   навыками   для выполнения задач. Опыт   показывает,   что   с   помощью   беседы,   достаточно структурированной   и   дополненной   наблюдениями,   обычно   можно   хорошо понять,   в   чем   проблема   ребенка.   Наряду   с   этим   существуют   различные вспомогательные   методики,   применение   которых   дает   почву   для выстраивания ситуаций и проблем ребенка. Анализ задач и навыков можно дополнить следующими показателями: ­   факторами   окружения   определяющими   уклонения   от   выполнения своей задачи или, наоборот, облегчающими ее выполнение; ­   навыками,   которые   использует   человек,   выполняя   определенную задачу,   выяснить,   возможностью   воспользоваться   данными   навыками   для выполнения других задач. В таком случае эти навыки можно было бы назвать "сильной   стороной"   человека.   Перечисление   сильных   сторон   значительно повышает мотивацию. Анализ гибкости и защитных факторов. Описанный выше анализ модели социальной компетенции часто предоставляет достаточно много материала, касающегося защитных факторов. И все же получить хорошее представление о гибкости и защитных факторах непросто. Причиной этому бывает также и то,   что   человек,   обращающийся   за   помощью,   часто   думает   в   других категориях. Ему иногда легче объяснить, что у него болит, что он ощущает, чувствует,   чем   вербализировать   причины   всего   происходящего   с   ним. Оказывается, что он иногда даже толком не знает, влияет ли на него защитное действие какого­нибудь человека или инстанции.Для   модели   компетенции   важно   включать   перспективу   жизненного пути.   Генограммы,   линии   жизни,   на   которых   отмечены   важнейшие   до сегодняшнего   дня   события   жизни,   могут   также   использоваться   как вспомогательные   средства.   При   ознакомлении   с   жизненным   путем   часто узнается не только информация о задачах и навыках, но и факты, которые могут пролить свет на стрессовые ситуации, защитные факторы, гибкость и патологию. Анализ   компетенции­   очень   важное   вспомогательное   средство   при оказании   помощи   детям,   подросткам   и   родителям.   Он   дает   возможность использования   их   сильных   сторон.   Ниже   приводится   последовательность проведения анализа (для удобства мы будем говорить о подростке). 1)   В   период   приема   (сбора   информации)   регулярно   спрашивайте подростка   (и   информантов   из   его   окружения)   о   его   жизни  (школа,   спорт, свободное время, семья), что он хорошо умеет делать, в чем он силен, чем он может гордиться. 2) Наблюдайте ребенка по возможности в большом количестве разных ситуаций,   чтобы   получить   представление   о   его   навыках:   какие   факторы окружения   играют   роль   при   выработке   нежелательного/неадекватного поведения и при уклонении от желательного/адекватного поведения. 3) Сделайте ­ в первую очередь для себя ­ анализ компетенции, для этого   разделите   лист   бумаги   по   вертикали   на   две   части:   в   левой   части запишите как можно больше сильных сторон подростка (навыки, гибкость, социальная поддержка, возможности ее оказания и т.д.), в правой ­ проблемы, с которыми подростку приходится сталкиваться (слишком тяжелые задачи, патология, факторы стресса). 4) Сосредоточьте анализ компетенции на одной или нескольких задачах, при   выполнении   которых   проявляются   проблемы   или   над   которыми   надо работать (в зависимости от цели данного тренинга).При   этом   надо   обратить   внимание   на   то,   с   какими   подзадачами сталкивается подросток в данный момент, используйте при этом следующие вопросы:   какие   подзадачи   добавляются   к   ним   в   возможной   новой жилищной/рабочей ситуации, какие навыки проявил подросток по отношению к   этим   подзадачам,   какие   у   него   сильные   стороны,   какие   навыки   по отношению к этим подзадачам подросток еще не проявил, какие могут быть из этого выведены рекомендации к действию, какие уже существующие навыки, а   также   гибкость   и   (или)   социальная   поддержка   могут   быть   при   этом использованы. Проводя более детальный анализ баланса между задачами и навыками при   выполнении   конкретной   задачи,  постоянно   используйте   обзор   сильных сторон подростка (см. п. 3). Сильные стороны подростка по отношению к одним   обязанностям   могут   использоваться   при   разрешении   проблем, связанных с другими обязанностями. Анализ   компетенции   может   быть   дополнен   вопросами,   касающимися патологии, гибкости, стресса и защитных факторов: ­ с какой патологией и/или факторами стресса сталкивается подросток сейчас; ­ какое это имеет влияние на общую нагрузку и на отдельные задачи; ­ есть ли факторы, помогающие справляться со всем этим? Какие; ­   какие   защитные   факторы   или   аспекты   гибкости   можно активизировать; для выполнения каких задач это существенно. Психолог учреждений для детей "группы риска" должен прежде всего уметь очень квалифицированно провести диагностику личностного развития ребенка   и   определить,   что   является   блокиратором   психического   развития ребенка   или   работы   психических   процессов,   так   как   без   снятия   причины, блокирующей деятельность психики, практически мало что можно сделать. Как показывает опыт работы в приютах, детских домах, кризисных центрах, психолог   должен   уметь   проводить   комплексную   диагностику   личностногоразвития ребенка. Такая диагностика проводится довольно продолжительное время,   иногда   до   трех   месяцев.   Но   пока   не   будет   выявлен   блок, затрудняющий   деятельность   психики,   применение   различных   методов   и приемов   работы   с   детьми   оказывается   бесперспективным.   Без   разрушения травмирующего блока помочь ребенку бывает невозможно или должно пройти довольно продолжительное время, пока реакция на травму не станет более спокойной. Все это меняет направления деятельности психолога. Вначале психолог вместе   с   другими   специалистами   (врачами,   педагогами,   социальными   После работниками)   проводит   комплексную   диагностику   ребенка. консилиума   специалистов   ставится   окончательный   диагноз   с   учетом травмирующего блока. На основании данных, полученных в результате диагностики,  составляется краткая характеристика ребенка с указанием того, что мешает  ему нормально развиваться и вести себя без патологий. Затем на основе  такого анализа составляется индивидуальная программа реабилитации для  каждого воспитанника. Если есть несколько детей, имеющих сходные  проблемы, тогда можно составлять программу на небольшую подгруппу или  группу и проводить работу с несколькими детьми.