Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)
Оценка 4.6

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
01.04.2017
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников  (начальные классы)
Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в каком классе процесс воспитания организован лучше, а в каком хуже, и не для того, чтобы делать выводы в отношении тех или иных педагогов. Делается это для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо изучить для оценки эффективности воспитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся ещё раз к определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников - копия.doc
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Учитель начальных классов Харитонова Ольга Витальевна  Целью диагностики является выяснение, того ­ являются ли (и в какой степени)   воспитывающими   те   виды   внеурочной   деятельности,  которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в каком классе процесс воспитания организован лучше, а в каком хуже, и не для того, чтобы делать выводы в отношении тех или иных педагогов. Делается это для   того,   чтобы   обнаруживать   и   решать   наиболее   острые   проблемы, существующие   во   внеурочной   сфере,   чтобы   анализировать,   обобщать   и распространять позитивный опыт воспитания. Что   же   именно   должно   стать   предметом   диагностики,   что   именно необходимо   изучить   для   оценки   эффективности   воспитания?   Для   того чтобы   ответить   на   этот   вопрос,   обратимся   ещё   раз   к   определению воспитания. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка     через   создание   благоприятных   условий. Соответственно   и   диагностика   должна   быть   направлена   на   изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия раз­ вития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики. (человека) Первый предмет диагностики ­ это личность самого воспитанника.  В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности  он  ориентируется? Какие  отношения  к  окружающему  миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Узнать   об   изменениях,   происходящих   в   личности   школьника,   можно различными   способами.   Это   может   быть   наблюдение   за   поведением   и эмоционально­нравственным   состоянием   школьников   в   повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно­деятельностных играх, погружающих ученика в сложный   мир   человеческих   отношений;   в   организуемых   педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных   работ   школьников:   дневников,   сочинений,   эссе,   статей   в школьную газету и т. д.  Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно   в   российских   школах   внеурочная   деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы   предлагаем   использовать   хорошо   зарекомендовавшую   себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики   этих   отношений   целесообразно   использовать   методику социометрии).  Третий   предмет   диагностики   —   это   профессиональная   позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция   —   это   единство   сознания   и   деятельности   человека,   где деятельность   выступает   одним   из   способов   реализации   его   базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков). В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной   деятельностью   педагога   (или   педагог   всего   лишь   выполняет возложенную   на   него   кем­то   обязанность,   т.   е.   попросту   отбывает повинность);   какие   профессиональные   ценности   сформированы   у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою   работу   формально,   равнодушно)?   Не   меньшее   значение   имеет   и характер   педагогической   позиции.   Сформирована   ли   у   воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для   воплощения   своих   замыслов?   Здесь   можно   использовать   методику диагностики профессиональной позиций педагога как воспитателя.  Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам: • разрабатывать  образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате; • подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;      • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;         •   диагностировать   результативность   и   эффективность   внеурочной   деятельности;            • оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой   результат         они   претендуют,   соответствуют   ли   избранные   формы предполагаемым результатам и т. д.).  Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся. При   организации   внеурочной   деятельности   школьников   необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в   деятельности.   Например,   школьник,   пройдя   туристический   маршрут,   не только   переместился   в   пространстве   из   одной   географической   точки   в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое   знание   о   себе   и   окружающих,   пережил   и   прочувствовал   нечто   как ценность,   приобрёл   опыт   самостоятельного   действия   (воспитательный результат). Эффект  — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно­нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный   эффект   внеурочной   деятельности  —   влияние (последствие)   того   или   иного   духовно­нравственного   приобретения   на процесс развития личности ребёнка. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательные   результаты   внеурочной   деятельности   школьников распределяются по трём уровням. Первый   уровень   результатов   —  приобретение   школьником   социальных знаний   (об   общественных   нормах,   устройстве   общества,   о   социально одобряемых   и   неодобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.   п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании)   как   значимыми   для   него   носителями   положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию   от   педагога,   но   и   невольно   сравнивает   её   с   образом   самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества   (человек,   семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий   уровень   результатов   —  получение   школьником   опыта самостоятельного   общественного   действия.   Только   в   самостоятельном общественном   действии,   действии   в   открытом   социуме,   за   пределами дружественной   среды   школы,   для   других,   зачастую   незнакомых   людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,   Именно   в   опыте самостоятельного   общественного   действия   приобретается   то   мужество,   та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.   свободным   человеком.   гражданином, Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие   школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность   появления  эффектов  воспитания   и   социализации   детей.   У учеников   могут   быть   сформированы   коммуникативная,   этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах. Например,   неоправданно   предполагать,   что   для   становления   гражданской компетентности и идентичности  школьника достаточно уроков, занятий по изучению   прав   человека   и   т.   п.   Даже   самый   лучший   урок   может   дать школьнику   лишь   знание   и   понимание   общественной   жизни,   образцов гражданского   поведения   (конечно,   это   немало,   но   и   не   всё).   А   вот   если школьник   приобретёт   опыт   гражданских   отношений   и   поведения   в   дру­ жественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог   должен   поддержать   эту   тенденцию,   обеспечить   используемыми формами   внеурочной   деятельности   достижение   ребенком  первого   уровня результатов.  Во  2   и   3  классах,   как   правило,   набирает   силу   процесс   развития   детского коллектива, резко активизируется  межличностное взаимодействие  младших школьников   друг   с   другом,   что   создаёт   благоприятную   ситуацию   для достижения   во   внеурочной   деятельности   школьников  второго   уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня   на   протяжении   трёх   лет   обучения   в   школе   создаёт   у   младшего школьника   к   4   классу   реальную   возможность   выхода   в   пространство общественного действия (т. е. достижение  третьего уровня результатов). Такой   выход   для   ученика   начальной   школы   должен   быть   обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­ циальной   ситуации   конфликтность   и   неопределённость   должны   быть   в известной степени ограниченны. Диагностика эффективности внеурочной деятельности  за 2013­2014 учебный год Сформированность   коммуникативного   потенциала   личности   и   её зависимость от сформированности общешкольного коллектива   1.Коммуникабельность 2.Знание этикета 3.Комфортность ребёнка в школе 3 А класс 92,6% 86,7% 92,6% 1 Б класс 76,3% 70,4% 86,3% со 46,7% 68,1% взрослыми, совместной 4.Сформированность деятельности 5.Взаимодействие родителями, педагогами 6.Соблюдение социальных и этических норм 40,7%   Вывод:   на   конец   первого   класса   западает   сформированность   совместной деятельности и соблюдение социальных и этических норм. Это будет одной из задач на 2014­2015 учебный год. 81,5% 75,2% 67% Сформированность           нравственного, эстетического потенциала учащихся   1Б класс 3 Акласс   Сформированность   отношений 1. ребёнка к школе   Сформированность   отношений 2. ребёнка к себе   Положительное ­92% Завышенная 77,8% Адекватная 18,5%  Низкая ­3,7%     Положительное   ­ 96% – Завышенная 74,1% – Адекватная 22,2%  Низкая ­3,7% – –     100% 100%   Сформированность   отношений   Сформированность   отношений 3. ребёнка к природе 4. ребёнка к труду 5. Развитость чувства прекрасного Вывод: больше планировать музейных уроков, экскурсий по родному краю, мероприятий   направленных   на   самообслуживание,   потому   что   низкий   % показали   результаты   диагностики   сформированности   отношений   ребёнка   к Родине, к обществу, к труду. 40,7% 71,5% 87,8% 37% Сформированность детского коллектива как средства развития личности   3 А класс 1Б класс Песчаная россыпь 1.Сплочённость коллектива Алый парус       средний развития развития коллективных 2.Уровень взаимоотношений 3.Уровень самоуправления                 Вывод:  в   связи   с   низким   уровнем   развития   ученического самоуправления в классном коллективе 1 Б класса в следующем учебном году планируется работа по данному направлению. ученического средний средний низкий   Диагностика эффективности внеурочной деятельности  за 2014­2015 учебный год 1 В класс 76 % 70 % 86 % 4 А класс 92 % 86 % 92 % Сформированность   коммуникативного   потенциала   личности   и   её зависимость от сформированности общешкольного коллектива   1.Коммуникабельность 2.Знание этикета 3.Комфортность ребёнка в школе 4.Сформированность деятельности 5.Взаимодействие родителями, педагогами 6.Соблюдение социальных и этических норм 37%   Вывод:   на   конец   первого   класса   западает   сформированность   совместной деятельности и соблюдение социальных и этических норм. Это будет одной из задач на 2015­2016 учебный год. совместной взрослыми, 37% 72% 73% 85% 67% со       Сформированность           нравственного, эстетического потенциала учащихся   1В класс  4 А класс Сформированность   отношений 1. ребёнка к школе   Сформированность   отношений 2. ребёнка к себе Положительное ­92% Завышенная – 78% Адекватная –18 %  Низкая – 4 %   Положительное   ­ 96% Завышенная – 68% Адекватная – 29%  Низкая ­3 % 100% 100%   Сформированность   отношений   Сформированность   отношений 3. ребёнка к природе 4. ребёнка к труду 5. Развитость чувства прекрасного Вывод: больше планировать музейных уроков, экскурсий по родному краю, мероприятий   направленных   на   самообслуживание,   потому   что   низкий   % показали   результаты   диагностики   сформированности   отношений   ребёнка   к Родине, к обществу, к труду. 69 % 47 % 89% 37% Сформированность детского коллектива как средства развития личности   1В класс 4 А класс 5 ступень  «Горящий  факел»  1.Сплочённость коллектива  «Мягкая глина»         средний развития развития коллективных 2.Уровень взаимоотношений 3.Уровень самоуправления                 Вывод:  в   связи   с   низким   уровнем   развития   ученического самоуправления в классном коллективе 1 В класса в следующем учебном году планируется работа по данному направлению. ученического высокий средний низкий

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников  (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников  (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников  (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников  (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников  (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников  (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников  (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников (начальные классы)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников  (начальные классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017