ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.6

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.6
Научные работы +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.04.2018
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. И, конечно же, эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение. Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций.
Kursovaya_Ozerova.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра психологии  Студент 3 курса, ПОа­14­ 1 Озерова Дарья  Александровна КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА:  ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Работа защищена  с оценкой «_____________» Руководитель канд. псих. наук, доцент кафедры психологии Устинова О.А.  _____________________ «____»___________2016 г. Новокузнецк 2016 Содержание 3 Введение…………………………………………………………………………. 5 Глава 1. Эмоциональная сфера в подростковом возрасте………………........ 5 1.1 Понятие об эмоциях……………………………………………………….. 8 1.2 Функции эмоций…………………………………………………………….. 10 1.3 Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте…………. Вывод по первой главе………………………………………………………… 18 Глава  2. Исследование предметной и социальной эмоциональности детей  20 подросткового возраста………………………………......................................... 20 2.1 Цели, задачи исследования…………………………………………………. 20 2.2 Описание методики для исследования…………………………………….. 2.3 Результаты исследования…………………………………………………… 23 Вывод по второй главе………………………………………………………… 28 Заключение……………………………………………………………………… 29 Список использованных источников и литературы……………………… 30 Приложение……………………………………………………………………… 31 2 Введение Актуальность работы. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Переход   к   подростковому   возрасту   характеризуется   глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и   способностей.   И,   конечно   же,   эмоциональное   развитие   претерпевает   в   это время существенное изменение. Подростковый   возраст   характеризуется   как   период   повышенной эмоциональности,   что   проявляется   в   легкой   возбудимости,   изменчивости настроения,   возникновении   тревожности,   агрессивности   и   других   бурных реакций. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос. Эмоциональные   нарушения,   возникающие   в   этот   период,   имеют   далеко идущие   последствия.   Многие   исследователи   связывают   некоторые   типы нарушения   поведения   у   детей   с   различными   формами   эмоциональных нарушений.   Неоднократно   демонстрируется   связь   эмоционального 3 неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д. Данная   проблема   достаточно   полно   отражена   в   работах   отечественных зарубежных   авторов,   таких   как   Анохин   П.К,.   Грецов   А.Г.,   Дерманова   И.Б., Ильин Е.П.,. Казанская В.Г., Лафренье П., Райс Ф., Реан А.А., Рубинштейн С.Л и др. Объект исследования: дети подросткового возраста. Предмет исследования: эмоциональная сфера детей подросткового возраста. Цель:   выявить   уровень   эмоционального   состояния   детей   подросткового возраста. Задачи исследования: ­   Изучить   литературу   по   теме   диагностика   эмоциональной   сферы   детей подросткового возраста; ­Раскрыть определение понятия эмоциональная сфера; ­Изучит   особенности   развития   эмоциональной   сферы   у   детей   подросткового возраста; ­Изучить   методы   диагностики   эмоциональной   сферы   детей   подросткового возраста; ­Подобрать   методики   для   диагностики   эмоциональной   сферы   детей подросткового возраста; ­Продиагностировать группу детей подросткового возраста. Гипотеза: Подростковый возраст это период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. П 4 ГЛАВА   1.   ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ   СФЕРА   В   ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Понятие об эмоциях Практически   непременным   компонентом   всех   видов   психических процессов и состояний, всех видов человеческой активности являются эмоции (от   лат.   emovere   –   возбуждать,   волновать).   Различные   науки   о   человеке (психология,  физиология,  медицина  и  др.)   дают  толкование   этого   термина  с присущей   им   естественной   ограниченностью.   Для   понимания   целостной сущности   этого   феномена   представляется   целесообразным   объединение   всех этих   подходов.   С   такой   точки   зрения   эмоции   являются   интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности (типа ярости, страха, радости и др.), специфическими двигательными реакциями (мимика и жесты) и неспецифическими сдвигами в деятельности внутренних органов [3]. Эмоции,   утверждал   Ч.   Дарвин,   возникли   в   процессе   эволюции   как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных 5 границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких­либо факторов. Самая   старая   по   происхождению,   простейшая   и   наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие,   связанное   с   невозможностью   это   сделать   при   обострении соответствующей потребности. Основные   эмоциональные   состояния,   которые   испытывает   человек, делятся   на   собственно   эмоции,   чувства   и   аффекты.   Эмоции   и   чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный   характер   и   находятся   как   бы   в   начале   его.   Эмоции   и   чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или   деятельности.   Эмоции   могут   вызываться   как   реальными,   так   и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как   его   собственные   внутренние   переживания,   коммуницируются,   т.   е. передаются другим людям, сопереживаются. Чувства   —   высший   продукт   культурно­эмоционального   развития человека.   Они   связаны   с   определенными,   входящими   в   сферу   культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими   людьми   мотивирующую   роль.   В   отношении   окружающего   его мира   человек   стремится   действовать   так,   чтобы   подкрепить   и   усилить   свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произ­ вольно   регулироваться.   Проявление   сильного   и   устойчивого   положительного чувства к чему­либо или к кому­либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной   или   слабой   силы,   действующие   в   течение   длительного   времени, именуются настроениями. 6 Аффекты   —   это   особо   выраженные   эмоциональные   состояния, сопровождаемые   видимыми   изменениями   в   поведении   человека,   который   их испытывает.   Аффект   не   предшествует   поведению,   а   как   бы   сдвинут   на   его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является   исходный   мотивационный   стимул   поведения   и   чем   больше   усилий приходится тратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в   результате   всего   этого,   тем   сильнее   возникающий   аффект.   В   отличие   от эмоций  и  чувств,  аффекты   протекают   бурно,  быстро,  сопровождаются   резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его   разумности.   Они   способны   оставлять   сильные   и   устойчивые   следы   в долговременной   памяти.   В   отличие   от   аффектов,   работа   эмоций   и   чувств связана   по   преимуществу   с   кратковременной   и   оперативной   памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая в результате аффектогенных си­ туаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной   и   бурной   эмоциональной   разрядке,   которая,   снимая   возникшее напряжение,   часто   сопровождается   чувством   усталости,   подавленности, депрессией. Страсть   —   еще   один   вид   сложных,   качественно   своеобразных   и встречающихся   только   у   человека   эмоциональных   состояний.   Страсть представляет   собой   сплав   эмоций,   мотивов   и   чувств,   сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). С.   Л.  Рубинштейн   считал,   что   в   эмоциональных   проявлениях   личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка   и   ее   духовные,   нравственные   потребности.   Он   обозначил   их (аффективно­эмоциональную) соответственно чувствительность,   предметные   чувства   и   обобщенные   мировоззренческие органическую     как   7 чувства.   К   аффективно­эмоциональной   чувствительности   относятся,   по   его мнению,   элементарные   удовольствия   и   неудовольствия,   преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны   с   обладанием   определенными   предметами   и   занятиями   отдельными   Эти   чувства   соответственно   их   предметам видами   деятельности. подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они про­ являются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении   к   другим.   Мировоззренческие   чувства   связаны   с   моралью   и отношениями   человека   к   миру,   социальным   событиям,   нравственным категориям и ценностям [5]. 1.2 Функции эмоций Эмоции и чувства выполняют следующие функции. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц   лица),   пантомимическими   (движение   мышц   тела,   жесты),   изменениями голоса,   вегетативными   изменениями   (потоотделение,   покраснение   или побледнение   кожи).  Эти   проявления   эмоций   и   чувств   сигнализируют   другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать   свои   переживания   другим   людям,   информировать   их   о   своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Регулятивная   функция   выражается   в   том,   что   стойкие   переживания направляют   наше   поведение,   поддерживают   его,   заставляют   преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают 8 избыток   эмоционального   возбуждения.   Когда   эмоции   достигают   крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач). Отражательная   (оценочная)   функция   выражается   в   обобщенной   оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность   или   вредность   воздействующих   на   них   факторов   и   реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление   поиска,   способное   обеспечить   решение   задачи.   Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Подкрепляющая   функция   выражается   в   том,   что   значимые   события, вызывающие   сильную   эмоциональную   реакцию,   быстро   и   надолго запечатлеваются   в   памяти.   Так,   эмоции   "успеха   —   неуспеха"   обладают способностью привить любовь к какому­либо виду деятельности или угасить ее. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате   которой   определяется   доминирующая   потребность   (борьба   между страхом   и   чувством   долга).   Привлекательность   мотива,   его   близость личностным   установкам   направляет   деятельность   личности   в   ту   или   другую сторону. Приспособительная   функция.   Эмоции   возникают   как   средство,   при помощи   которого   живые   существа   устанавливают   значимость   тех   или   иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя   возникшему   чувству   организм   имеет   возможность   эффективно приспособиться к окружающим условиям. 9 В   нашей   психической   жизни   чувства   занимают   особое   место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов   —   восприятия,   памяти,   мышления   и   др.   Чувства   обусловливают яркость   и   полноту   наших   восприятий,   они   влияют   на   скорость   и   прочность запоминания.   Эмоционально   окрашенные   факты   запоминаются   быстрее   и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей   речи   убедительность,   яркость   и   живость.   Чувства   вызывают   и стимулируют   наши   действия.   Сила   и   настойчивость   волевых   действий   в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой   жизни.   Люди   с   бедными   и   слабыми   эмоциональными переживаниями   становятся   сухими,   мелочными   педантами.   Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность [1]. 1.3 Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте О   переходном   возрасте   обычно   говорят   как   о   периоде   повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п. Но идет ли речь об общей эмоциональной реактивности или   о  каких­то  специфических   аффектах   и   влечениях?  По  сравнению   с  кем юношеская эмоциональная реактивность кажется повышенной — по сравнению с ребенком или со взрослым? И каковы ее возрастные границы?  Некоторые   особенности   эмоциональных   реакций   переходного   возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие 10 смены   настроения,   переходы   от   экзальтации   к   депрессии   и   от   депрессии   к экзальтации   нарастанием   в   пубертатном   возрасте   общего   возбуждения   и ослаблением всех видов условного торможения.  Группа болгарских психологов (Г. Д. Пирьов и др.), изучая возрастные срезы   детей   от   5   до   17   лет,   нашла,   что   наиболее   возбудимый   тип   нервной деятельности   чаще   всего   встречается   среди   5­летних.   С   возрастом   процент возбудимых падает, а уравновешенных растет. В пубертатном возрасте (11 — 13 лет у девочек и 13—15 лет у мальчиков) доля возбудимых опять увеличивается, а после его окончания снова уменьшается.  Однако эмоциональные реакции и поведение подростков, не говоря уже о юношах, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят   также   от   социальных   факторов   и   условий   воспитания,   причем индивидуально­типологические   различия   сплошь   и   рядом   превалируют   над возрастными. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний   и   образа   «Я»   нередко   приводят   к   тому,   что   эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности.  По   целому   ряду   психологических   тестов   подростковые   и   юношеские нормы   психического   здоровья   существенно   отличаются   от   взрослых.   Так, изучение   15   тысяч   14—15­летних   американских   подростков   посредством Миннесотского   личностного   теста   (MMPI),   широко   применяемого   в   целях психодиагностики (в том числе и в СССР), показало, что вполне нормальные подростки   имеют   более   высокие   показатели   по   шкалам   «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции,   которые   у   взрослого   были   бы   симптомом   болезни,   для   подростка статистически   нормальны.   Проективные   тесты   (тест   Роршаха   и   тест тематической апперцепции) показывают рост уровня тревожности от 12 к 16 годам.   На   переходный   возраст   приходится   пик   распространения   синдрома 11 дисморфомании (бред физического недостатка). После 13—14 лет, по данным советского   психиатра   А.   А.   Меграбяна   (1962),   резко   возрастает   число личностных   расстройств.   По   мнению   ведущего   советского   специалиста   по юношеской психиатрии А. Е. Личко (1977), возраст от 14 до 18 лет представляет собой   критический   период   для   психопатий.   Кроме   того,   в   этом   возрасте особенно остро проявляются, акцентуируются некоторые свойства характера; такие   акцентуации,   не   будучи   сами   по   себе   патологическими,   тем   не   менее повышают   возможность   психических   травм   и   отклоняющегося   от   нормы поведения. Например, заострение такого типологического свойства юноши, как гипертимность  (повышенная   активность   и   возбудимость),  нередко   делает   его неразборчивым   в   выборе   знакомств,   побуждает   ввязываться   в   рискованные авантюры   и   сомнительные   предприятия.   Типологически   обусловленная замкнутость в ранней юности иногда перерастает в болезненную самоизоляцию, которой может сопутствовать чувство человеческой неполноценности и т. д.  Однако эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста   —   побочные   и   не   всеобщие   свойства   юности.   Существует,   по­ видимому, общая закономерность, действующая фило­ и онтогенезе, согласно которой   вместе   с   уровнем   организации   и   саморегулирования   организма повышается   эмоциональная   чувствительность,  но   одновременно   возрастают   и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызывать у человека   эмоциональное   возбуждение,   с   возрастом   не   суживается,   а расширяется.   Разнообразнее   становятся   способы   выражения   эмоций, увеличивается   продолжительность   эмоциональных   реакций,   вызываемых кратковременным раздражением, и т. д. Если бы взрослый человек реагировал на все раздражители с непосредственностью ребенка, он бы неминуемо погиб от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости — ведь круг значимых для него   отношений   гораздо   шире   детского.   Однако   взрослого   спасает   развитие эффективных   механизмов   внутреннего   торможения   и   самоконтроля,  а  также 12 способность избирательно реагировать на внешние воздействия (Д. Хебб и У. Томпсон, 1968).  Весьма поучительно в этом плане проведенное Гарольдом Джонсом (1971) объективное   (с   помощью   кожно­гальванической   реакции   —   КГР)   измерение эмоциональных реакций одних и те же детей разного возраста на одинаковые и на разные стимулы. Оказалось, что у маленьких детей КГР слабее и вызывать ее труднее,   чем   у   старших;   эмоциональные   реакции   младенцев   относительно недифференцированны   и   проявляются   в   самых   разнообразных   движениях   и звуках.   Становясь   старше,   ребенок   научается   контролировать   и   подавлять некоторые   внешние   проявления   эмоций,   эмоции   как   бы   уходят   внутрь, интериоризируются,   и одновременно дифференцируются. Джонс сопоставил эмоциональные реакции   создавая   внутренние   источники   возбуждения, (измеренные с помощью КГР) 12­летних подростков и 17­летних юношей на три типа   словесных   стимулов   —   приятных,   неприятных   и   безразличных.   Общая эмоциональная реакция оказалась у юношей немного выше, чем у подростков. Но главное различие заключается в уровне избирательности: разница в уровне реакции на эмоционально заряженные и нейтральные стимулы у юношей гораздо больше, чем у подростков. Они лучше контролируют свои реакции, поэтому их труднее «завести». Отсюда вытекает, что юношеские эмоции, как и интеллект, нельзя измерять без учета того, насколько существен конкретный стимул или ситуация для данного испытуемого.  В.   Р.   Кисловская   (1971),   изучившая   с   помощью   проективного   теста возрастную   динамику   тревожности,   нашла,   что   дошкольники   обнаруживают наибольшую   тревожность   в   общении   с   воспитателем   детского   сада   и наименьшую — с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую — со сверстниками. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками 13 и родителями и наименее — с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники   (IX   класс)   обнаружили   самый   высокий   по   сравнению   с   другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой­то мере зависят.  Наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности, т. е.   того,   на   какие   стимулы   реагирует   субъект,   в   юношеском   возрасте продолжается   дифференциация   по   силе   эмоциональной   реакции.   Следует подчеркнуть,   что   низкий   уровень   эмоциональной   реактивности   —   фактор психологически   неблагоприятный.   По   данным   Калифорнийского   лонгитюда, подростки   и   юноши   с   низкой   эмоциональной   реактивностью   казались   более беспокойными,   раздражительными,   эмоционально   неустойчивыми,   менее решительными   и   общительными,   чем   их   высокореактивные   сверстники;   в среднем возрасте (около 30 лет) первые труднее приспосабливались к среде и чаще обнаруживали невротические симптомы (Д. Блок, 1971).  Эмоциональные   проблемы   юношеского   возраста   имеют   разные   истоки. Подростковый   синдром   дисморфомании   —   озабоченности   своим   телом   и внешностью — в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что   у   детей   таких   расстройств   не   бывает   вовсе   из­за   неразвитости   их самосознания.   Болезненные   симптомы   и   тревоги,   появляющиеся   в   юности,— часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.  Новейшие   исследования   опровергают   мнение   о   юности   как «невротическом»   периоде   развития.   У   большинства   людей   переход   из подросткового   возраста   в   юношеский   сопровождается   улучшением коммуникативности   и   общего   эмоционального   самочувствия.   Поданным 14 экспериментального лонгитюдного исследования Е. А. Силиной (1977, 1978), обследовавшей одних и тех же детей в VII и вторично в IX классе, юноши по сравнению   с   подростками   обнаруживают   большую   экстравертированность, меньшую   импульсивность   и   эмоциональную   возбудимость   и   большую эмоциональную   устойчивость.   Эти   данные   интересны   также   тем,   что   в подростковом   и   младшем   юношеском   возрасте   обнаруживаются   одинаковые симпто­мокомплексы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры   темперамента   и   его   зависимости   от   свойств   нервной   системы складываются   уже   к   подростковому   возрасту.   Юность   же,   не   меняя   типа темперамента,   усиливает   интегральные   связи   его   элементов,   облегчая   тем самым управление собственными реакциями (В. С. Мерлин, 1977). По данным А. В. Кучменко (1968), 16—17­летние старшеклассники, независимо от типа своей нервной системы, значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков.  По данным лонгитюдного исследования И. В. Дубровиной и сотрудников (1988), общий уровень тревожности у девятиклассников по сравнению с семи­ и восьмиклассниками   резко   снижается,   но   в   X   классе   снова   повышается,   в основном   за   счет   роста   самооценочной   тревожности.   Рост   самооценочной тревожности в VIII и X классах объясняется, по­видимому, тем, что эти классы — выпускные. У юношей сильнее, чем у подростков, выражены также половые и индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызывающих ее факторов   (успеваемость,   положение   среди   сверстников,   особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы). На мой взгляд, это   подтверждает   теорию   В.   С.   Мерлина   о   становлении   интегральной индивидуальности.  По   данным   американского   психолога   Р.   Кэттела,   личностный   тест которого применяется во многих странах, в том числе в СССР, от 12 к 17 годам заметно   улучшаются   показатели   по   таким   факторам,   как   общительность, 15 легкость   в   обращении   с   людьми, соревновательность,   стремление   главенствовать),   доминантность   (настойчивость,   тогда   как   общая возбудимость,   наоборот,   снижается.   У   мальчиков,   кроме   того,   снижаются показатели   по   фактору,   соединяющему   в   себе   чувствительность,   мягкость характера,   чувство   зависимости   и   потребность   в   опеке,   уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т. е. развитие идет в сторону большей уравновешенности (А. Сили и Р. Кэттел, 1966).  Эмоционально   неуравновешенные,   с   признаками   возможной психопатологии, подростки и юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10—20 процентов от общего числа, т. е. почти столько же, сколько и у взрослых.  Юношеский   возраст   по   сравнению   с   подростковым   характеризуется большей   дифференцированностью   эмоциональных   реакций   и   способов выражения   эмоциональных   состояний,   а   также   повышением   самоконтроля   и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся   особая   подростковая   сензитивность   —   чувствительность   к   оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость   —   с   развязностью,   желание   быть   признанным   и   оцененным другими   —   с   подчеркнутой   независимостью,   борьба   с   авторитетами   —   с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием» (Лычко Л. Е. Подростковая психиатрия.—Л.: Медицина, 1979. — С. 17—18).  16 Разумеется, нужно учитывать, что это описание принадлежит психиатру, который   профессионально   склонен   подчеркивать   прежде   всего   болезненные черты, и распространяется оно на весь период полового созревания, включая «трудный»   пубертатный   возраст.   В   юности   некоторые   из   перечисленных трудностей   уже   смягчаются,   ослабевают.   Однако   если   сравнивать   15—18­ летних   юношей   со   взрослыми,   данное   описание   в   целом   окажется   верным, совпадающим   с   многочисленными   автобиографическими,   дневниковыми   и художественными самоописаниями, в которых бесконечно варьируются мотивы своей внутренней противоречивости, скуки, одиночества, депрессии и т. п.  Хотя уровень сознательного самоконтроля у юношей гораздо выше, чем у подростков,   они   чаще   всего   жалуются   на   свое   слабоволие,   неустойчивость, подверженность   внешним   влияниям   и   такие   характерологические   черты,   как капризность,   ненадежность,   обидчивость.   Многое   в   их   жизни,   включая собственные   поступки,   кажется   совершающимся   автоматически,   помимо   их воли и даже вопреки ей. «Порой хочется искренне ответить человеку — бац! — уже   вылетает   изо   рта   идиотская   презрительная   насмешка.   Глупо   все получается...» (Из рассказа 18­летнего юноши.)  Так   называемые   немотивированные   поступки,   частые   в   юношеском возрасте, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются логическому анализу. Чтобы понять их, «следует четко разграничивать напряженность, а нередко — и внутреннюю конфликтность психики подростка и социальную конфликтность поведения» (Исаев Д. Н., Наган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей.—   Л.:   Медицина,   1979.—   С.   154).   Многие   внутренние   и   внешние конфликты,   традиционно   относимые   на   счет   юношеской   гиперсексуальности, обусловлены   прежде   всего   тем,   что   сексуальное   влечение   и   поведение 17 подростков не находят признания и символизации в культуре и потому кажутся опасными и разрушительными.  Старшим часто кажутся иррациональными многие юношеские увлечения. Даже   если   их   предмет   вполне   невинен   и   положителен,   взрослых   смущает   и раздражает юношеская одержимость, страстность («Ну можно ли сходить с ума из­за каких­то марок или дисков?») и односторонность: увлекаясь чем­то одним, юноша за частую запускает другие, более важные с точки зрения старших дела.  Такие претензии часто безосновательны и психологически наивны. Говоря по правде, на учителей и родителей невозможно угодить. Если подросток чем­то увлекается, его упрекают в односторонности. Если он ничем не увлекается, что характерно   для   большинства   подростков,   ибо   далеко   не   все   люди   способны страстно   увлекаться,—   его   упрекают   в   пассивности   и   равнодушии.   Когда увлечения   подростка   изменчивы   и   краткосрочны,   его   обвиняют   в поверхностности   и   легкомыслии,   если   же   они   устойчивы   и   глубоки,   но   не совпадают с родительскими представлениями о желательном и должном,— его всячески стараются отвлечь или оторвать от них.  Не   давая   себе   труда   вникнуть   в   то,  какие   глубинные   психологические потребности личности удовлетворяет то или другое хобби, старшие бездумно и яростно возлагают ответственность за все действительные и мнимые опасности и издержки   подростковых   увлечений   на   их   предмет,   будь   то   рок­музыка   или мотоцикл. Но главное — не предмет увлечения, а его психологические функции, значение для субъекта. Эмоции, как и мыслительные процессы, нельзя понять без   учета   самосознания   личности   [4].   Вывод по первой главе 18 Человек   взаимодействует   с   внешней   средой   и   другими   людьми определенным образом к ним относится и переживает то, что с ним происходит и им совершается. Переживание этого отношения и составляет сферу чувств и эмоций человека. По   силе   и   длительности   эмоциональных   переживаний   часто   выделяют несколько   видов   эмоций,   которые   образуют   в   совокупности   эмоциональную сферу личности. Эмоциональная   сфера   претерпевает   значительное   изменение   в   ходе взросления человека. У подростков по сравнению с младшим школьным возрастом, характерно развитие   критичности,   преднамеренности   и   до   некоторой   степени самостоятельности.   Подростки   в   большей   степени   способны   учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. В то же время свойственная подросткам повышенная возбудимость неуравновешенность с преобладанием возбуждения над   торможением,   накладывают   отпечаток   на   характер   протекания   у   них эмоциональных процессов. И тем не мене подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими. 19 Глава  2. Исследование предметной и социальной эмоциональности детей  подросткового возраста 2.1 Цели, задачи исследования Цель исследования: изучить предметную и социальную эмоциональность детей подросткового возраста Задачи исследования:  ­ Оценить свойство темперамента эмоциональность у подростков. 20 ­Выявить   соответствия   или   несоответствия   нормальному   развитию эмоциональности у детей в подростковом возрасте. Гипотеза:  В подростковом возрасте подростки чаще очень эмоциональны и чувствительны к неудачам, тревожны, и не уверенны в себе и в общении. Исследование проводилось на базе МБ НОУ «Лицей № 111», учащиеся 7 «Б», 7 «В»  классов. 2.2 Описание методики для исследования Опросник структуры темперамента  В.М. Русалов (ОСТ) Методика   используется   для   диагностики   предметно­деятельностного   и коммуникативного аспектов темперамента и позволяет количественно оценить его свойства: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность.  Соотношение уровней выраженности перечисленных свойств указывает на тип темперамента обследуемого (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Методика позволяет определить уровни эргичности, пластичности, темпа и эмоциональности как свойств темперамента. Эргичность(энергичность) – степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе 21 Пластичность  –   легкость   переключения   с   выполнения   одного   вида деятельности   на   выполнение   другого   или   изменения   поведения   в   общении   с людьми Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций, движений Эмоциональность  –  склонность   человека   эмоционально   реагировать  на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми. Тест   состоит   из   105   вопросов,   на   которые   испытуемый   должен датьоднозначный ответ: либо «да», либо «нет». Процедура исследования Исследование   свойств   темперамента   с   помощью   тест­опросника   можно проводить как с одним испытуемым, так и с группой. При работе с группой каждый должен быть обеспечен текстом опросника и бланком для ответов. Инструкция:  "Вам   предлагается   ответить   на   105   вопросов.   Вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если Вы выбрали ответ "Да", поставьте крестик (или галочку) в графе "Да" на бланке для ответов возле соответствующего номера вопроса. Если Вы выбрали ответ "Нет", поставьте крестик (галочку) соответственно в графе "Нет". В данной методике как показательные, мы возьмем шкалы: 1. Предметная   эмоциональность   ­   включает   в   себя   вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе. 22 ВЗ   ­   высокая   чувствительность   к   расхождению   между   задуманным   и ожидаемым,   планируемым   и   результатами   реального   действия,   ощущения неуверенности,   тревоги,   неполноценности,   высокое   беспокойство   по   поводу работы,   чувствительность   к   неудачам,   к   несовпадению   между   задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального действия. НЗ   ­   незначительное   эмоциональное   реагирование   при   неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе. 2. Социальная   эмоциональность   ­   включает   вопросы,   касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере. ВЗ   ­   высокая   эмоциональность   в   коммуникативной   сфере,   высокая чувствительность к неудачам в общении. НЗ   ­   низкая   эмоциональность   в   коммуникативной   сфере, нечувствительность   к   оценкам   товарищей,   отсутствие   чувствительности   к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения. 3. «К» ­ контрольная шкала (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний. ВЗ ­ неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле. НЗ ­ адекватное восприятие своего поведения. 2.3 Результаты исследования 23 В данном исследовании принимали участие 42 подростка 13 лет, учащиеся 7 «Б» и 7 «В» классов.  Таблица 1. Соотнесение данных по шкалам № ФИО 1 Тарасова Р. “7Б” 2 Бражников И. “7Б” 3 Пудовкина В. “7Б” 4 Журавлев А. “7Б” 5 Пудовкин Г. 7б 6 Хошитов К. 7б 7 Чуянов Н. 7б Теленков С. 7б Ершов И. 7б Самсонинко М. 7б Романов И. 7б 8 9 1 0 1 1 Шкалы  Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» 24 Уровень средний средний низкий Низкий низкий низкий средний высокий низкий высокий средний низкий низкий низкий средний Низкий Низкий Средний Средний Низкий Низкий Средний Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Средний Средний Низкий Низкий Низкий 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 Костенко Д. 7б Жигунова Е. 7Б Ноздря С. 7Б Машорина В. 7Б Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Клишеменская А. 7Б Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Ахметшин С. 7Б Зайцева А. 7 Б Житнов М. 7Б Борисененкова   В.   7 Б Хелстовская Д. 7 Б Полкошко К. 7 Б Иванов Д. 7Б Шакирзятов Д. 7Б Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» 25 Низкий Средний Низкий Средний средний средний низкий средний средний низкий низкий средний низкий низкий высокий низкий Высокий Средний Низкий Средний Средний Низкий Низкий Средний Низкий Средний Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Высокий Высокий Низкий Высокий Высокий Низкий Высокий Высокий Низкий 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 3 5 3 6 3 7 3 8 3 9 4 0 Юлия С.  “7В” Катюкова С. “7 В” Малета У. “7 В” Найденова Е. “7В” Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Григорьева С.  “7 В” Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Жигунова М. 7В Гусар Д. 7В Окулевим А. 7В Иванькова К.  7В Суховерко Л. 7В Сосков М. 7В Ануфриев Ю. 7В. Селезнев И. 7В. Бородина А. 7В. Белоусова С. 7В. Ковалев Д.  7В. Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность 26 средний средний низкий низкий низкий низкий средний средний низкий высокий средний низкий низкий средний низкий высокий высокий низкий средний низкий низкий низкий низкий низкий высокий низкий низкий Высокий Высокий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Средний Низкий Низкий Средний Низкий Низкий Средний Низкий Низкий Низкий Черников А. 7В. Ямкова В. 7В. 4 1 4 2 «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Предметная эмоциональность Социальная эмоциональность «К» Низкий Средний Средний Низкий Высокий Средний Низкий По  результатам исследования в табл. 1 у  всех  испытуемых адекватное восприятие своего поведения, испытуемые отвечали искренне. По полученным данным и соотнесению их в диаграмме (Приложение 1), по шкале   «Предметная   эмоциональность»     у   большинства   подростков     низкий уровень,   что   означает     незначительное   эмоциональное   реагирование   при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе. По   шкале   «Социальная   эмоциональность»     у   большинства   подростков средний   уровень   43%,   с   небольшим   отрывом   к   низкому   уровню   40%,   что означает   среднюю   эмоциональность   в   коммуникативной   сфере,   нормальную чувствительность   к   оценкам   товарищей,   отсутствие   чувствительности   к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения. Выводы по второй главе Как показало исследование, гипотеза  не подтвердилась, подростки чаще незначительно   эмоционально   реагируют   при   неудачах,   нечувствительны   к неуспеху,   спокойны,   уверены   в   себе,   имеют   нормальную   чувствительность   к оценкам товарищей, уверенны в ситуациях общения. 27 Заключение Эмоциональная сфера ­ одна из самых важных характеристик личности человека. Эмоции являются побудительным элементов к деятельности любого человека.   Отрицательные,   положительные,   высшие,   интеллектуальные   эмоции 28 могут   объяснить   скрытые   мотивы   того   или   иного   поведения.   Подростковый период   –   переходное   состояние   между   ребенком   и   взрослым,   которое характеризует подростка, накладывает свой отпечаток не только на течение его мыслей и чувств, на его стремления и идеалы, но и на его образ действий.  То   как   подросток   выполняет   ту   или   иную   работу,   как   реагирует   на неудачи, как общается. Все это прослеживается в эмоциональной активности подростка. Изучение   эмоциональной   сферы   детей   подросткового   возраста чрезвычайно важно для более полного понимания личности подростка и помощи ему в ситуациях стресса или тревожности. Список использованных источников и литературы 1. Психология и педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Л. К. Аверченко  [и др.]. ­ Москва—Новосибирск : ИНФРА­М—НГАЭиУ, 2000. ­217 с. 29 2. Гребень, Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов [Текст] / Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496с 3. Крылов, А. А. Психология  [Текст] / А. А. Крылов. ­2­е изд.­ Москва : Издательство Проспект, 2005. – 51 с.  4. Кон,   И.С.   Психология   ранней   юности.  [Текст]   /   И.   С.   Кон.   –Москва: Просвещение, 1989.­69 с 5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии.  [Текст] / Л. Д. Столяренко. – 3­е изд. ­ Ростов­на­Дону: «Феникс», 2000. – 243 с. 6. Тестотека: опросники,   психологические   тесты,   анкеты  [Электронный   ресурс]:   диагностические   методики,   ­Режим   доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/10.html ­ Загл. с экрана. «Приложение 1» Диаграмма процентного соотношения шкал эмоциональности 30 Предметная эмоциональность Высокий 43% 24% Средний Низкий 33% Социальная эмоциональность Высокий 40% 17% средний 43% Низкий факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии 2016/ 2017 учебный год Технологическая карта по выполнению курсовой работы ОФО 31 Семестр – 5,6  Итоговый отчет ­ дифференцированный зачет Ф.И.О. студента______________________________________________________________ Специальность психология образования________________________________________ Курс, Группа: 3 курс, ПОа­14­01________________________________________________ Ф.И.О. руководителя (ей) Устинова О. А.________________________________________ _____________________________________________________________________________ Тема исследования  ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Экспериментальная база___________________________________________ № П.п. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Этапы и формы проведения исследования Обязательные виды  деятельности   студентов Изучение и анализ  литературы,  составление списка  литературы Определение цели,  задач, гипотезы,  объекта и предмета  исследования Теоретическое  обоснование объекта ,  предмета  исследования,   разработка  содержания работы  (1 вариант) Написание I главы  ( при наличии двух  теоретических глав ­  написание 1 и 2 глав) Разработка плана и  методики  эксперимента Представление первой  главы на проверку  руководителю Экспериментальное  исследование  проблемы Анализ результатов  исследования,  оформление работы Представление второй  главы на проверку  сроки Максим. к­во. баллов 100 Сроки выполн. К­во Набр. баллов Подпись руководи­ теля До 20 сентября 2016  До 15 октября 2016 До 15 ноября 2016 До 10 декабря 2016 До 10 января 2017 До 10 февраля 2017 До 15 марта 2017 До 10 апреля 2017 До 15 мая 2017 5 5 15 10 10 10 20 5 5 32 10. 11. 1. 2.  3.  руководителю  Представление   готовой работы на  кафедру Защита работы Всего За неделю до защиты  5 10 100 Бонусные  задания накопительной системы Выполнение  экспериментальных  исследований по теме  исследования во время педагогической  практики Проведение  методического  семинара, апробации  результатов (или  другой формы) в  учреждении, где  проходил эксперимент Выступление на  научно – практической конференции 5 5 10 Критерии оценки выполнения курсовой работы: 1 Выполнение работы в сроки, определенные технологической картой; 2 Степень самостоятельности студента; 3 Дисциплинированность студента; 4 Своевременное устранение замечаний, сделанных руководителем; 5 Уровень сформированности  компетенций:      анализа научной литературы, умения обобщать и систематизировать научный материал, владение методами психолого­педагогического исследования, владение методами математической обработки результатов исследования, умение проектировать   констатирующий и формирующий эксперимент. Оценка курсовой работы  Положительно работа оценивается при наборе не менее 55 баллов.  56 – 70 баллов – оценка «удовлетворительно»  71 – 80 баллов – оценка «хорошо»  81 балл и выше – оценка «отлично» При нарушении сроков выполнения всех деятельности начисляются штрафные баллы (до 20 баллов). Промежуточная проверка выполнения курсовой работы выпускающей кафедрой с 20 января по 10 февраля Руководитель                 ____________________________  Лист нормоконтроля курсовой работы 33 студента ФИО ________________________________________________________________________ Тема КР____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _____ ________________________________________________________________________________ _____ Направление _________________________________________________________________________ Профиль________________________________________________________________________ _____ Параметр проверки Оформление текста Оформление глав, параграфов Языковая культура Цитирование Оформление инициалов и фамилий Оформление списка Оформление таблиц Оформление рисунков Оформление списка литературы Оформление приложения № 1 2 3 4 5 6 7 7 8 8 9 9 10 1 Соответствие  Мах. баллов Набрано баллов 6 9 12 24 2 1 14 14 6 12 Итого  100 Нормоконтроль   осуществил   _____________________________   ____________                                                                             ФИО проверяющего                                 должность подпись   ________________   «_______» ________________   201__г.   34

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2018