Психологической диагностике состоятельностей, которая стала в последние два десятилетия одной с самих популярных областей психологии, посвященное множество монографий, практических руководств, методичек и т.п. Лучшим пособием с психодиагностике до сих пор есть книга Анны Анастази “Психологическы тестирования”, неоднократно выданная в многих странах мира.
Приведем некоторые общие соображения, которые касаются диагностики интеллекта и конструирования тестов интеллекта.
Диагностика интеллекта как научная проблема.
Психологической диагностике состоятельностей, которая стала в
последние два десятилетия одной с самих популярных областей психологии,
посвященное множество монографий, практических руководств, методичек и
т.п. Лучшим пособием с психодиагностике до сих пор есть книга Анны
Анастази “Психологическы тестирования”, неоднократно выданная в многих
странах мира.
Приведем некоторые общие соображения, которые касаются диагностики
интеллекта и конструирования тестов интеллекта.
Разработка любого психодиагностического тест составляется с трех этапов:
1) анализ диагностической проблемы, 2) собственное конструирование тест, 3)
отбор задач.
На первом этапе автор формулирует задачу: что диагностировать, что
психическое свойство он собирается измерять. Ответ на этот вопрос
удерживается в многочисленных концепциях интеллекта, о которое говорило
выше. Исследователь или берет на вооружение одну из существующих, или,
если суще: концепции , щотвуют , чее его не устраивают, создает свою.
Второй вопрос: который способом измерять интеллект? Проводится
теоретический анализ достоинств и недостатков существующих методов, и,
если методы, созданные до сих пор, не удовлетворяют автора по некоторым
теоретическим или практическим соображениям, он берется за создание
собственной методики.
Ответ на вопрос “для чего? ” и сама его постановка от автора не зависят, а
определяются той научнопрактической задачей,
модифицировать, но не в силах игнорировать.
что он может
На втором этапе происходит собственное работа со создания тест.
Главными инструментами здесь служат авторская интуиция, опыт
предшественников и знания специфики некоторой интеллектуальнойдеятельности. Психолог обычно выходит с интуитивного представления об
изоморфизме внутреннего (ментального) и внешнего (моторноперцептивного)
планы действия и аналогии между ими.
Любая психологическая методика,
направленная на диагностику
интеллекта или парциальных состоятельностей, есть задача (игровая, учебная
или трудова), некоторая модель ситуации, что встречается в обычной
человеческой жизни. Внешняя валидность тест (ее еще можно назвать
“экологическая валидность”) это соответствие тестовой задачи той реальной
жизненной задаче, которая служила прототипом тест.
Что касается внутренней валидности, которые, как известно, состоит в
соответствия процедуры измерения что измеряется свойства, то она зависит
от интуиции исследователя, которое предположил, что решение как раз
данной задачи определяется уровнем развития у человека определенного
психического свойства.
Чтобы “измерить” это свойство, мы можем лишь вооружить испытанного
или
(“внешними” и “внутренними”,
средствами
проводя
учения
инструктируя). Кроме того, исследователь может сооружать на дороге
правильного решения препятствия, утрудняя первичный анализ материала и
уводити дополнительные
условий задачи, повышать уровень трудності,
препятствия (“внешние” и “внутренние”), изменять “обратная связь” и так
далее. Но все затруднения мы вводим лишь на основе глубинной аналогии
между “внешними” и “внутренними” планами обращения.
Единое, что варьирует экспериментатор, это трудність задачи, а в
испытанного есть лишь один^ средство ее преодолеть проявить свои
состоятельности. Предположение о независимости объективного уровня
главной
трудності
задачи от состоятельностей испытанного была
предпосылкой при создании в 1952 году датским математиком Г. Рашем
модели тест, на основе которое было созданное семейство вероятностных
моделей Раша.Модель имеет две главные версии: мультипликативную и аддитивную.
Соответственно этой модели правильность решения тест определяется
или высоким уровнем развития состоятельности, или низким уровнем
трудності задачи.
В специальной литературе описанные компьютерные алгоритмы и
программы, которые позволяют на основе эмпирических результатов дать
расчет как объективную трудність задачи, так и “состоятельность” каждого
испытана.
Сам Г. Раш использовал свою модель при создании критериальных тестов и
ввел единицу измерения, называемый логит, что измеряет в одной шкале как
трудність задачи, так и состоятельность испытана.
В. С. Аванесов предложил использовать несколько модификаций модели
Раша: модель, которая учитывает возможность угадывания правильного
ответа, и больше сложная модель, которая учитывает влияние на успешность
решения тест иных состоятельностей.
Как бы там ни были, интуитивно психологи при создании тестов всегда
возводили задачи таким образом, чтобы они варьировали по трудності и были
направленные на измерение не больше чем одной состоятельности.
Третий этап конструирования тест есть этапом відбракування непригодных
задач, а не творческим процессом их создание. Но как раз этот этап
традиционно считается конструированием тест. Для него разработанный весь
существующий в данный час аппарат эмпирикостатистической теории тест,
предназначенный для оценки валидности и надежности тест и отдельные его
задачу.
Процедура валидизации и проверки на надежность,
гомогенность
(однородность), что дифференцирует силу, прогностичность и т.д. сводится к
задач тест и представляет собой итерационную процедуру
отбору
доказывания тест к необходимому уровню качества за счет замены задач, их
модификации, а также изменения процедуры проведения и интерпретацииданнов тестирования.
Все существующие тесты интеллекта можно условно разделить на две
группы: 1) тесты “скорости” и 2) тесты “рівня”. Если при проведении первых
уводиться жесткий лимит часа, то при проведении вторых, хотя и есть
ограничение часа выполнения тест или субтеста, но главную трудність для
випробуваного сочиняют особенности задач. Встречаются варіанти тестов, где
используются оба виды затруднений.
Тесты “скорости” представляют собой несколько однотипным и близких за
уровнем сложности задач. Испытанный долженой решить их за определенный
час. Показателем успешности служит число правильно решенных задач.
Уровень сложности их долженой быть близкое 0,5, то есть задача решает
правильно половина людей выборки, на что проверяется тест.
В тестах “рівня”, как уже было удостоено, час, что дается испытанному,
необходимый среднему испытанному для
значительно превышает час,
решения тест. Творец тест всегда полагает, что испытанный, что не справился
с задачей за отведенный час, не решит его никогда. В качества “измерительной
линейки интеллекта” в тестах “рівня” используется шкала сложности
тестовой задачи.