Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий: 4 класс

  • Документация
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий: 4 класс Коммуникативные действия обеспечивают: -социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; -умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктив... в... в... вное ... взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;В работе представлены методики для проведения диагностики коммуникативных УУД в 4 классе.
Иконка файла материала 123.docx
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий:    4 класс «Ваза   с   яблоками»  (модифицированная   проба   Ж.Пиаже;   Флейвелл, 1967). Время   проведения:  октябрь Оцениваемые   УУД:   действия,   направленные   на   учет   позиции собеседника (партнера) Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)  Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми   Метод оценивания: анализ детских рисунков Описание   задания:  детям   раздаются   бланки   с   текстом   задания   и рисунками.   Материал:   бланк   задания   и  четыре   разноцветных   карандаша  (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый. Инструкция (текст задания на бланке):  На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым   яблоком).   Раскрась   и   подпиши   рисунок   каждого   из   четырех художников (рис. 2:  четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).                                                          Настя           Ж Р К З Люба                           Денис Егор Рис. 1.                                                                               Рис. 2. Критерии оценивания:понимание   возможности   различных   позиций   и   точек   зрения   (преодоление эгоцентризма),   ориентация   на   позиции   других   людей,   отличные   от собственной, соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций. Показатели уровня выполнения задания: Низкий уровень: ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки   одинаковые   или   яблоки   закрашены   в   случайном   порядке   и   не соответствуют позиции художника. Средний   уровень:   частично   правильный   ответ:   ребенок   понимает   наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.  Высокий   уровень:   ребенок   четко   ориентируется   на   особенности пространственной   позиции   наблюдателей:   на   всех   четырех   рисунках расположение яблок соответствует позиции художников. Методика «Кто прав?» (модифицированная  методика Цукерман Г.А. и др., [1992]) Время   проведения:   март Оцениваемые   УУД:   действия,   направленные   на   учет   позиции собеседника (партнера) Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)  Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка   Метод оценивания: беседа Описание   задания: взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.   ребенку,   сидящему   перед   ведущим   обследование Материал: три  карточки с текстом заданий. Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы». Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?» Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, ­ сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, ­ предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, ­ возразила Ира». Как ты думаешь, кто из нихправ? Почему? Как объясняла свой выбор  каждая из девочек? Как им лучше поступить?» Задание 3.  «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке   к   первому   дню   его   рождения.   «Давай   купим   ему   это   лото»,   ­ предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», ­ возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек?   Как   им   лучше   поступить?   А   что   бы   предложил   подарить   ты? Почему?» Критерии оценивания:  понимание   возможности   различных   позиций   и   точек   зрения   (преодоление эгоцентризма),   ориентация   на   позиции   других   людей,   отличные   от собственной, понимание   возможности   разных   оснований   для   оценки   одного   и   того   же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору, учет разных мнений и умение обосновать собственное, учет разных потребностей и интересов. Показатели уровня выполнения задания: Низкий уровень: ребенок не учитывает  возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества   самого   рисунка   в   1­м   задании)   или   выбора   (2­е   и   3­е   задания); соответственно,   исключает   возможность   разных   точек   зрения:   ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что   разные мнения по­своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.  Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и   подходов   к   выбору,   учитывает   различие   позиций   персонажей   и   может высказать и обосновать свое собственное мнение. Задание «Совместная сортировка»    (Бурменская, 2007) Время   проведения: декабрь Оцениваемые   УУД:   коммуникативные   действия   по   согласованию   в   процессе   организации   и   осуществления   сотрудничества усилий   (кооперация) Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)  Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парамиМетод   оценивания:   наблюдение   за   взаимодействием   и   анализ   результата Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.  Инструкция:  «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой)   из   Вас   будут   принадлежать   красные   и   желтые   фишки,     а другому(ой)   круглые   и   треугольные.   Действуя   вместе,   нужно     разделить фишки   по   принадлежности,   т.е.   разделить   их   между   собой,   разложив   на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так». Материал:   Каждая   пара   учеников   получает   набор   из   25   картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.  Критерии оценивания:  продуктивность   совместной   деятельности   оценивается   по   правильности распределения полученных фишек; умение  договариваться  в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,  способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,  умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, эмоциональное  отношение  к   совместной   деятельности:   позитивное   (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). Показатели уровня выполнения задания: 1)  низкий   уровень  –   задание   вообще   не   выполнено   или   фишки   разделены произвольно,   с   нарушением   заданного   правила;   дети   не   пытаются договориться   или   не   могут   придти   к   согласию,   настаивают   на   своем, конфликтуют или игнорируют друг друга; 2)  средний   уровень  –   задание   выполнено   частично:   правильно   выделены фишки,   принадлежащие   каждому   ученику   в   отдельности,   но   договориться относительно   четырех   общих   элементов   и   9   «лишних»   (ничьих)   детям   не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;  3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены   элементы,   принадлежащие   одновременно   обоим   ученикам,   т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами,   ромбами   и квадратами одного ученика (6 фишек) и   3)кучка с синими, белыми  и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9   фишек   –   белые,   синие   и   зеленые   квадраты,   овалы   и   ромбы).   Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных  возможных вариантов  распределения фишек;  согласия относительно  равных «прав»  на обладание   четырьмя   фишками;   дети  контролируют   действия   друг   друга  в ходе выполнения задания.