Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Оценка 4.8
Документация
docx
классное руководство
1 кл
28.03.2018
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизн... ненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.
Личностные УУД делят на 3 блока:
1) самоопределение;
2) смыслообразование;
3) нравственно-этического оценивания.В работе представлены методики для проведения диагностики личностных УУД в 1 классе.
123.docx
Диагностика личностных универсальных учебных действий:
1 класс
Действия самоопределения и смыслообразования.
Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера,
Д.Б.Эльконина).
Время проведения: сентябрь
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника
выявление мотивации учения
1б. Тебе нравится в школе?
Оцениваемые УУД: действия, направленные на
определение своего
отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия,
устанавливающие смысл учения.
Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1а. Ты хочешь пойти в школу?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы
ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе
еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что
ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день
учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в
школу? Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание
уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда
рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый
день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение,
математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним
поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе
говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя
наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку,
игрушку или тебе отметку поставить в журнал?» Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и
предпочтения дошкольного образа жизни.
а Да – А., не знаю, нет – Б.
А – называет школьные предметы, уроки;
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и
пр.)
А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность,
заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
А – нет;
Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
А – школа А, Б – школа Б
А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие
отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы
взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то
можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)
А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
положительное отношение к школе, чувство необходимости учения,
т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к
занятиям специфически школьного содержания;
проявление особого интереса к новому, собственно школьному
содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного»
типа урокам «дошкольного» типа;
предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям
дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки
дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин,
А.Л.Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7м году
жизни:
0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
ориентации на
положительное отношение к школе при отсутствии
содержание школьноучебной действительности (сохранение дошкольной
ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного
образа жизни.
Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении Сочетании ориентации на социальные и собственно учебные аспекты
приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с
учебными аспектами.
школьной жизни.
0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 Б, в целом преобладание ответов типа
Б.
1 уровень обязательно 1, 3, 5 А, 2, 6, Б. В целом равенство или
преобладание ответов А.
2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности
на школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.
Проба на познавательную инициативу.
Время проведения: октябрь
Цель: выявление сформированности познавательных интересов и
инициативы.
Возраст: дети 6,5 – 7 лет.
Форма: индивидуальная
Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее
значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное
действие умение задать вопрос.
Метод оценивания чтение незавершенной сказки.
Описание задания
Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте
прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не
проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает
ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня чтото спросить?»
Критерии оценивания:
интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый
продолжил чтение сказки;
адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы
инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни развития познавательных интереса и инициативы
1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не
задает,
2 средний – ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не
проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем
закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку; 3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает
вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
(Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Время проведения: февраль
Цель:
выявление адекватности понимания учащимся причин
успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые УУД:
личностное действие самооценивания
(самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной
деятельности.
Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет)
Форма оценивания: индивидуальная беседа.
«Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у
тебя не получается?
При утвердительном ответе – А как ты думаешь, почему у тебя не
всегда получается?
При отрицательном ответе – можно сделать вывод о низкой рефлексии
или некритичной оценке.
Вопрос: Какие задания ты любишь трудные или легкие?
При ответе – «у меня всегда получается» прекращаем опрос.
Критерии оценивания:
Ответы:
Каузальная атрибуция «Усилия» – не старался, бросил, надо учиться,
надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
«Объективная трудность задачи» – очень трудная, сложная, не для
детей, для старших и т.д.
«Способности» – не умею, у меня всегда не получается.
«Везение» – просто не получилось., потом (в другой раз получится), не
знаю почему, случайно.
Уровни:
1 ребенок ссылается на способности, везение.
2 – ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий.
3 – ссылается на недостаточность усилий.
Универсальные учебные действия нравственноэтического оценивания. Задание на норму справедливого распределения.
Время проведения: декабрь
Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание
ситуации и усвоения нормы справедливого распределения.
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Оцениваемые УУД: действия нравственноэтического оценивания –
выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму
справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания (в этом случае и во всех последующих пробах):
ребенку зачитывают рассказ, затем задают вопросы. Пол персонажа рассказа
варьируется в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков –
главный герой мальчик, для девочек – соответственно, девочка. В случае
необходимости текст задания моральной дилеммы зачитывается повторно.
Текст задания:
Представь себе, что однажды ты и другой мальчик (девочка), Ваня
(Аня), гуляли по площадке в детском саду. Вам захотелось поиграть. Вы
подошли к воспитательнице и попросили ее принести вам игрушки. Когда она
вернулась, то принесла с собой 3 игрушки, дала их тебе и сказала
«Играйте».
1. Как ты поступишь в этой ситуации? (что ты сделаешь в этой ситуации?)
2. Почему ты так сделаешь?
Критерии оценивания:
Способ решения моральной дилеммы – принятие нормы справедливого
распределения как основания поведения (ответ на вопрос №1)
Осознание нормы, лежащей в основе ситуации (ответ на вопрос № 2).
Возможно выделение и вербализация (осознание) нормы ребенком уже при
ответе на вопрос №1).
Уровень моральных суждений как показателя развития морального сознания
(ответ на вопрос №2).
Показатели уровня выполнения задания:
Уровни освоения нормы справедливого распределения:
Варианты ответов на 1 вопрос:
1
Эгоцентризм, ориентация только на свои желания, игнорирование
сверстника – взять все игрушки себе, со сверстником не делится, указывает
на свои желания (я возьму себе, я больше хочу играть»)
2. Ориентация на норму справедливого распределения, но ее выполнение
предполагает приоритет собственных интересов: поделить в неравной
пропорции: две игрушки себе, одну сверстнику (эгоцентризм) 3а. Ориентация на норму справедливого распределения и интересы партнера,
готовность к альтруистическому действию поделить игрушки таким
образом, что одну оставляет себе, две отдает сверстнику.
3б.
Отдать все три игрушки сверстнику (альтруизм). Решение об
эгоцентризме или альтруизме основывается на
аргументации, данной
ребенком: а) другой ребенок как более нуждающийся с выделением качеств
«слабого» (альтруизм), б) другой ребенок как более авторитетный, властный,
сильный, драчливый и т.п. (эгоцентризм).
4. Осознанная ориентация на норму справедливого распределения и поиск
способов ее реализации. Ребенок предлагает поделить по одной игрушке, с
третьей – играть по очереди или вместе. Совместная игра («нужно вместе
играть, тогда будет общая») или правило очередности («пусть сначала один
поиграет со второй машинкой, а потом второй поиграет»).
Уровни осознания нормы:
Варианты ответа на 2 вопрос:
1 норму не называет;
2 – называние нормы через описание действий (например «всем надо
давать игрушки»);
3 – называние нормы («надо делиться с другими»).
Уровень моральных суждений (по Л.Кольбергу):
1.стадия «власть и авторитет» указание на власть («воспитательница
накажет», «мама заругает», «сверстник отнимет»)
2.стадия инструментального обмена («в другой раз он мне даст не даст
игрушки»)
3.стадия межличностной комфортности («обидится, не будет дружить, я
хороший, а с хорошими дружат»)
4.стадия «закон и порядок» формулирование нормы как правила, которому
необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем
достаться поровну»)
Задание на усвоение нормы взаимопомощи.
Время проведения: март
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые УУД: действия нравственноэтического оценивания –
выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как
основания построения межличностных отношений.
Возраст: предшкольное образование (6.5 – 7 лет).
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.
Метод оценивания: беседа
Текст задания: Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему надо есть на
обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с
работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть
не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную
посуду. Вздохнула и стала мыть посуду. Андрею стало грустно, и он ушел в
свою комнату.
1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?
2. Правильно ли поступил Андрею (Лена)?
3. Почему?
4. Как бы ты поступил на месте Андрея (Лены)?
Критерии оценивания:
Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания
ситуации (ответ на вопрос №1)
Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос №4)
Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы № 2 и 3. Возможно
выделение и вербализация нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1)
Уровень моральных суждений (ответ на вопрос №3)
Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос
№2)
Уровни выделения морального содержания поступка:
Варианты ответов на вопрос №1:
1 – Ребенок не выделяет моральное содержания рассказа нет адекватного
ответа, не знаю. Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненного
поручения отсутствует.
2 – Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея, но еще не
выделяет морального содержания рассказа («грустно, потому что мама
вздохнула»);
3 – Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на
чувства героев. Указывает на невыполненную просьбу матери («ему грустно,
потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь
эмоций Андрея и невыполненной просьбы мамы.
4 –Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и дает ответ с
указанием причины негативных эмоций героя – невыполнения нормы
взаимопомощи («Грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят»).
Уровни ориентации на просоциальное поведение.
Варианты ответов на вопрос №2:
1 – Установка на просоциальное поведение отсутствует нет ответа,
неадекватная оценка поведения;
2 – Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение ответ
«и верно, и неверно»
3 –Принятие установки на просоциальное поведение – указание на
неправильное поведение героя.
Уровни развития моральных суждений: Варианты ответа на вопрос №3:
1. указание на власть и авторитет «мама (папа) накажет»;
2 – инструментальный обмен – «не дадут мультики смотреть»;
3 – межличностная комфортность, «не будет больше просить, обидится;
«хорошие так не делают»
4 – называет норму как обязательное правило – «надо помогать».
Уровни решения моральной дилеммы:
Варианты ответа на вопрос №4 :
1 –Нет выделения морального содержания ситуации нет ответа.
2 – Отсутствует ориентация на выполнение нормы («поступил бы как Андрей
(Лена);
возможно, добавление развлекательных действий («поиграл»,
«попрыгал»);
3 – ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка («помыл бы
посуду», «помог бы маме помыть посуду», «старшим надо помогать»).
Для уровня начальной школы показателями благополучия морального
развития будут: 1)ориентация на чувства и эмоции героев (грустно,
вздохнула) как показатель децентрации, (учет позиции матери); 2) установка
на просоциальное поведение; 3)уровень развития моральных суждений –
конвенциональный уровень, 3 стадия межличностной конформности («пай
мальчик»).
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы
(модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)
Время проведения: апрель
Цель: выявление ориентации на мотивы героев решении моральной
дилеммы (уровня моральной децентрации).
Оцениваемые УУД: действия нравственноэтического оценивания, учет
мотивов и намерений героев.
Возраст: предшкольная ступень (6.57 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Текст задания:
Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он
вымыл чашку и потянулся поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и
уронил поднос, на котором стояли чашки. 5 чашек разбилось.
Другой мальчик Петя, однажды, когда его мамы не было дома, захотел
взять из буфета варенье. Буфет был высоко, и он встал на стул. Но варенье
оказалось слишком высоко и он не смог до него дотянуться. Пытаясь достать,
он зацепил чашку. Чашка упала и разбилась.
Кто из детей больше виноват? Кто заслуживает наказания? Почему?
Критерии оценивания:
Выделение мотивов поступка (Ответ на вопрос №1 и №2)
Показатели уровня учета мотивов героя (моральной децентрации):
Ответ на вопрос №1
Отсутствует ориентация на обстоятельства проступка нет ответа, оба
виноваты.
Ориентация на объективные следствия поступка (виноват больше Сережа,
потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну)
Ориентация на мотивы поступка («Сережа хотел помочь маме, а Петя съесть
варенья, виноват больше Петя»).
Ответ на вопрос №2
1.Отсутствует ориентация на обстоятельства проступка. Следует наказать
обоих. («Оба виноваты, поступили оба плохо»).
2. Ориентация на объективные последствия поступка. Следует наказать
Сережу («Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек»)
3.Ориентация на мотивы поступка («Петя виноват больше, ведь Сережа хотел
помочь маме, а Петя удовлетворить свои желания»). Ориентация на
намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя
рассказа.
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Диагностика личностных универсальных учебных действий: 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.