Диагностика нравственной воспитанности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной.
Иконка файла материала Диагностика нравственной воспитанности.doc
Диагностика нравственной воспитанности (5­7 классы)    Лаборатория воспитания нравственно­этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания  РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических  материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной  школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры  присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.  Мы предлагаем вам четыре методики диагностики нравственной воспитанности детей 5­ 7 классов, разработанные сотрудниками лаборатории.  Методика №1: Диагностика нравственной самооценки Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми  Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду  Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми  Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне  Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей  Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в  Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я  прочитаю вам 10­ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте,  насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с  высказыванием, оцените ваш ответ в 4­е бала; если вы больше согласны, чем не согласны  ­ оцените ответ в 3­и бала; если вы немножко согласны ­ оцените ответ в 2­а бала; если  вы совсем не согласны ­ оцените ответ в 1­н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".  Пример:  ­ 3;  1. 2. ­ 4 и т.д.  Текст вопросов:  1. 2. 3. 4. человеку  5. 6. мой адрес  7. 8. 9. 10. Обработка результатов:  Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:      В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.  Например, 4 балла ­ это 4 единицы, 3 балла ­ 3 единицы и т.д.  Интерпретация результатов:  От 34 до 40 единиц ­ высокий уровень нравственной самооценки. От 24 до 33 единиц ­ средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц ­ нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. От 10 до 15 единиц ­ низкий уровень нравственной самооценки. Если кого­то в классе дразнят, то я его тоже дразню  Мне приятно делать людям радость  Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки  Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы  Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,  в 3 балла ­ 2 единицы,  в 2 балла ­ 3 единицы,  в 1 балл ­ 4 единицы.  Методика №2: Диагностика этики поведения Инструкция:  Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. ВыКогда я вижу кого­то из ребят в нелепой ситуации, то я…  Если кто­то надо мной смеется, то я…  Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…  Когда меня постоянно перебивают, то я…  Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…  должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".  Текст:  1. 2. 3. 4. 5. Интерпретация:  Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:  равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь,  сочувствие.  Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического  подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации;  высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.  Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость.  Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на  равноправных отношениях, открытая позиция.  Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия,  раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего  пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.  Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность.  Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего  пожелания.  Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям Быть человеком, которого любят  Иметь много денег  Иметь самый современный компьютер  Иметь верного друга  Мне важно здоровье родителей  Иметь возможность многими командовать  Иметь много слуг и ими распоряжаться  Иметь доброе сердце  Уметь сочувствовать и помогать другим людям  Иметь то, чего у других никогда не будет  Инструкция:  "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10­ти желаний, выбрать из  которых можно только 5­ть" Список учитель заранее выписывает на доске.  Список желаний:  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Интерпретация:       Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.  Пять положительных ответов ­ высокий уровень.  4­е, 3­и ­ средний уровень.  2­а ­ ниже среднего уровня.  0­1 ­ низкий уровень.  Методика №4: Диагностика нравственной мотивации Инструкция:  "Я прочитаю вам 4­е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов  один"  Вопросы:Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6­7, и говорит, что у  Если кто­то в компании расстроился из­за того, что проиграл в игру.  Ваш одноклассник на вас обиделся вы:  Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.  Обижусь в ответ.  Докажу ему, что он не прав.  Если кто­то плачет, то я.  Пытаюсь ему помочь.  Думаю о том, что могло произойти.  Не обращаю внимания.  Я скажу ему, чтобы он не приставал.  Отвечу, что не могу ему помочь.  Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.  Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.  1. o o o 2. него нет такой игры.  o o o o 3. o o o o 4. o o o Обработка результатов:  Ключ положительных ответов: 1­а, 2­г, 3­в, 4­а.  Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.     Я не обращу внимания.  Скажу, что он размазня.  Объясню, что нет ничего страшного.  Скажу, что надо лучше научиться этой игре.  4 бала ­ высокий уровень  2, 3 бала ­ средний уровень  0, 1 бал ­ низкий уровень  .