Лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности. В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной школы А.И.Шемшуриной.
Диагностика нравственной воспитанности (57 классы)
Лаборатория воспитания нравственноэтической культуры ГосНИИ семьи и воспитания
РАО уже более десяти лет занимается разработкой теоретических и методических
материалов по проблеме формирования нравственности и этической культуры личности.
В своей работе сотрудники лаборатории следуют идеям, развернутым в рамках научной
школы А.И.Шемшуриной. 30 ноября 2001 года системе воспитания этической культуры
присуждена премия Президента РФ В.В. Путина.
Мы предлагаем вам четыре методики диагностики нравственной воспитанности детей 5
7 классов, разработанные сотрудниками лаборатории.
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в
Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я
прочитаю вам 10ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте,
насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с
высказыванием, оцените ваш ответ в 4е бала; если вы больше согласны, чем не согласны
оцените ответ в 3и бала; если вы немножко согласны оцените ответ в 2а бала; если
вы совсем не согласны оцените ответ в 1н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот
бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".
Пример:
3;
1.
2.
4 и т.д.
Текст вопросов:
1.
2.
3.
4.
человеку
5.
6.
мой адрес
7.
8.
9.
10.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.
Например, 4 балла это 4 единицы, 3 балла 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц низкий уровень нравственной самооценки.
Если когото в классе дразнят, то я его тоже дразню
Мне приятно делать людям радость
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
в 3 балла 2 единицы,
в 2 балла 3 единицы,
в 1 балл 4 единицы.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. ВыКогда я вижу когото из ребят в нелепой ситуации, то я…
Если ктото надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую
часть предложений не надо".
Текст:
1.
2.
3.
4.
5.
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют:
равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь,
сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического
подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации;
высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость.
Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на
равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия,
раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего
пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность.
Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего
пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Быть человеком, которого любят
Иметь много денег
Иметь самый современный компьютер
Иметь верного друга
Мне важно здоровье родителей
Иметь возможность многими командовать
Иметь много слуг и ими распоряжаться
Иметь доброе сердце
Уметь сочувствовать и помогать другим людям
Иметь то, чего у других никогда не будет
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10ти желаний, выбрать из
которых можно только 5ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов высокий уровень.
4е, 3и средний уровень.
2а ниже среднего уровня.
01 низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов
один"
Вопросы:Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 67, и говорит, что у
Если ктото в компании расстроился изза того, что проиграл в игру.
Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Обижусь в ответ.
Докажу ему, что он не прав.
Если ктото плачет, то я.
Пытаюсь ему помочь.
Думаю о том, что могло произойти.
Не обращаю внимания.
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
1.
o
o
o
2.
него нет такой игры.
o
o
o
o
3.
o
o
o
o
4.
o
o
o
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1а, 2г, 3в, 4а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
Объясню, что нет ничего страшного.
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4 бала высокий уровень
2, 3 бала средний уровень
0, 1 бал низкий уровень
.