Диагностика одаренности в начальной школе
Оценка 4.7

Диагностика одаренности в начальной школе

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
администрации +1
Взрослым
28.05.2018
Диагностика одаренности в начальной школе
За последнее десятилетие произошли значительные изменения в системе образования. Направленность образовательных учреждений на гуманистические, развивающие и личностно-ориентированные образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Приоритеты системы образования всё больше и больше направлены в сторону поддержки и развития внутреннего потенциала личности ребенка. Наибольшую актуальность приобретает проблема оценки детской одаренности педагогами. Но тут возникает вопрос: «Одаренный ребенок» - кто он, какой он, одарен или нет и как это определить?Итак, давайте разберемся с понятием одаренность. Существует огромное множество определений одаренности. Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанных с их развитием. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине 19 века английским психологом Ф. Гальтоном. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественное своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят.
самообразование.docx
Отчет по самообразованию педагога­психолога МБОУ лицея №1 города Балтийска Дышевой Елены Александровны. на 2014­2015 учебный год Диагностика одаренности в начальной школе За последнее десятилетие произошли значительные изменения в системе образования. Направленность образовательных учреждений на гуманистические, развивающие и личностно­ ориентированные образовательные технологии изменили отношение к учащимся.  Приоритеты системы   образования     всё   больше   и   больше   направлены   в   сторону   поддержки   и   развития внутреннего потенциала личности ребенка. Наибольшую актуальность приобретает проблема оценки детской одаренности педагогами.  Но тут возникает вопрос: «Одаренный ребенок» ­ кто он, какой он, одарен или нет и как это определить?  (слайд 2) Итак,   давайте   разберемся   с   понятием   одаренность.   Существует   огромное   множество определений одаренности. Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких­ либо способностей человека, связанных с их развитием. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине 19 века английским психологом Ф. Гальтоном.  Б. М. Теплов  определил одарённость как «качественное своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей,   а   как   новое   качество,   рождающееся   во   взаимовлиянии   и   взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость   обеспечивает   не   успех   в   какой­либо   деятельности,   а   только   возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Итак, мы пришли к тому, что  одаренность – это  системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более   высоких (необычных,   незаурядных)   результатов   в   одном   или   нескольких   видах   деятельности   по сравнению с  другими людьми.  (Слайд 3) Таким образом, появляется своеобразная формула одаренности: Интеллект + Креативность = Одаренность   Где интеллект – общий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения широкого   спектра   заданий;   способность   извлекать   пользу   из   своего   прошлого   опыта; способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям. (Слайд 4) Одаренность можно разделить по виду деятельности и форме проявления. Виды одаренности (слайд 5) По виду деятельности  Интеллектуальная  Коммуникативная   Художественно­ эстетическая  Духовно­ценностная  Практическая По форме проявления  Явная  Скрытая Выявление одаренности – сложнейшая задача.  Один из ведущих ученых в области одаренности Савенков А.И., предлагает диагностическую модель одаренности, опирающуюся на принципы комплексного исследования. Данную методику лицей использует на протяжении нескольких лет. Педагог – психолог ведет активную работу с учащимися, с родителями и педагогами. (слайд 6) Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную  информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст  возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что  теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства  детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть  причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши  педагогические меры могут быть неадекватны. Проведем   небольшое   практическое   занятие   по   использованию   методики   выявления одаренности, надеемся, что это поможет Вам в работе с детьми и родителями: Инструкция. В правом верхнем углу листа ответов запишите имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «­»; если нравится ­ «+», если очень нравится, ставьте «++». Лист вопросов: Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...» 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;  2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; 3) петь, музицировать; 4) заниматься физкультурой; 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 7) делать что­нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); 8) играть с техническим конструктором; 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами; 10) самостоятельно рисовать; 11) играть в спортивные, подвижные игры; 12) руководить играми детей; 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 14) ходить в магазин за продуктами; 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.); 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи); 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами  художественного творчества; 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 26) объяснять что­то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое  мнение); 27) ухаживать за домашними растениями; 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.); 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; 31) участвовать в постановке спектаклей; 32) заниматься спортом в секциях и кружках; 33) помогать другим людям; 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения; 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. Обработка результатов: Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: • математика и техника (1­й столбик в листе ответов); • гуманитарная сфера (2­й столбик); • художественная деятельность; • физкультура и спорт; • коммуникативные интересы; • природа и естествознание; • домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где больше плюсов.  При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на  объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во  всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться  отсутствие склонностей к каким­либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком­либо  определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению  интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься  над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их  родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе

Диагностика одаренности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2018