За последнее десятилетие произошли значительные изменения в системе образования. Направленность образовательных учреждений на гуманистические, развивающие и личностно-ориентированные образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Приоритеты системы образования всё больше и больше направлены в сторону поддержки и развития внутреннего потенциала личности ребенка. Наибольшую актуальность приобретает проблема оценки детской одаренности педагогами. Но тут возникает вопрос:
«Одаренный ребенок» - кто он, какой он, одарен или нет и как это определить?Итак, давайте разберемся с понятием одаренность. Существует огромное множество определений одаренности. Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанных с их развитием. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине 19 века английским психологом Ф. Гальтоном.
Б. М. Теплов определил одарённость как «качественное своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят.
самообразование.docx
Отчет
по самообразованию
педагогапсихолога МБОУ лицея №1 города Балтийска
Дышевой Елены Александровны.
на 20142015 учебный год
Диагностика одаренности в начальной школе
За последнее десятилетие произошли значительные изменения в системе образования.
Направленность образовательных учреждений на гуманистические, развивающие и личностно
ориентированные образовательные технологии изменили отношение к учащимся. Приоритеты
системы образования всё больше и больше направлены в сторону поддержки и развития
внутреннего потенциала личности ребенка. Наибольшую актуальность приобретает проблема
оценки детской одаренности педагогами. Но тут возникает вопрос:
«Одаренный ребенок» кто он, какой он, одарен или нет и как это определить?
(слайд 2)
Итак, давайте разберемся с понятием одаренность. Существует огромное множество
определений одаренности. Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких
либо способностей человека, связанных с их развитием. Понятие как таковое впервые было
сформулировано в середине 19 века английским психологом Ф. Гальтоном.
Б. М. Теплов определил одарённость как «качественное своеобразное сочетание способностей,
от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той
или иной деятельности. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии
компонентов, которые в неё входят.
Одарённость обеспечивает не успех в какойлибо деятельности, а только возможность
достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения
деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Итак, мы пришли к тому, что одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких
(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми. (Слайд 3)
Таким образом, появляется своеобразная формула одаренности:
Интеллект + Креативность = Одаренность
Где интеллект – общий термин для обозначения способностей, необходимых для выполнения
широкого спектра заданий; способность извлекать пользу из своего прошлого опыта;
способность усваивать новую информацию и приспосабливаться к новым ситуациям. (Слайд 4) Одаренность можно разделить по виду деятельности и форме проявления.
Виды одаренности (слайд 5)
По виду деятельности
Интеллектуальная
Коммуникативная
Художественно
эстетическая
Духовноценностная
Практическая
По форме проявления
Явная
Скрытая
Выявление одаренности – сложнейшая задача. Один из ведущих ученых в области одаренности
Савенков А.И., предлагает диагностическую модель одаренности, опирающуюся на принципы
комплексного исследования. Данную методику лицей использует на протяжении нескольких
лет. Педагог – психолог ведет активную работу с учащимися, с родителями и педагогами.
(слайд 6) Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную
информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст
возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что
теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства
детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть
причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши
педагогические меры могут быть неадекватны.
Проведем небольшое практическое занятие по использованию методики выявления
одаренности, надеемся, что это поможет Вам в работе с детьми и родителями:
Инструкция.
В правом верхнем углу листа ответов запишите имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте
в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке
под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте
знак «»; если нравится «+», если очень нравится, ставьте «++».
Лист вопросов:
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 7) делать чтонибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами
художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять чтото другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое
мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов:
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника (1й столбик в листе ответов);
• гуманитарная сфера (2й столбик); • художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где больше плюсов.
При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на
объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во
всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться
отсутствие склонностей к какимлибо сферам. В этом случае следует вести речь о какомлибо
определенном типе направленности интересов ребенка.
Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению
интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься
над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их
родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и
выявит зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.
Диагностика одаренности в начальной школе
Диагностика одаренности в начальной школе
Диагностика одаренности в начальной школе
Диагностика одаренности в начальной школе
Диагностика одаренности в начальной школе
Диагностика одаренности в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.