Диагностика профессионального мастерства учителей.
«Мастерство – это то, чего можно добиться».
Макаренко А.С.
Ключевая проблема в достижении качества образования – кадровая, так как качество образования напрямую зависит от качества профессиональной деятельности учителя. За качество труда нужно платить, поэтому нужно уметь его измерять. Главная проблема оценки качества труда педагогов связана с преобладанием в педагогическом сообществе традиционного представления о качестве образования, тогда как изменения в обществе вызывают необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей образования в новом контексте.
Основой оценки деятельности педагога в школе должна стать ориентация на современные образовательные ценности, связанные с качеством индивидуально-ориентированного образования, компетентностным подходом. Решая проблему выбора критериев оценки труда педагога, соответствующих компетентностной парадигме образования, мы используем интегральный подход
Качество труда учителя оценивается:
· с позиции результативности, выраженной в образовательных достижениях учащихся;
· с позиции качества воспитательной деятельности;
· с позиции качества условий образовательного процесса;
· с позиции профессионального развития педагога.
В контексте нового качества образования нельзя недооценивать значение последнего аспекта. Новое содержание образования ориентировано не только на знания, но и на формирование компетентностей, готовности к самообразованию и переобучению на протяжении жизни. Важную роль при оценивании играет сформированность и развитие компетенций педагога, которые также являются показателями качества образования. Так, например, получение высшего балла по такому критерию как участие педагога в проектах, означает, что педагог обладает проектной компетентностью и активно её проявляет.
Трудность оценки труда педагога с позиции компетентностного подхода заключается в том, что компетентности невозможно так жестко и однозначно предъявить, как отметки по предметам или баллы. Поскольку оценка ЗУНов не может дать объективного представления о качестве образования, понимаемого как развитие успешной личности, остается оценивать его по опосредованным характеристикам, к которым относятся образовательные условия, способствующие развитию личности, реальная активность педагога.
Так, например, достижения учащихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах важны для нас как свидетельство высокого уровня сформированности компетентности в самостоятельной познавательной деятельности, внеучебная активность учащихся является основой подготовки ребенка к самостоятельному принятию решений в условиях неопределенности. Качество образования учащихся зависит и от эффективности урока, его направленности на формирование ключевых компетентностей. Сформированность ключевых компетенций учащегося подтверждает реализацию компетентностного подхода в деятельности учителя.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Очень большое влияние на профессиональное мастерство учителя оказывает деятельность школьных методических оъединений.
Цель создания методического объединения - совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров.
Формирование инновационной направленности в деятельности педколлектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки.
Повышение уровня теоретической (предметной), психолого-педагогической подготовки учителей.
Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных стандартах.
Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.
Организация работы по изучению нормативных документов.
Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе.
Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.
Повышение общей педагогической культуры учителя.
Задачи методического объединения.
1. Обеспечить профессиональный, культурный и творческий рост педагогов.
2. Осваивать новое содержание, технологии и методы педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы.
3. Создать атмосферу ответственности за конечные результаты труда.
4. Изучать и анализировать состояние преподавания по предметам своего профиля /или воспитательного процесса/.
5. Обобщать прогрессивный педагогический опыт, осуществлять его пропаганду и внедрение в практику работы школы.
6. Проводить осмотры кабинетов, конкурсы профмастерства среди педагогов МО.
7. Утверждать экзаменационные материалы.
8.Проводить экспертизу соответствия рабочих программ (федеральным и региональным).
Характеристика кадрового состава
Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.
1. Характеристика кадров
• Фамилия, имя, отчество.
• Год рождения.
• Образование (когда и какой вуз окончил).
• Должность.
• Педагогический стаж.
• Учебная нагрузка.
• Категория, разряд (год присвоения).
• Повышение квалификации (курсы, год). в т.ч.школьные семинары, год, тему);
• Ученая степень.
• Звание («Отличник народного образования», «Почетный работник», Заслуженный учитель РФ).
• Награды, поощрения.
• Печатные работы.
• Домашний телефон.
2. Результативность педагогической деятельности (Вариант 1)
а) Уровень обученности школьников за последний год: Предмет / Класс/ Успеваемость / Качество знаний
б) Индивидуальные достижения учащихся за последний год:
победители школьных, районных, городских, Всероссийских олимпиад (указать ФИ, кл., места, уровень олимпиады);
золотые и серебряные медалисты, поступление в вузы на факультеты соответствующего предмету профиля (%) и др.;
результаты участия школьников в конкурсах, конференциях, интеллектуальном марафоне, Дне науки и т.д. (указать ФИ, класс, название, результаты, например, реферат по теме и т.д.).
3. Участие в научно-методической работе
а) Работа в методических объединениях, советах, лабораториях, комиссиях, проблемных творческих группах (роль, тема работы, результаты, краткие выводы о содержании деятельности и т.д.); результаты участия в работе методического совета школы:
б) Сотрудничество с методическими центрами, институтом повышения квалификации, ВУЗами и т.д.:
Организация / Форма сотрудничества,/ цель / Содержание деятельности
в) Методические материалы, характеризующие опыт педагога.
описание итогов работы (за последний год) по индивидуальной методической теме
Содержание деятельности / Полученные результаты (разработки к темам, дидактические материалы, статья, книга, макет тетради и т.д.)
4.а) Участие в мероприятиях школьного уровня (педсовет, уроки к педсовету, семинарам, другим школьным мероприятиям и т.д.). ( форма и тема участия; педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.)
б) Участие в мероприятиях районного уровня (педагогические чтения, авторские семинары, и т.д. ( форма и тема участия; педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.)
в) Участие в мероприятиях городского, всероссийского, международного уровней
( форма и тема участия; педагогический продукт – например, планы-конспекты уроков, тезисы, программы, полученные отзывы и т.д.)
“Результаты педагогической деятельности”.(Вариант 2)
· Итоги экзаменов;
· контрольных срезов знаний;
· выполнение программ;
· воспитанность учеников (в чем проявляется?);
· итоги городских, окружных контрольных работ, тестирований и школьного мониторинга).
· Что способствовало получению этих результатов ?
· подготовленность учителей, повышение квалификации, работа без больничных);
· методические (наличие программ, учебников, пособий, разработок, обмен опытом, использование новых технологий: УДО, тестирование, информатизация, итоги работы по самообразованию);
· нормативные (законы, приказы, распоряжения, положения);
· организационные (расписание, педагогическая поддержка классного руководителя);
· Материальные (наличие множительной техники, компьютеров, приборов и т. д.).
· Что препятствовало ?
· Какие проблемы возникли ? Сформулировать проблемы. Что необходимо сделать, чтобы разрешить эти проблемы? Какие задачи (в связи с проблемами) выдвигаются на следующий год?
Мониторинг «Оценка мастерства учителя» .
Взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;
Организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета.
При осуществлении контроля за работой учителя, изучении его профессионального уровня, подготовке учителя к аттестации, посещая уроки, администрация и руководители МО школы проводят поэлементный анализ урока учителя, который отражается в анкете и графически. Затем выстраивается общая диаграмма.
Мониторинг состоит из оценки 4 элементов урока:
I. Целеполагание и мотивация учебной деятельности (1 11)
II. Содержание изучаемого материала (12 – 16)
III. Эффективность преподавания (17 – 24)
Приведенную схему можно использовать при посещении серии уроков у одного и того же преподавателя. В этом случае легко проследить динамику деятельности учителя на уроке, систему в его работе. При этом подсчитывается средний балл каждого элемента урока и всего урока в целом.
Такой анализ дает возможность определить, какой категории соответствует профессиональный уровень учителя. Если средняя оценка урока (или элемента урока)
2,5 – 2,9 – II категория
2,9 – 3,4 – I категория
3,4 – 4 – высшая категория
. Мониторинг «Показатели эффективности повышения уровня профессионализма учителей» (%) Что наиболее эффективно влияет на повышение уровня профессионализма членов ШМО (варианты ответов проранжированы)(%)
1. Школьная методическая работа (педсоветы, семинары и т.д.)
2. Обучение на курсах
3. Самообразовательная деятельность
4. Посещение семинаров, открытых мероприятий, проводимых в рамках работы районной методической службы, РМО
5. Участие в работе школьного методического объединения
6. Аналитическая деятельность администрации школы и ее помощь
7. Обмен опытом работы с коллегами при неформальном общении
8. Муниципальная методическая служба
Срезы знаний.
Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической инфоpмацией являются pезультаты контрольных срезов и их динамика в пpодвижении от "нулевого” pезультата к "промежуточному”, от "промежуточного” к "итоговому Работа по полученным данным напpавлена на фоpмиpование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на преодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуникабельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию.
Портфолио.
У учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога».
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Основная цель портфолио — оценивание работы учителя по теме самообразования, характера его деятельности, отслеживание творческого и профессионального роста учителя, способствование формированию навыков рефлексии (самооценки). Структура портфолио может быть разнообразной.
В документах собираются материалы, регламентирующие работу педагога (положение о едином орфографическом режиме, ведении и проверке тетрадей, нормах оценки и др.).
В творческом досье представлено собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учителя, описание его авторских методик, разработок, программ; а также сведения об основных направлениях его творческой активности, участии в научных конференциях, конкурсах, педагогических чтениях, прохождении курсов повышения квалификации; карта творческого роста и др.
В диагностике успешности учителя содержатся результаты оценки и самооценки педагога: личности учителя, педагогической деятельности, педагогического общения, качества образовательного процесса (анализ работы за 3 года: срезы знаний, итоги успеваемости, учебная нагрузка учителя, программный банк, использование современных технологий, результаты олимпиад, план развития кабинета).
Самодиагностика
Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию и саморазвитию. Проведение диагностики и особенно самодиагностики педагогической деятельности направлено на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки. Это позволяет перевести работу с педкадрами в режим активного саморегулирования и самокоррекции.
Можно провести опрос по вопросам «Мои педагогические ошибки. Чем я могу поделиться с коллегами». Такая анкета дает возможность даже самому слабому учителю проявить и развить то, что у него лучше всего получается. По запросам. Затруднениям учителей составить планы ежемесячных методических семинаров. Их выполнение не навязанное сверху «мероприятие», а необходимые каждому помощь, поддержка. Создание временных проблемных, творческих групп в МО.
В практике работы школы используется методика оценки работы учителя (МОРУ).
Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления
(демонстрации) учителем на уроке педагогических компетентностей (способностей).
Учителя сами оценивали свои педагогические умения, оценку урокам давали учащиеся, родители, администрация, руководители МО (таблица). Также были изучены и оценены личные особенности и профессиональные проявления учителя, педагогическое общение. На основе их был составлен рейтинг учителей. Такая диагностика позволяет выявить те качества учителя,
которые мешают эффективности его профессионально- педагогической компетентности,
и с учетом этого выстроить собственную программу профессионального и личностного
роста.
Методика "Критерии качественных результатов деятельности учителя", разработанная Ю.К. Бабанским и другими, позволяет разделить
Учителей по итогам учебного года на 3 группы:
1. Учителя, требующие усиленного внимания .
2. Учителя с установившимся стилем работы.
3. Учителя, работающие творчески.
По творческой активности учительский коллектив дифференцируется:
1 группа - педагоги, нормально работающие в режиме функционирования.
2 группа - педагоги, ведущие небольшую опытную деятельность.
3 группа - педагоги, разрабатывающие новые технологии в рамках традиционного содержания, образования, работающие по индивидуальным программам.
4 группа - педагоги, работающие в экспериментальном режиме.
Чтобы управлять, нужно знать взаимоотношения администрации и педагогов. При помощи анкеты "Мотивы трудового поведения" определяются наиболее значимые для учителя и ведущие в коллективе мотивы. Сравнивая выбор методов, ведущих в коллективе с лично значимыми для самого учителя, можно убедились, что в основном они совпадают.
Анализ результатов позволяет использовать при индивидуальной работе с учителями следующие методы улучшения мотивации:
1. Экономические методы - премии.
2. Целевой метод. Постановка целей позволяет концентрировать внимание и усилия на определенных направлениях.
3. Проектирование и перепроектирование работ (формальная и специфика действий, относящихся к работе педагога).
4. Соучастие педагогов:
А) учет их мнения при решении проблемы;
Б) целенаправленные и систематизированные попытки выявит и использовать опыт отдельных работников и всего коллектива;
В) совместное принятие решений;
Г) действенное делегирование прав;
Д) совместное выявление проблем и соответствующих действий;
Е) возможность создать надлежащие условия и установки.
МО уделяет большое внимание управлению профессиональной карьерой учителя, т.е. склонностью его реализовывать себя, своих возможностей на работе.
Удовлетворять потребности кадров в профессиональной самореализации и одновременно решать эти вопросы в интересах школы позволяет планирование карьеры. План продвижения учителя составляется индивидуально по рекомендации администрации школы. Основанием для составления плана карьеры служит наличие следующих показателей:
А) мотивация самого учителя на карьеру;
Б) качественный и эффективный труд в течение ряда лет;
В) профессиональная компетентность и эрудиция учителя;
Г) надежность учителя и его лояльность в отношении школы;
Д) деловая и психологическая пригодность к планируемой в дальнейшем деятельности.
При составлении плана карьеры учитываем:
А) продвижение учителя до того момента, с которого начинает планироваться его карьера;
Б) мотивационную направленность самого человека;
В) возможность представления должности в школе;
Г) пути развития способностей учителя;
Д) систематическую оценку и контроль над результатами обучения и продвижения учителя по ступеням запланированной карьеры. (Планы карьеры, лист карьеры, планирование самообразовательной работы прилагаются)
Результаты плана карьеры, как и плана самообразования, оценивают руководители МО, завучи, директор (если планируется на руководящую должность).
Таким образом, диагностика успешности учителя позволяет администрации школы:
- использовать каждого учителя с максимальной отдачей, определив ему место в соответствии с его способностями и возможностями;
- организовать процесс повышения мастерства на индивидуальной и дифференцированной основе;
- снять психологическую напряженность педагога переводя контроль за его деятельностью на стимулирующую основу;
- более эффективно использовать механизм морального и материального стимулирования;
- повысить аналитическую культуру учителей;
- осуществлять, совместно с другими мерами, перевод школы в режим развития.
Внедрение в управленческую деятельность диагностики успешности учителя способствует демократизации процесса управления.
Сегодня существует много подходов к оценке деятельности учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой
3. Мониторинг «При каком условии ШМО могло бы работать лучше?»
• А) Более полное обеспечение информацией об основных направлениях деятельности ШМО.
• Б) Более качественная помощь со стороны районной методической службы, администрации школы
В обучения, 2. Задачи методического объединения
работе методических объединений учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:
2.1. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
2.2. Участие в выборе школьного компонента, разработке соответствующего образовательного стандарта;
2.3. Участие в отборе содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости;
2.4. Утверждение индивидуальных планов работы по предмету, анализ авторских программ и методик;
2.5. Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для выпускных классов;
2.6. Ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;
2.7. Работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в процессе разработка соответствующих инструкций, охрана здоровья;
2.8. Взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;
2.9. Организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками сложных тем предмета.
2.10. Изучение передового педагогического опыта, экспериментальная работа по предмету;
2.11. Выработка единых требований в оценке результатов обученности на основе разработанных образовательных стандартов по предмету;
2.12. Разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, зачетная и т.д.);
2.13. Ознакомление с методическими разработками различных по премету, анализ методов преподавания предмета;
2.14. Отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работа на курсах повышения квалификации, отчеты о творческих командировках;
2.15. Организация и проведение предметных недель (декад, месячников и т.д.) в школе, организация и проведение школьных предметных олимпиад, конкурсов, смотров, вопросы состояния внеклассной работы по предмету, (факультативные курсы, кружки и т.д.);
2.16. Работа по укреплению материальной базы и соответствию средств обучения, в т.ч. учебно-наглядных пособий по предмету современным требованиям к учебному кабинету, к оснащению современного урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.