Диагностика развития речи детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
Памятки +1
doc
дефектология
Детсад
10.01.2017
Диагностика развития речи детей дошкольного возраста
Существует ряд комплексных стандартизированных методик, предназначенных для диагностики младших школьников. 1. Методика обследования связной речи у дошкольников (В. П. Глухов); 2. Методика изучения словообразования у дошкольников (Т. В. Туманова); Представлены основные разделы: Сенсорное развитие (эталоны) Временные представления Количество и порядковый счет Часть и целое Сюжетные картинки Представления детей об окружающем мире Мыслительные операции Пространствен. ориентировка Развитие мелкой моторики
диагностика.doc

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста

 

Разделы

Содержание

Примерные задания

Сенсорное развитие (эталоны)

- выделение и называние цвета, соотнесение и нахождение в окружающем;

 - различение и называние признака формы, нахождение в окружающем;

- определение величины,  умение сравнивать и различать, располагать в возрастающем и убывающем порядке.

- «Назови, какого цвета кубик (шарик)», «Покажи кубики (шарики) красного цвета», «Найди кубик (шарик) такого же цвета как у меня», «Покажи игрушки (предметы) красного (оранжевого и др.) цвета»;

- «Назови фигуру, которую я тебе покажу» (самостоятельное называние), «Покажи такую же фигуру как у меня» (соотнесение), «Покажи круг, квадрат и т.д.» (по словесной инструкции), «Вставь фигурку в подходящую прорезь и назови её», «Какой предмет похож на круг, шар, треугольник и т.д.», «Покажи ромб, куб и т.д.» (по словесной инструкции) (6-7 лет);

- «Собери пирамидку», «Расставь матрешек по росту (от самой большой до самой маленькой)».

Временные представления

- времена  года и их признаки (месяцы, дни недели, части суток).

- Беседа с опорой на иллюстративный материал «Когда это бывает?», Когда ты спишь?» (до 5 лет);

- «Назови летние месяцы», «Как называется третий день недели?» (6-7 лет) .    

 

Количество и порядковый счет

- умение выполнять счетные операции;

- умение соотносить число и количество;

-  понимание понятий «больше» и «меньше» на один;

- выполнение простых действий в пределах 10.

- «Сколько матрешек (яблок и т.д.)?», «Дай 2 (3, 5)», «Чего больше?» (до 6 лет);

-  «Посчитай вперед и обратно», «Я назову число, а ты на 1 больше (меньше)», (6-7);

- «Сколько будет 2 яблока и 3 груши?», «Расставь знаки» (7 лет).

Часть и целое

- способность целостного восприятия знакомых предметов (работа с разрезными картинками);

- узнавание по отдельным фрагментам знакомых объектов.

- «Сложи картинку» (без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания);

- «Сложи кубики» (6-7 лет).

 

Сюжетные картинки

-раскладывание в правильной последовательности и составление рассказов;

- установление причинно-следственных связей.

- «Назови что (кто) нарисовано на картинке», «Покажи домик, девочку, елочку и т.д. », «Расскажи, кого ты видишь на картине, что они делают, почему, зачем?»;

- «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ». (6-7 лет).

Представления детей об окружающем мире

 

- о себе и других людях;

- классификация понятий («овощи», «фрукты», «домашние животные», «дикие животные» и т.д.).

 

- Беседа с ребенком («Как тебя зовут? Назови имя и отчество мамы (папы)? Ты мальчик или девочка? А мама кто – мужчина или женщина?» и т.д);  

 - «Назови, что это и скажи, для чего это нужно?», «Опиши себя», «Какой ты?» (6-7 лет);

- «Назови одним словом», «Продолжи ряд».

Мыслительные операции

- выделение 4 лишнего, обоснование выбора;

- противоположные понятия;

- простые аналогии;

- установление    закономерности;

- пословицы и поговорки;

- загадки.

- «4-й лишний»;

- «Скажи наоборот»;

- «Чем похожи и чем отличаются?»;

- «Как ты понимаешь выражение? (например: «золотая голова (руки)».

 

 

Пространствен.

ориентировка

- умение дифференцировать понятия «правое» – «левое», « верх» - «низ» и т.п.   («у себя», «от себя», в изображении);

- умение ориентироваться на плоскости, листе;

- в ближайшем пространстве и окружении.

- «Покажи, где у тебя голова (ноги, руки и т.д.)», «Назови, что это у куклы» (голова, рука, спина и т.д.)», «Где у тебя расположены ноги, голова, спина, грудь», «В какой руке у тебя игрушка»;

- «Расставь игрушки, там, где я скажу»;

- «Украсим коврик», «Расставь игрушки, как я скажу»;

- «Покажи свою правую руку. А где у меня правая рука? И т.п.» (6-7 лет).

Развитие мелкой моторики

- умение держать карандаш, ручку, кисть;

- выявление уровня графического навыка.

- «Нарисуй/обведи матрешку, машинку», «Раскрась забор, домик, пирамидку»;

- «Заштрихуй», «Графический диктант» (6-7 лет).

 

 

Существует ряд комплексных стандартизированных методик, предназначенных для диагностики младших школьников.

1.                 Методика обследования связной речи у дошкольников (В. П. Глухов);  

2.                 Методика изучения словообразования у дошкольников (Т. В. Туманова);

3.                 Скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет (А. Н. Корнев);

4.                 Диагностика познавательной сферы ребенка (Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова.);

5.                 От диагностики к развитию / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ (С. Д. Забрамная);

6.                 Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности (Л.И. Переслени);

7.                 Диагностика познавательной сферы ребенка (Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова);

8.                 Тест умственного развития младшего школьника (Е.М.Борисова, В.П. Арсланьян);

9.                 Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (Е.А. Стребелевой);

10.            Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов (Семаго Н.Я., Семаго М.М.).

 

Литература

1.     Программа «Детство» под редакцией Т.Б. Бабаевой СПб.: Детство-ПРЕСС, 2011.

2.     Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

3.     Методика обследования связной речи у дошкольников /В. П. Глухов М.: АРКТИ, 2004.  

4.     Методика изучения словообразования у дошкольников /Т. В. Туманова М., 2000.

5.     Скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет /А. Н. Корнев СПб.: МиМ, 1997.

6.     Диагностика познавательной сферы ребенка /Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М.: Роспедагенство, 1994.

7.     От диагностики к развитию / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ /С. Д. Забрамная М.: Новая школа, 1998.

8.     Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности /Л.И. Переслени М.: АЙРИС-дидактика, 2006.

9.     Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ Е.А. Стребелевой М.: Просвещение, 2005.

10. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Семаго Н.Я., Семаго М.М. М.: АРКТИ, 2003.


Диагностика развития речи детей дошкольного возраста

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста

Часть и целое - способность целостного восприятия знакомых предметов (работа с разрезными картинками); - узнавание по отдельным фрагментам знакомых объектов

Часть и целое - способность целостного восприятия знакомых предметов (работа с разрезными картинками); - узнавание по отдельным фрагментам знакомых объектов

Существует ряд комплексных стандартизированных методик, предназначенных для диагностики младших школьников

Существует ряд комплексных стандартизированных методик, предназначенных для диагностики младших школьников

Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Семаго

Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Семаго
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017