Диагностика развития речи детей дошкольного возраста
Разделы |
Содержание |
Примерные задания |
Сенсорное развитие (эталоны) |
- выделение и называние цвета, соотнесение и нахождение в окружающем; - различение и называние признака формы, нахождение в окружающем; - определение величины, умение сравнивать и различать, располагать в возрастающем и убывающем порядке. |
- «Назови, какого цвета кубик (шарик)», «Покажи кубики (шарики) красного цвета», «Найди кубик (шарик) такого же цвета как у меня», «Покажи игрушки (предметы) красного (оранжевого и др.) цвета»; - «Назови фигуру, которую я тебе покажу» (самостоятельное называние), «Покажи такую же фигуру как у меня» (соотнесение), «Покажи круг, квадрат и т.д.» (по словесной инструкции), «Вставь фигурку в подходящую прорезь и назови её», «Какой предмет похож на круг, шар, треугольник и т.д.», «Покажи ромб, куб и т.д.» (по словесной инструкции) (6-7 лет); - «Собери пирамидку», «Расставь матрешек по росту (от самой большой до самой маленькой)». |
Временные представления |
- времена года и
их признаки (месяцы, дни недели, части суток). |
- Беседа с опорой на иллюстративный материал «Когда это бывает?», Когда ты спишь?» (до 5 лет); - «Назови летние месяцы», «Как называется третий день недели?» (6-7 лет) .
|
Количество и порядковый счет |
- умение выполнять счетные операции; - умение соотносить число и количество; - понимание понятий «больше» и «меньше» на один; - выполнение простых действий в пределах 10. |
- «Сколько матрешек (яблок и т.д.)?», «Дай 2 (3, 5)», «Чего больше?» (до 6 лет); - «Посчитай вперед и обратно», «Я назову число, а ты на 1 больше (меньше)», (6-7); - «Сколько будет 2 яблока и 3 груши?», «Расставь знаки» (7 лет). |
Часть и целое |
- способность целостного восприятия знакомых предметов (работа с разрезными картинками); - узнавание по отдельным фрагментам знакомых объектов. |
- «Сложи картинку» (без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания); - «Сложи кубики» (6-7 лет).
|
Сюжетные картинки |
-раскладывание в правильной последовательности и составление рассказов; - установление причинно-следственных связей. |
- «Назови что (кто) нарисовано на картинке», «Покажи домик, девочку, елочку и т.д. », «Расскажи, кого ты видишь на картине, что они делают, почему, зачем?»; - «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ». (6-7 лет). |
Представления детей об окружающем мире
|
- о себе и других людях; - классификация понятий («овощи», «фрукты», «домашние животные», «дикие животные» и т.д.).
|
- Беседа с ребенком («Как тебя зовут? Назови имя и отчество мамы (папы)? Ты мальчик или девочка? А мама кто – мужчина или женщина?» и т.д); - «Назови, что это и скажи, для чего это нужно?», «Опиши себя», «Какой ты?» (6-7 лет); - «Назови одним словом», «Продолжи ряд». |
Мыслительные операции |
- выделение 4 лишнего, обоснование выбора; - противоположные понятия; - простые аналогии; - установление закономерности; - пословицы и поговорки; - загадки. |
- «4-й лишний»; - «Скажи наоборот»; - «Чем похожи и чем отличаются?»; - «Как ты понимаешь выражение? (например: «золотая голова (руки)».
|
Пространствен. ориентировка |
- умение дифференцировать понятия «правое» – «левое», « верх» - «низ» и т.п. («у себя», «от себя», в изображении); - умение ориентироваться на плоскости, листе; - в ближайшем пространстве и окружении. |
- «Покажи, где у тебя голова (ноги, руки и т.д.)», «Назови, что это у куклы» (голова, рука, спина и т.д.)», «Где у тебя расположены ноги, голова, спина, грудь», «В какой руке у тебя игрушка»; - «Расставь игрушки, там, где я скажу»; - «Украсим коврик», «Расставь игрушки, как я скажу»; - «Покажи свою правую руку. А где у меня правая рука? И т.п.» (6-7 лет). |
Развитие мелкой моторики |
- умение держать карандаш, ручку, кисть; - выявление уровня графического навыка. |
- «Нарисуй/обведи матрешку, машинку», «Раскрась забор, домик, пирамидку»; - «Заштрихуй», «Графический диктант» (6-7 лет). |
Существует ряд комплексных стандартизированных методик, предназначенных для диагностики младших школьников.
1. Методика обследования связной речи у дошкольников (В. П. Глухов);
2. Методика изучения словообразования у дошкольников (Т. В. Туманова);
3. Скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет (А. Н. Корнев);
4. Диагностика познавательной сферы ребенка (Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова.);
5. От диагностики к развитию / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ (С. Д. Забрамная);
6. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности (Л.И. Переслени);
7. Диагностика познавательной сферы ребенка (Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова);
8. Тест умственного развития младшего школьника (Е.М.Борисова, В.П. Арсланьян);
9. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (Е.А. Стребелевой);
10. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов (Семаго Н.Я., Семаго М.М.).
Литература
1. Программа «Детство» под редакцией Т.Б. Бабаевой СПб.: Детство-ПРЕСС, 2011.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
3. Методика обследования связной речи у дошкольников /В. П. Глухов М.: АРКТИ, 2004.
4. Методика изучения словообразования у дошкольников /Т. В. Туманова М., 2000.
5. Скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет /А. Н. Корнев СПб.: МиМ, 1997.
6. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. М.: Роспедагенство, 1994.
7. От диагностики к развитию / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ /С. Д. Забрамная М.: Новая школа, 1998.
8. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности /Л.И. Переслени М.: АЙРИС-дидактика, 2006.
9. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ Е.А. Стребелевой М.: Просвещение, 2005.
10. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Семаго Н.Я., Семаго М.М. М.: АРКТИ, 2003.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.