Диагностика с диагностическими заданиями на развитие музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Образовательная область: «Музыка».
Раздел: «Развитие музыкально-художественной деятельности».
Цель и задачи диагностической работы
Цель диагностической работы – изучение показателей музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Собрать фактические данные для выявления показателей развития в музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2.Обеспечить контроль, за решением образовательных задач по развитию музыкально-художественной деятельности.
Уровневые оценки:
Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самосто-ятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выра-зительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы
Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельно выполнять задания.
Восприятие музыкального воспроизведения
1. Внимание
Ребенок определяет характер музыкального произведения.
Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.
Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):
3 балла - адекватно определяет характер музыкального произведения.
2 балла - Определяет характер произведения при помощи педагога, дает 2-3 определения (веселая, бодрая).
1 балл - Неверно определяет характер музыкального произведения.
2. Знание музыкальных жанров
Ребенок знает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их в музыке.
Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
3 балла – различает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их при восприятии.
2 балла – различает простейшие жанры при восприятии, но делает это не всегда уверенно.
1 балл – допускает ошибки в определении жанров или не отвечает вообще.
3. Ребенок определяет форму музыкального произведения (2-3 частную).
Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч. ф.)
3 балла – правильно определяет форму музыкального произведения (запев, припев в песне; вступление, заключение; части в 2-3 частном произведении).
2 балла – форму музыкального произведения может определить только при помощи педагога.
1 балл – Неверно определяет форму музыкального произведения.
Исполнительская деятельность
1. Владение навыками пения:
Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)
Ребенок точно интонирует, вовремя берет дыхание, четко произносит текст песни.
3 балла - точно интонирует, правильно берет дыхание, четкая дикция.
2 балла - интонирует не очень точно, не всегда вовремя берет дыхание, нечетко произносит текст.
1 балл балл - плохо владеет навыками пения.
2. Умение петь выразительно, передавая характер песни, темповые и динамические особенности
Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.
3 балла - поет выразительно, используя нюансировку, передает характер музыки.
2 балла - поет недостаточно выразительно, без эмоций.
1 балл - поет плохо или отказывается петь.
3. Чисто интонирует песню или попевку с музыкальным сопровождением и без него.
3 балла - самостоятельно исполняет песню или попевку с сопровождением и без него.
2 балла - исполняет песню или попевку с поддержкой голоса педагога.
1 балла - не может петь без поддержки педагога, интонирует неверно.
Музыкально-ритмический рисунок
1. Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, ее жанром.
Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.
3 балла - выразительно передает характер музыки и ее жанровые особенности в движении.
2 балла - передает характер музыки в движении по подсказке педагога.
1 балл - движения не соответствуют характеру и жанровым особенностям музыки.
2. Владеет достаточным для своего возраста объемом движений
Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.
3 балла - использует достаточное количество танцевальных движений.
2 балла - использует 2-3 знакомых танцевальных движений.
1 балл - использует однообразные движения или не проявляет интереса к
музыкально-ритмической деятельности.
3. Самостоятельно реагирует на смену музыкальных фраз, частей.
Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.
3 балла - точно реагирует на изменения в музыке.
2 балла - реакция на смену музыкальных фраз и частей музыки не всегда точная.
1 балл - не реагирует на смену музыкальных фраз и частей в музыке.
Диагностические задания развития музыкально – художественной деятельности етей старшего дошкольного возраста
Восприятие музыкального воспроизведения
Задание № 1
Внимание
Определяет характер музыкального произведения.
Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.
Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений.
Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков различным эмоциональным состояниям человека.
Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.
Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный - красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический - зеленый.)
Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.
Репертуар: «Камаринская», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Сладкая греза» П.И. Чайковского.
Задание № 2
Знание музыкальных жанров
Знает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их в музыке.
Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений:
П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;
П.И.Чайковский «Полька»;
Р.н.п. «Во поле береза стояла».
Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:
- Произведение какого жанра прозвучало?
- Что можно под него исполнять?
- Характерные особенности.
Задание № 3
Определяет форму музыкального произведения (2-3 частную).
Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч. ф.)
ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.
- В. Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;
- В. Салманов «Голодная кошка и сытый кот»
- Д. Кабалевский «Клоуны».
Исполнительская деятельность
Задание 4
Владение навыками пения: точно интонирует, вовремя берет дыхание, четко произносит текст песни.
Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)
Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).
Задание 5
Умение петь выразительно, передавая характер песни, темповые и динамические особенности
Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.
Ребенку предлагается спеть знакомую песню и выявляется его способность к выразительному и эмоциональному пению.
Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского, Е. Крылатова, программные сочинения, несложные попевки, песни из мультфильмов знакомых детям).
Задание 6
Чисто интонирует песню или попевку с музыкальным сопровождением и без него.
Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку или небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.
Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После этого, музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с сопровождением, а затем без него.
Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.
Музыкально-ритмический рисунок
Задание 7
Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, ее жанром.
Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.
Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их.
Репертуар: Т. Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.
Задание 8
Владеет достаточным для своего возраста объемом движений
Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.
Музыкальный руководитель ведет наблюдение за ребенком во время музыкально-ритмической деятельности. Индивидуально просит его показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.
Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца, «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т. д.
Задание 9
Самостоятельно реагирует на смену музыкальных фраз, частей.
Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.
Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в исполнении музыкального руководителя и найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.
Музыкальный руководитель предлагает сюжет: пошли подружки (молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс.
Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб. Снова обрадовались и заплясали.
Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.