Диагностика с диагностическими заданиями на развитие музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста

  • Карточки-задания
  • docx
  • 12.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа предполагает наличие системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Таким образом, образовательный процесс будет иметь диагностическую основу, тем самым наиболее полно удовлетворять образовательные потребности воспитанников, а также формировать личностные качества, которые будут необходимы для полноценного развития человека в последующие возрастные периоды.
Иконка файла материала Диагностические задания по музыке.docx

Диагностика с диагностическими заданиями на развитие музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область:  «Музыка».

Раздел: «Развитие музыкально-художественной деятельности».

Цель и задачи диагностической работы

Цель диагностической работы – изучение  показателей музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Собрать фактические данные для выявления показателей развития в музыкально-художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2.Обеспечить контроль, за решением образовательных задач по развитию музыкально-художественной деятельности.

Уровневые оценки:

Высокий уровень - творческая активность ребенка, его самосто-ятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выра-зительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы

Низкий уровень – малоэмоционален; «ровно», спокойно относится к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельно выполнять задания.

 

 

Восприятие музыкального воспроизведения

1.     Внимание

Ребенок определяет характер музыкального произведения.

Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.

Критерии и оценки выполнения задания (в баллах):

3 балла - адекватно определяет характер музыкального произведения.

2 балла - Определяет характер произведения при помощи педагога, дает 2-3 определения (веселая, бодрая).

1 балл - Неверно определяет характер музыкального произведения.

2.     Знание музыкальных жанров

Ребенок знает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их в музыке.

Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

3 балла – различает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их при восприятии.

2 балла – различает простейшие жанры при восприятии, но делает это не всегда уверенно.

1 балл – допускает ошибки в определении жанров или не отвечает вообще.

3.     Ребенок определяет форму музыкального произведения (2-3 частную).

Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч. ф.)

3 балла – правильно определяет форму музыкального произведения (запев, припев в песне; вступление, заключение; части в 2-3 частном произведении).

2 балла – форму музыкального произведения может определить только при помощи педагога.

1 балл – Неверно определяет форму музыкального произведения.

Исполнительская деятельность

1.     Владение навыками пения:

Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)

Ребенок точно интонирует, вовремя берет дыхание, четко произносит текст песни.

3 балла -  точно интонирует, правильно берет дыхание, четкая дикция.

2 балла - интонирует не очень точно, не всегда вовремя берет дыхание, нечетко произносит текст.

1 балл балл - плохо владеет навыками пения.

2.     Умение петь выразительно, передавая характер песни, темповые и динамические особенности

Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.

3 балла - поет выразительно, используя нюансировку, передает характер музыки.

2 балла - поет недостаточно выразительно, без эмоций.

1 балл - поет плохо или отказывается петь.

3.     Чисто интонирует песню или попевку с музыкальным сопровождением и без него.

3 балла - самостоятельно исполняет песню или попевку с сопровождением и без него.

2        балла - исполняет песню или попевку с поддержкой голоса педагога.

1        балла - не может петь без поддержки педагога, интонирует неверно.

Музыкально-ритмический рисунок

1.     Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.

3 балла - выразительно передает характер музыки и ее жанровые особенности в движении.

2 балла - передает характер музыки в движении по подсказке педагога.

1 балл - движения не соответствуют характеру и жанровым особенностям музыки.

2.     Владеет достаточным для своего возраста объемом движений

Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.

3 балла - использует достаточное количество танцевальных движений.

2 балла - использует 2-3 знакомых танцевальных движений.

1 балл -  использует однообразные движения или не проявляет интереса к

музыкально-ритмической деятельности.

3.     Самостоятельно реагирует на смену музыкальных фраз, частей.

Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.

3 балла - точно реагирует на изменения в музыке.

2 балла - реакция на смену музыкальных фраз и частей музыки не всегда точная.

1 балл - не реагирует на смену музыкальных фраз и частей в музыке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические задания развития музыкально – художественной деятельности етей старшего дошкольного возраста

Восприятие музыкального воспроизведения

Задание № 1

Внимание

Определяет характер музыкального произведения.

Цель: определить возможности ребенка в восприятии музыкального произведения при помощи цветовых индикаторов эмоциональных состояний.

Игровой материал: карточки трех цветов (красный, синий, зеленый), фонограммы или исполнение музыкальных произведений.

Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии соответствие определенных цветовых оттенков различным эмоциональным состояниям человека.

Ребенку предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения выбрать карточку именно того цвета, каким бы он нарисовал данную мелодию.

Задача ребенка создать цветовой образ музыкальной композиции (веселый, задорный - красный; грустный, печальный – синий; светлый, лирический - зеленый.)

Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных мелодии.

Репертуар: «Камаринская», «Болезнь куклы» П.И.Чайковского, «Сладкая греза» П.И. Чайковского.

Задание № 2

Знание музыкальных жанров

Знает простейшие жанры (песня, танец, марш), узнает их в музыке.

Цель: выявить знания ребенка о музыкальных жанрах (песня, танец, марш).

Игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений:

П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;

П.И.Чайковский «Полька»;

Р.н.п. «Во поле береза стояла».

Ребенку раздаются карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:

- Произведение какого жанра прозвучало?

- Что можно под него исполнять?

- Характерные особенности.

Задание № 3

Определяет форму музыкального произведения (2-3 частную).

Цель: выявить способность ребенка определять форму музыкального произведения (вступление, заключение, припев, запев в песне, 2-3 ч. ф.)

ребенку предлагается для прослушивания несколько музыкальных произведений разной формы. После исполнения ребенок определяет сколько частей в произведении и по каким средствам выразительности он это понял.

- В. Шаинский «Пусть бегут неуклюже»;

- В. Салманов «Голодная кошка и сытый кот»

- Д. Кабалевский «Клоуны».

Исполнительская деятельность

Задание 4

Владение навыками пения: точно интонирует, вовремя берет дыхание, четко произносит текст песни.

Цель: выявить уровень владения ребенка навыками пения (интонация, дыхание, дикция и т.д.)

Ребенку предлагается спеть небольшие распевки, на разные слоги или слова (звуки о, а, у; слоги ма, мо, ду, ля и т.д.), с динамическими изменениями (громко-тихо) и разными способами звукоизвлечения (легато, стаккато).

Задание 5

Умение петь выразительно, передавая характер песни, темповые и динамические особенности

Цель: выявить умение ребенка петь выразительно, эмоционально, передавая характер песни.

Ребенку предлагается спеть знакомую песню и выявляется его способность к выразительному и эмоциональному пению.

Репертуар: любая знакомая ребенку песня (песни В.Шаинского, Е. Крылатова, программные сочинения, несложные попевки, песни из мультфильмов знакомых детям).

Задание 6

Чисто интонирует песню или попевку с музыкальным сопровождением и без него.

Цель: выявить способность ребенка чисто интонировать попевку  или небольшую мелодию с музыкальным сопровождением и без него.

Ребенку предлагается попевка или песня для прослушивания. После этого, музыкальный руководитель просит ребенка спеть попевку сначала с сопровождением, а затем без него.

Репертуар: «Осенние распевки», «Та-та, два кота», и т.д.   

Музыкально-ритмический рисунок

Задание 7

Ритмично и выразительно двигается в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Цель: выявить умение ребенка двигаться ритмично и выразительно в соответствии с характером музыки, ее жанром.

Ребенку предлагается послушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, ребенок определяет, какие движения, можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняет их.

Репертуар: Т. Ломова «Тема с вариациями». Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Задание 8

Владеет достаточным для своего возраста объемом движений

Цель: определить владение ребенка достаточным объемом движений для своего возраста.

Музыкальный руководитель ведет наблюдение за ребенком во время музыкально-ритмической деятельности. Индивидуально просит его показать знакомые танцевальные движения под музыку соответствующего характера.

Репертуар: упражнения в ходьбе разного характера: «Великаны и гномы» Д.Львова-Компанейца,  «Хороводный шаг» р.н.м., Е.Тиличеева «Лошадки», «Попрыгунчики» музыка Ф.Шуберта, «Пружинки» и т. д.

Задание 9

Самостоятельно реагирует на смену музыкальных фраз, частей.

Цель: выявить способность ребенка самостоятельно реагировать на смену фраз и частей музыкального произведения в движении.

Ребенку предлагается прослушать произведение в записи или в исполнении музыкального руководителя и найти соответствующие движения, отмечающие смену частей или музыкальных фраз.

Музыкальный руководитель предлагает сюжет: пошли подружки (молодцы) в лес по ягоды. Стали девочки (молодцы) ягоды собирать, набрали полный кувшинчик, обрадовались и пустились в пляс.

Стали они домой собираться и вдруг увидели большой гриб.  Снова обрадовались и заплясали.

Репертуар: р.н.п. «Как под яблонькой».