Диагностика воспитанности

  • Контроль знаний
  • Научные работы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитанность — способность человека осуществлять нравственную саморегуляцию своей личности, отношений, поведения, строить свою жизнедеятельность в культурных формах, проявлять доброжелательность и терпимость в отношении к людям другой культуры. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. criterium — сравнение). Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).
Иконка файла материала Диагностика воспитанности.doc
Воспитанность — способность человека осуществлять нравственную  саморегуляцию своей личности, отношений, поведения, строить свою  жизнедеятельность в культурных формах, проявлять доброжелательность и  терпимость в отношении к людям другой культуры. Диагностика воспитанности Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный  его этап? Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и  реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как  промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом  невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать  запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень  соответствия помогает диагностика — оценочная процедура, направленная на  прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные  диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными)  характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным  результатами определяет эффективность процесса воспитания. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые  результаты, используются критерии (от лат. criterium — сравнение). Критерии  воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня  сформированности различных качеств личности (коллектива). Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы:  содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных  изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее  точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. Есть еще общие критерии — для диагностики конечных результатов  достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива и частные критерии  — для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельныхсвойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в  формулировке цели, а вторые — конкретные задачи воспитательного процесса. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности  условно делятся на две группы: связанные с проявлением результатов воспитания  во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и  связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. Среди наиболее часто применяемых на практике методов диагностики  воспитанности — прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям  нравственность?» и т. п. Ответы на них помогают воспитателю и самому  воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их. Для  определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам,  поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными?» и т. п. Они могут быть открытыми, требующими аргументированного ответа, или  закрытыми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов. Для диагностики оценочных суждений широко применяются сочинения на  заданную тему: «Мой идеал современника», «Милосердие — как я это понимаю» и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции  выпускников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако в последнее время  усилился разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением,  меньше стало откровенности в ученических сочинениях, а поэтому их ценность как диагностического средства уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь в  своих устных высказываниях — открыто выражает свои взгляды и убеждения. Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», характеризующая  части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов на  поставленные вопросы, занимать нейтральную или примиренческую позицию.  Наблюдения за поведением воспитанников и способами их самовыражения  проверяются в личных беседах и обязательно корректируются; применяются такжедругие, в частности социометрические, методы выявления внутренней позиции.  Только комплекс диагностических методов позволяет составить представление о  степени сформированности необходимых качеств. Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек  воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ  диагностики поведения — метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в  единстве решать две задачи: диагностировать уровень развития требуемых качеств  и воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация — это естественная или  преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден  действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него  определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на  уроках, переменах, в столовой, школьном дворе и т. д. Преднамеренно созданные  ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни.  Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и  наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях  поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации  могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют  пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства. В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к  созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются  ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель  может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, и, следовательно, правильно построить воспитательный процесс.  Выделяются такие виды ситуаций: проверочная, воспитывающая,  контролирующая, закрепляющая, не предусмотренная воспитателем, но  помогающая, не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная. Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах.  Чаще других способов используется шестибальная шкала: +1 (готовность к  положительным проявлениям); + 2 (устремленность к положительным действиям);+3 (устойчивость, активность при совершении положительных действий); 0  (нейтральная позиция); —1 (готовность к отрицательным проявлениям); —2  (устремленность к отрицательным действиям); —3 (антиобщественное поведение). Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть  положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее  качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения,  поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не  могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда  даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на  самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других  условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться