Диагноз ЗПР – это приговор или стимул к действию?
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел
хороших верных друзей, был любознателен, успешно учился в школе. Зачастую из-за
занятости или других причин мы не всегда обращаем должное внимание на развитие
наших детей в раннем возрасте. Важно понимать, что именно в этом периоде
формируется фундамент физического, психического
и интеллектуального благополучия ребенка.
Ребенок растет, открывает для себя мир, делает свои первые шаги. Он стремится к сверстникам, учится жить. Родители видят будущее своего ребенка, где он становится успешным и перспективным, но что-то пошло совсем не так, как они ожидали. Звучит диагноз «ЗПР» как приговор.
Необходимо сохранять оптимизм. Дискуссии по этому вопросу ведутся постоянно, поскольку у отклонений в психическом развитии могут быть разные причины, каждая из которых требует индивидуального подхода. И конечно важно быть внимательным и информированным об этой проблеме.
ЗПР представляет собой легкое отклонение в психическом развитии ребенка, находящееся между нормой и патологией. Дети с ЗПР не страдают тяжелыми отклонениями, характерными для умственной отсталости или других серьезных нарушений. Основные трудности, с которыми они сталкиваются, связаны с социальной адаптацией и обучением. Психическое развитие у них протекает несколько медленнее.
Для таких детей непросто выполнить какие-либо задания или заставить себя приступить к действию. Они могут иметь проблемы с концентрацией внимания и часто отвлекаться. Подобное поведение часто сопровождается высокой активностью движений и слабо организованной речью. Если эти симптомы не сочетаются с другими проявлениями, их называют «Синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Когда у ребенка нарушается восприятие, возникают трудности с построением целостного образа окружающего мира. Ребенок перестает ориентироваться в пространстве, если привычные предметы не находятся на своих местах.
Память у детей с ЗПР развивается по-особенному. Они лучше запоминают визуальную информацию, чем то, что слышат во время занятий. Однако специальный курс обучения может значительно улучшить результаты, превзойдя даже обычных сверстников.
ЗПР часто сопровождается проблемами в речи и ее темпе развития, в зависимости от тяжести и характера основных нарушений. Развитие речи может быть либо с задержками, подобными нормальному развитию, либо с серьезными лексико-грамматическими нарушениями.
У детей с ЗПР страдают все формы мышления, особенно заметно это при решении словесно-логических задач. В начале школьного обучения они могут испытывать трудности с такими интеллектуальными операциями, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.
Чтобы помочь таким детям, родителям важно не отчаиваться. Первым шагом стоит проконсультироваться у детского психоневролога, исключив органические проблемы. Затем полезно обратиться к психологам и семейным консультантам-психологам, которые смогут предоставить психологическую поддержку, как ребенку, так и его родителям.
Для эффективной работы с детьми, у которых есть ЗПР, важно проявить терпение и любовь, обратиться за помощью к специалистам, следовать их рекомендациям, быть внимательными к потребностям и интересам ребенка. Необходимо поддерживать детей, следить за эмоционально-личностным состоянием, показывать им, что они важны и любимы, и тогда они смогут преодолеть свои трудности и стать счастливыми и успешными, а родители смогут забыть о пугающем ранее диагнозе ЗПР.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.