Диалог культур в процессе изучения дисциплин математического цикла
DIALOGUE OF CULTURES IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINES OF THE MATHEMATICAL CYCLE
Мифтахова Ания Миннисламовна,
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж», г. Нижнекамск
преподаватель математики, 89272425794, aniadina@rambler.ru
Miftahova Anija, Minniemouse,
GAPO "Nizhnekamsk teachers College", Nizhnekamsk
Аннотация: Истина, которую ищут обучающиеся и педагог в учебном диалоге, в науке и культуре ХХ века, выступает как внутренне диалогичная. Наиболее эффективной технологией в современном образовании становится технология диалога культур, которая также является одним из важнейших средств воспитания. Видение математики осуществляется в социокультурном аспекте, носителем которой является педагог. Преподавание предметов математического цикла в контексте диалога культур способствует воспитанию человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного и научного наследия своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.
Ключевые слова: преподавание математики, воспитание, диалог культур, дидактика урока, социокультурный аспект, студент.
Abstract: the truth sought by students and teachers in educational dialogue, in science and culture of the twentieth century, appears as internally Dialogic. The most effective technology in modern education is the technology of dialogue of cultures, which is also one of the most important means of education. The vision of mathematics is carried out in the socio-cultural aspect, the carrier of which is the teacher. Teaching mathematical subjects in the context of the dialogue of cultures contributes to the education of a person committed to universal values, absorbed the wealth of cultural and scientific heritage of his people and the peoples of other countries, seeking mutual understanding with them, able and willing to carry out interpersonal and intercultural communication.
Key words: teaching mathematics, education, dialogue of cultures, didactic lesson, socio-cultural aspect of the student.
Диалогическое взаимодействие строится на принципах равенства и взаимного уважения позиций. Вступая в контакт, человек с человеком, людские совокупности, различные самобытные культуры не должны подавлять друг друга. Следовательно, для того чтобы диалог состоялся, необходимо соблюдение ряда условий. Это, во-первых, условие свободы, а во-вторых, наличие равных субъектов, осознающих свою качественную индивидуальность. Диалог придает высшую ценность совместному бытию субъектов, каждый из которых самодостаточен и самоценен.
В законе «Об образовании» [1] подчеркивается: образовательные программы должны быть направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации будущих выпускников педагогических колледжей к жизни в обществе, гражданской позиции. Студент должен владеть знаниями о мире, о своих способностях, возможностях и уметь самореализовывать их на практике, приобретать твердые убеждения, представления о самом себе, других и мире в целом. Ему необходимо иметь определенный внутренний стержень, личностное ядро, мировоззрение, определенные личностные убеждения. Для воспитания человека необходимо изменить существующие подходы, основанные на новой педагогической парадигме перехода от знаниевого подхода в обучении к компетентностному[2]. Это обеспечивается нетрадиционным подходом к оцениванию образовательного процесса: акцент в нем сосредоточен на субъективной роли обучающегося, способах его деятельности, их выраженности, органичности. Деятельность педагога оценивается с точки зрения способности его организовать такую среду, которая побуждает студента к совершенствованию, сотрудничеству, сомнению и т.д. — тем способам, которые формируют предполагаемый образ жизни и соответствующий ему тип личности. Данный подход сохраняется в оценке всякой педагогической деятельности; в любой из них: проектировочной, диагностической, коррекционной — акценты смещаются в сторону личности обучающегося, насколько обеспечивается максимальное включение его в деятельность, возможность и необходимость проявить себя, взаимодействовать.
Современная математика выстраивается на границе нескольких спорящих друг с другом видений числа, множества, бесконечности. Математическое доказательство перестает быть просто цепочкой формально-логических рассуждений, становясь борением разных логик. В методике математики технологии обучения, методы и приемы могут изучаться лишь в диалоге двух взаимодополнительных составляющих учитель – ученик. Физическое событие как бы помещается в промежуток между различными логическими и историко-культурными его пониманиями. Аналогичные переопределения предмета науки происходят в химии, биологии, психологии и т.д.[6]. Исходя из своего опыта преподавания математических предметов, считаю, что наиболее эффективной технологией в современном образовании становится технология диалога культур, которая также является одним из важнейших средств воспитания гражданственности обучающихся. Данная технология способствует:
¾формированию у студентов представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры других стран;
¾воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;
¾ воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.[4]
Ведущей идеей технологии является самостоятельная переработка студентами знаний на культурологической основе и конструирование собственного знания. Технология диалога культур позволяет обучающимся: развивать умение слушать, понимать, уважать другие точки зрения, имея при этом свою, побудить их сомневаться и быть открытым множеству взглядов других людей, обрести способность включаться в различные формы мышления. Реализовать эти важные принципы данной технологии возможно при проектировании и создании особой среды урока.
Интеграция математической культуры и культуры гуманитарной – сложный и противоречивый процесс. Количественные отношения, пространственные формы предметов и явлений одновременно отдаляются и усиливают друг друга в способах мышления. Абсолютное и метафорическое видение мира приближенны. Одно из них упрощает, выделяя идеализированную суть, другое стремится постичь эту суть, расширяя образное пространство исследуемого объекта, выделяя и усиливая в мыслительном эксперименте его отдельные стороны, что позволяет воспринимать объект в новом ракурсе. Организация образовательной деятельности в пространстве двух языковых культур позволяет формировать личность, способную проявить свою компетентность не только в пространстве знаний, но и в пространстве отношений двух взаимодействующих культур.
Приложение математики на практике предполагает анализ самой практической деятельности с точки зрения модельности ситуации как математического объекта исследования, а также и модельности культурологической среды, в которой требуется находить житейские, научно-технические и социально—экономические универсалии, понятные в каждой культуре. Сам поиск таких универсалий – это реализация высокой миссии образования – способности через национальную культуру воспринимать цивилизационные процессы. В этом смысле интернет, открывая новые информационные возможности, должен быть, включен в модель двуязычного преподавания как особый ресурс, воспитывающий чувство меры во взаимодействии глобальных информационных потоков, способности их критического анализа, понимания достаточности тех знаний, умений и навыков, которые позволяют соединить «языковые редакции» одних и тех же математических знаний. Сложность двуязычного преподавания математики в том, что языки преподавания могут раздваивать смысловую нагрузку математических понятий и рассуждений. Преподавание математики на различных языках раскрывает психологические возможности человека: остроту ума, контекстное восприятие содержания, способность мыслить в различных языковых средах.
Сама математика увлекает, студент уже находится в другом языковом пространстве. В некотором смысле математика нейтральна к реально протекающим процессам, но находится в зависимости от социальной среды, тогда когда становится предметной областью преподавания. Видение математики осуществляется в социокультурном аспекте, носителем которой является педагог.
Преподаватель на уроке выступает не как представитель существующего независимо от него и от студентов знания, которое обучающийся должен непременно усвоить. Он вступает в спор с будущим специалистом, выстраивающим свою неповторимую позицию. М.Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе диалогического общения». Педагог не передает готовые знания, а выступает в роли собеседника. Каждое мнение, в том числе и кажущееся ошибочным, принимается преподавателем во внимание. Уважение к любой точке зрения, если она рождена убеждением, обеспечивает свободу и непринужденность в обсуждении возникших вопросов. В столкновении несходных оценок, индивидуальных пристрастий высветляется наиболее существенное в изучаемом вопросе, развивается мысль студентов, они поднимаются на более высокий уровень культуры.
Дидактика урока предполагает наличие текста как источника и символа культуры, определение позиции собеседника представителя определенной эпохи, диалог студента с героем через текст. Преподаватель вместе со студентами находит сквозную проблему, на основе которой разворачивается диалог. Создание ситуации диалога предполагает: продумывание вариантов сюжетных линий диалога, переработку учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, нахождение «точек удивления, загадок бытия, где происходит взаимопревращение сознания в мышление, мышления в сознание.
Такое средоточие удивлений – уникальное, неповторимое, непредсказуемое — втягивает в себя проблемы, предметы культуры. Это состояние целостной точки удивления должно сохраниться и углубиться в течение всей жизни. Смысл диалога состоит в том, чтобы готовить каждого студента к приобретению ценного свойства ярко выраженной индивидуальности. Л.С. Выгодский утверждал: «Игра…есть иллюзорная реализация нереализованных желаний». Математические игры на различных языках – новая форма педагогической активности, которой наши студенты должны обладать как будущие учителя начальных классов, так как такие игры усиливают творческий потенциал ребенка, выводят его логику мышления из внутрипредметной, математической, в пространство других смежных наук. Математика в пространстве различных языковых культур раскрепощает мышление, оно становится богаче ситуативно, вариативнее с точки зрения анализа жизненной ситуации. Глубокое изучение математики определяет единство мира, а ее преподавание признается высочайшей ценностью во всех странах и у всех народов. Язык математики, в какой-то мере дополняет и усиливает значимость отдельных языков общения и формирует пространство математической культуры, в которой каждый язык обнаруживает свой стиль мышления, контекстное понимание математических объектов и их аналогов в реальном мире.
Уроки пронизывают не идея обобщения, а идея общения. Они становятся методом исследования личности, т.к. именно на уроках диалога культур происходит развитие диалога.
Результаты работы студента, его общение с людьми других культур реализуются на каждом уроке в форме авторских текстов, рисунков, технологических карт, внеклассных занятий по предмету созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге. Уроки диалога культур снимают проблему “выравнивания” студентов. Наоборот, каждый обучающийся со своими, присущими именно ему особенностями мышления, может занять свою культурную позицию.
Результативность урока обеспечивается следующим набором управленческих действий: озадачивание студентов — просьба сформулировать свой вопрос по теме урока, выдвинуть проблему; ознакомление обучающихся со списком литературы, освещающей видение данной проблемы с разных точек зрения; оснащение урока - могут звучать не только из уст преподавателя и обучающихся, но могут быть воспроизведены с помощью видео и аудиотехники, художественное оформление может состоять из символов, знаков, рисунков, символизирующих ту или иную эпоху; отбор должных форм общения: монолог, диалог, полилог; организация обсуждения проблемы — особенно значимым здесь становится умение педагога сформулировать вопросы; осмысление содержания урока диалога культур (внутренний и внешний диалог).
То, что урок-диалог – это особая форма обучения, несводимая ни к проблемному обучению, ни к другим видам обучения (например, к восхождению от абстрактного к конкретному), показывает сравнение его структуры со структурой урока, в котором обеспечивается движение всех студентов к общему для всех познавательному результату как к итогу, однозначному окончанию учебной деятельности.
Смысл урока – в овладении общим способом решения учебной задачи, общим способом разрешения противоречия, выраженным в общей для всех модели.
Учебная задача решается с помощью выполнения каждым студентом типовых предметных действий с опорой на модель.
Обучающиеся в учебном диалоге оказываются в промежутке культур. Ни к одной из “культурных парадигм” нельзя прислониться как к спасительной “стене”. Сопряжение различных культур и способов понимания требует от каждого студента и от преподавателя ответственного, индивидуально-неповторимого, непредсказуемого слова-поступка.
Истина, которую ищут обучающиеся и педагог в учебном диалоге, в науке и культуре ХХ века, выступает как внутренне диалогичная. Своеобразие науки нашего времени (и это не учитывается педагогикой восхождения, а зачастую и проблемным обучением) состоит в том, что процесс понимания в ней организован как одновременная актуализация нескольких дополнительных друг другу форм умозрения и логик (волновой и корпускулярной, интуитивистской, конструктивистской, формалистской). Поэтому в учебных диалогах, организованных вокруг наиболее элементарных понятий современной физики, математики, литературоведения, истории и т.п., обучающийся с первых лет обучения оказывается в ситуации, адекватной бытию современного ученого на вершинах науки.[5]
Данная структура уроков диалога культур может быть реализована через следующую систему методических и дидактических приемов: микродискуссия, устный «поединок», работа в парах, формулировка собственных суждений, дидактические игры, тренинги, дебаты, решение проблемных вопросов, свободный микрофон, рождение авторского текста, кейсов, креативных конспектов и т.п.
Преподавание предметов математического цикла в контексте диалога культур способствует воспитанию человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного и научного наследия своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. Осуществление обучения и воспитания с применением данной технологии способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, положительно воздействует на эмоциональное состояние студента, способствует формированию толерантности обучающихся к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности 2І века. Только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности студентов педагогических колледжей, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании. [4]
Таким образом, результатом учебного процесса с использованием технологии диалога культур является студент, который формируется как саморазвивающаяся личность, моделирующая себя и свои отношения с другими людьми, способная к ролевой трансформации, свободно живущая в ситуации диалога культур государств и цивилизаций.
Список литературы:
1. Волосян Н.П. «Применение технологии диалога культур на уроках русского языка», ж. «Менеджмент в образовании» № 2-2005 с. 10-15
2. Зубрилина И.В. «Технология диалога культур: воспитание гражданственности и социокультурной компетенции» http://inesszubrilina.ucoz.ru/index/tekhnologija_dialoga_kultur/0-9
3. Штейнзальц А., Функенштейн А. Социология невежества/ А.Штейнзальц, А.Функенштейн.–М.,1997.
4. Курганов С. «Диалог как содержание мышления и обучения» http://library20.info/book_209_glava_28_Kurganov
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.