Предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Ладыженская, Баранов
Тема урока: Диалог, монолог
Тип урока: урок получения новых знаний, комбинированный урок
Цель: дать понятие о диалоге, знаках препинания при нем, познакомить с понятием монолог.
Планируемые результаты:
Предметные: знать особенности монологической и диалогической речи, пунктуационное оформление диалога на письме.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
Задания и упражнения |
||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||
I. Актуализация знаний Используя данную информацию, записать два предложения с прямой речью разными способами и одно сложное предложение (с косвенной речью). Составить схемы. Устно объяснить постановку тире в цитате.
Чтение — вот лучшее учение. Александр Пушкин.
Найти соответствие между предложением и схемой. 1. Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» 2. «Русский язык - великий дар великому народу», - считал Иван Тургенев. 3. Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек». 4. «Ты подготовил доклад?», - поинтересовался мой одноклассник. 5. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!» 6. «Пускай живет, зайчат уму-разуму учит», - подумал я. |
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с необычными предложениями, которые передают чью-то речь дословно. Как называются такие предложения? Взгляните на экран. Перед вами всем известная фраза Александра Пушкина. Ваша задача – оформить ее тремя разными способами, в том числе используя прямую речь. Прочтите, что у вас получилось. Несколько учеников рисуют схемы на доске. Ребята, посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы начертили схемы.
А теперь давайте поработаем с карточками. На каждой из шести карточек вариант схемы предложений с прямой речью. Вам нужно поднять ту карточку, которая соответствует предложению на экране.
Молодцы, ребята, тему «Предложения с прямой речью» усвоили отлично! Однако путешествие по стране русского языка на этом не закончилось. Сегодня мы познакомимся с новой темой. |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. |
Выполняют учебно-познавательные действия в материали-зованной и умственной форме; чтобы ответить на вопрос, анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи. |
Отвечают на вопросы других, взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время опроса. |
Развивают умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. Учатся полно и точно выражать свои мысли. |
Контролируют правильность ответов одноклассников. |
Оценивают результат по алгоритму. |
|
II. Постановка целей и задач урока. |
Ребята, посмотрите фрагмент из мультика «Умка». Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор. Сколько человек участвует в разговоре? О чем разговаривают умка и маленький чукча?
Я показала вам отрывок из мультика не просто так. Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока. Разговор между двумя лицами называют диалог, а слова каждого – реплики. Какие задачи мы поставим перед собой сегодня? |
Обдумывают от-веты на вопросы и осознают, что знаний недоста-точно для полных ответов. |
Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, находят ответы на вопросы. |
Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. |
Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. |
Осознают недостаточность своих знаний. Самостоятельно определяют цели и задачи обучения. |
Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формирование умения прогнозировать предстоящую работу; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме. |
|
Эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя. |
||||||||
III. Работа по теме урока, практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону. |
||||||||
Сравнить пунктуацию при прямой речи и при диалоге.
Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»
Однажды у ежа спросили: — Что ты, еж, такой колючий? — Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи! – ответил ёж
|
Ребята, приведите примеры ситуаций, где мы можем использовать такую форму речи, как диалог. Для какого стиля речи характерны большинство из приведенных вами ситуаций? Действительно, диалог чаще всего используют в разговорном стиле. А если мы решим передать диалог на письме, нам необходимо использовать особую пунктуацию. Взгляните на доску и сравните, чем отличается пунктуационное оформление прямой речи от пунктуационного оформления диалога. |
Отвечают на вопросы учителя, выполняют учебно-познавательные действия. |
Анализируют синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Осуществляют самоконтроль выполнения задания, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. |
Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. |
|
Составление диалога на определенную ситуацию.
Вы посетитель библиотеки, пришли взять книгу для урока литературы.
Вы покупатель в магазине. Вам необходимо узнать, сколько стоят булочки.
Вы – турист. Вам необходимо узнать как пройти к музею.
|
Ребята, перед вами варианты различных ситуаций, выберите любую и составьте диалог из четырех реплик.
|
|||||||
IV. Физминутка |
||||||||
V. Закрепление материала.
Запись диалога на слух.
— Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие? — Ружье. — Не угадала! — Пушка? — Опять не угадала! — Какое же тогда, Воробей? — Рогатка... |
Ребята, вы записали диалог. Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга ошибки, сверяясь с экраном. Много ли у вас ошибок? С чем они связаны? |
Закрепляют знания через разные виды получения информации и разные виды деятельности. |
Умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез; их обоснование |
Осуществляют оценка и самооценка учебной деятельности; обобщают и систематизируют полученные знания. |
Формирование умений полно и точно выражать свои мысли. |
Самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. |
Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. |
|
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Ответы на любой вопрос:
- Что такое диалог?
- Чем отличается прямая речь от диалога?
- Как в обычной жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
|
Ребята, выберите любой вопрос и ответьте на него. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Умение структурировать полученные знания и выражать свои мысли. |
Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. |
Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. |
|
VII. Домашнее задание. Упр. 256, стр. 119. |
Дома вам нужно будет продолжить фразу и составить с ней небольшой диалог. Не забывайте о правилах пунктуационного оформления прямой речи. |
|
|
|
|
|
|
|
VIII. Выставление оценок. |
Выставляет и комментирует оценки |
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.