Диалог, монолог

  • docx
  • 15.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 79274-razrabotka-uroka.docx

Предмет: русский язык
Класс:
5
Автор УМК:
Ладыженская, Баранов
Тема урока:
Диалог, монолог

Тип урока: урок получения новых знаний, комбинированный урок

Цель: дать понятие о диалоге, знаках препинания при нем, познакомить с понятием монолог.

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности монологической и диалогической речи, пунк­туационное оформление диалога на письме.

Метапредметные: способность извлекать инфор­мацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; сво­бодно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Задания и упражнения

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I. Актуализация знаний

Используя данную информацию, записать два предложения с прямой речью разными способами и одно сложное предложение (с косвенной речью). Составить схемы. Устно объяснить постановку тире в цитате.

 

Чтение — вот лучшее учение. Александр Пушкин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найти соответствие между предложением и схемой.

1. Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!»

2. «Русский язык - великий дар великому народу», - считал Иван Тургенев.

3. Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек».

4. «Ты подготовил доклад?», - поинтересовался мой одноклассник.

5. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!»

6. «Пускай живет, зайчат уму-разуму учит», - подумал я.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с необычными предложениями, которые передают чью-то речь дословно.

Как называются такие предложения?

Взгляните на экран. Перед вами всем известная фраза Александра Пушкина. Ваша задача – оформить ее тремя разными способами, в том числе используя прямую речь.

Прочтите, что у вас получилось. Несколько учеников рисуют схемы на доске.

Ребята, посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы начертили схемы.

 

А теперь давайте поработаем с карточками. На каждой из шести карточек вариант схемы предложений с прямой речью. Вам нужно поднять ту карточку, которая соответствует предложению на экране.

 

Молодцы, ребята, тему «Предложения с прямой речью» усвоили отлично! Однако путешествие по стране русского языка на этом не закончилось. Сегодня мы познакомимся с новой темой.

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию.

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Выполняют учебно-познавательные действия в материали-зованной и умственной форме; чтобы ответить на вопрос, анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи.

Отвечают на вопросы других, взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время опроса.

Развивают умения  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. Учатся  полно и точно выражать свои мысли.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Оценивают результат по алгоритму.

II. Постановка целей и задач урока.

Ребята, посмотрите фрагмент из мультика «Умка». Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.

Сколько человек участвует в разговоре?

О чем разговаривают умка и маленький чукча?

 

Я показала вам отрывок из мультика не просто так. Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока. Разговор между двумя лицами называют диалог, а слова каждого – реплики.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня?

Обдумывают от-веты на вопросы и осознают, что знаний недоста-точно для полных ответов.

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, находят ответы на вопросы.

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют  в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.            

Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

Осознают недостаточность своих знаний. Самостоятельно  определяют цели и задачи обучения.

Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

Эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя.

III. Работа по теме урока, практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону.

Сравнить пунктуацию при прямой речи и при диалоге.

 

Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»

 

Однажды у ежа спросили:

— Что ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, Волки да Медведи! – ответил ёж

 

Ребята, приведите примеры ситуаций, где мы можем использовать такую форму речи, как диалог.

Для какого стиля речи характерны большинство из приведенных вами ситуаций?

Действительно, диалог чаще всего используют в разговорном стиле.

А если мы решим передать диалог на письме, нам необходимо использовать особую пунктуацию.

Взгляните на доску и сравните, чем отличается пунктуационное оформление прямой речи от пунктуационного оформления диалога.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют учебно-познавательные действия.

Анализируют синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Осуществляют самоконтроль выполнения задания,

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

Составление диалога на определенную ситуацию.

 

Вы  посетитель библиотеки, пришли взять книгу для урока литературы.

 

Вы покупатель в магазине. Вам необходимо узнать, сколько стоят булочки.

 

Вы – турист. Вам необходимо узнать как пройти к музею.

 

Ребята, перед вами варианты различных ситуаций, выберите любую и составьте диалог из четырех реплик.

 

IV. Физминутка

V. Закрепление материала.

 

Запись диалога на слух.

 

  — Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

      — Ружье.

      — Не угадала!

      — Пушка?

      — Опять не угадала!

      — Какое же тогда, Воробей?

      — Рогатка...

Ребята, вы записали диалог. Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга ошибки, сверяясь с экраном.

Много ли у вас ошибок? С чем они связаны?

Закрепляют знания  через разные виды получения информации и разные виды деятельности.

Умение структурировать знания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач

установление  причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез; их обоснование

Осуществляют оценка и самооценка учебной деятельности; обобщают и систематизируют  полученные знания.

Формирование умений полно и точно выражать свои мысли.

Самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Ответы на любой вопрос:

 

- Что такое диалог?

 

- Чем отличается прямая речь от диалога?

 

- Как в обычной жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

 

Ребята, выберите любой вопрос и ответьте на него.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Умение структурировать полученные знания и выражать свои мысли.

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

VII. Домашнее задание.

Упр. 256, стр. 119.

Дома вам нужно будет продолжить фразу и составить с ней небольшой диалог. Не забывайте о правилах пунктуационного оформления прямой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Выставление оценок.

Выставляет и комментирует оценки

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также