Диалог, монолог
Оценка 4.6

Диалог, монолог

Оценка 4.6
docx
15.06.2020
Диалог, монолог
79274-razrabotka-uroka.docx

Предмет: русский язык
Класс:
5
Автор УМК:
Ладыженская, Баранов
Тема урока:
Диалог, монолог

Тип урока: урок получения новых знаний, комбинированный урок

Цель: дать понятие о диалоге, знаках препинания при нем, познакомить с понятием монолог.

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности монологической и диалогической речи, пунк­туационное оформление диалога на письме.

Метапредметные: способность извлекать инфор­мацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; сво­бодно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Задания и упражнения

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I. Актуализация знаний

Используя данную информацию, записать два предложения с прямой речью разными способами и одно сложное предложение (с косвенной речью). Составить схемы. Устно объяснить постановку тире в цитате.

 

Чтение — вот лучшее учение. Александр Пушкин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найти соответствие между предложением и схемой.

1. Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!»

2. «Русский язык - великий дар великому народу», - считал Иван Тургенев.

3. Живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Порядочный человек».

4. «Ты подготовил доклад?», - поинтересовался мой одноклассник.

5. Зайчик смотрит на меня и будто просит: «Не выдавай меня собакам!»

6. «Пускай живет, зайчат уму-разуму учит», - подумал я.

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы познакомились с необычными предложениями, которые передают чью-то речь дословно.

Как называются такие предложения?

Взгляните на экран. Перед вами всем известная фраза Александра Пушкина. Ваша задача – оформить ее тремя разными способами, в том числе используя прямую речь.

Прочтите, что у вас получилось. Несколько учеников рисуют схемы на доске.

Ребята, посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы начертили схемы.

 

А теперь давайте поработаем с карточками. На каждой из шести карточек вариант схемы предложений с прямой речью. Вам нужно поднять ту карточку, которая соответствует предложению на экране.

 

Молодцы, ребята, тему «Предложения с прямой речью» усвоили отлично! Однако путешествие по стране русского языка на этом не закончилось. Сегодня мы познакомимся с новой темой.

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию.

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Выполняют учебно-познавательные действия в материали-зованной и умственной форме; чтобы ответить на вопрос, анализируют, синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи.

Отвечают на вопросы других, взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время опроса.

Развивают умения  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения. Учатся  полно и точно выражать свои мысли.

Контролируют правильность ответов одноклассников.

Оценивают результат по алгоритму.

II. Постановка целей и задач урока.

Ребята, посмотрите фрагмент из мультика «Умка». Мы посмотрели и прослушали небольшой разговор.

Сколько человек участвует в разговоре?

О чем разговаривают умка и маленький чукча?

 

Я показала вам отрывок из мультика не просто так. Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока. Разговор между двумя лицами называют диалог, а слова каждого – реплики.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня?

Обдумывают от-веты на вопросы и осознают, что знаний недоста-точно для полных ответов.

Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, находят ответы на вопросы.

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют  в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.            

Формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения.

Осознают недостаточность своих знаний. Самостоятельно  определяют цели и задачи обучения.

Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

Эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя.

III. Работа по теме урока, практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону.

Сравнить пунктуацию при прямой речи и при диалоге.

 

Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»

 

Однажды у ежа спросили:

— Что ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, Волки да Медведи! – ответил ёж

 

Ребята, приведите примеры ситуаций, где мы можем использовать такую форму речи, как диалог.

Для какого стиля речи характерны большинство из приведенных вами ситуаций?

Действительно, диалог чаще всего используют в разговорном стиле.

А если мы решим передать диалог на письме, нам необходимо использовать особую пунктуацию.

Взгляните на доску и сравните, чем отличается пунктуационное оформление прямой речи от пунктуационного оформления диалога.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют учебно-познавательные действия.

Анализируют синтезируют, сравнивают, классифицируют, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Осуществляют самоконтроль выполнения задания,

взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

Составление диалога на определенную ситуацию.

 

Вы  посетитель библиотеки, пришли взять книгу для урока литературы.

 

Вы покупатель в магазине. Вам необходимо узнать, сколько стоят булочки.

 

Вы – турист. Вам необходимо узнать как пройти к музею.

 

Ребята, перед вами варианты различных ситуаций, выберите любую и составьте диалог из четырех реплик.

 

IV. Физминутка

V. Закрепление материала.

 

Запись диалога на слух.

 

  — Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

      — Ружье.

      — Не угадала!

      — Пушка?

      — Опять не угадала!

      — Какое же тогда, Воробей?

      — Рогатка...

Ребята, вы записали диалог. Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг у друга ошибки, сверяясь с экраном.

Много ли у вас ошибок? С чем они связаны?

Закрепляют знания  через разные виды получения информации и разные виды деятельности.

Умение структурировать знания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач

установление  причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез; их обоснование

Осуществляют оценка и самооценка учебной деятельности; обобщают и систематизируют  полученные знания.

Формирование умений полно и точно выражать свои мысли.

Самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Ответы на любой вопрос:

 

- Что такое диалог?

 

- Чем отличается прямая речь от диалога?

 

- Как в обычной жизни вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?

 

Ребята, выберите любой вопрос и ответьте на него.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Умение структурировать полученные знания и выражать свои мысли.

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

VII. Домашнее задание.

Упр. 256, стр. 119.

Дома вам нужно будет продолжить фразу и составить с ней небольшой диалог. Не забывайте о правилах пунктуационного оформления прямой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Выставление оценок.

Выставляет и комментирует оценки

 

 

 

 

 

 

 


 

Предмет: русский язык Класс: 5

Предмет: русский язык Класс: 5

Найти соответствие между предложением и схемой

Найти соответствие между предложением и схемой

Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока

Форма разговора напрямую относится к теме нашего урока

Вы посетитель библиотеки, пришли взять книгу для урока литературы

Вы посетитель библиотеки, пришли взять книгу для урока литературы

VI. Подведение итогов. Рефлексия

VI. Подведение итогов. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020