Буквы ё, о после шипящих в корне слов
Оценка 4.8

Буквы ё, о после шипящих в корне слов

Оценка 4.8
docx
15.06.2020
Буквы ё, о после шипящих в корне слов
52815-urok-na-temu-bukvy-jo-o-posle-shipyashchikh-v-korne-slov.docx

Урок русского языка в 5 классе                                         

Тема. Буквы ё-о после шипящих в корне слова

Цель. Научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать словосочетания и предложения со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие учителя и организация внимания.

II. Повторение материала, изученного на предыдущих уроках.

1. Словарный диктант. Записать слова, объяснить правописание
УдИвительный, лЕнивый   (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
фАмилия, вЕршина           (Слово «фамилия» - словарное)
чАшка, чУдесно               (Сочетание чу,щу, пиши с буквой У, ча, ща пиши с буквой А)
жЮри, парашЮт               (Слова иноязычного происхождения пиши с буквой Ю после шипящих)
рАстение, рОсток.            (Буквы а/о в корне раст-, ращ-, рос-)

2. Устный словарный диктант с применением сигнальных атрибутов

Водоросли, вырастить, выросло, взрастить, доморощенный, росточек, разросся, росла, подрастет, разрастаются.

3. Работа в парах. Решение кроссворда (раздаточный материал лежит на партах) Пока пары решают кроссворд, один ученик на закрытой части доски записывает слова из кроссворда: Ростислав, подросла, Ростов, вырасти, росток. Затем сверяется правильность решения кроссворда.
Дополнительное задание: сгруппировать слова в 2 группы, объяснить (1 группа: слова Ростислав, Ростов, росток - исключения из правила, 2 группа: слова подросла, вырасти - пишутся в соответствие с правилом «чередование а/о в корне слова»).

III. Постановка проблемы и актуализация знаний

1.       Мотивация.

2.      Наблюдаем,размышляем.
-прослушайте сказку и назовите шипящие буквы русского алфавита.
                                       Капризные шипящие.
       В некотором царстве, в алфавитном государстве жили-были согласные с гласными. Дружно жили. Ещё бы! Согласным без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. И только шипящие всегда чем-то недовольны. С буквами Ы, Э, Ю, Я шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О ...
     Что произойдет в этой сказочной стране дальше, можно только догадываться. Но мы знаем, что все сказки заканчиваются добром. Давайте поможем подружиться шипящим с гласными О и Ё. Этому и будет посвящен наш урок.
- Назовите шипящие русского алфавита. Дети называют шипящие: ж ,ч, ш, щ.

2. Постановка проблемы: внимательно посмотрите на доску, прочитайте слова из правого, а затем левого столбика, определите, что в них общего (все они, кроме слова «трущоба», начинаются с шипящих звуков), а что отличного? ( в словах левого столбика после шипящих – буква ё, а в словах правого столбика - о).

Жёлтый               Жонглер
Шёлк                   Шокировать
Чёлка                  Чопорный
Щёлкнуть            Трущоба

3. Решение проблемы. Сформулируйте тему урока (дети формулируют: «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова»), какова цель нашего урока? Сформулируйте, закончите предложения:
Мы должны познакомиться с правилом написания О / Ё после шипящих в корне слова.
Мы должны научиться находить орфограмму в словах и правильно писать слова.

IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Первичное закрепление.

1. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о написании букв О/Ё после шипящих в корне слова (таблица написана на доске):

жЁлтый - желтеть            Жонглер - ....?
шЁлк - шелка                  Шокировать ...?
чЁлка – чело                  Чопорный ...?
щЁлкнуть - щелчок         Трущоба...?

Попутно: работа с толковым словарем, словарная работа (устно):
- жонглер-артист цирка, который искусно подбрасывает одновременно несколько предметов;
- шокировать – приводить в смущение компрометирующим поведением, несоблюдением  общепринятых норм приличия;
- чопорный – чрезмерно строгий и принужденный в поведении, в соблюдении приличий;
-трущоба - труднопроходимое, густо заросшее место. Грязное и тесное, ветхое жилье.

2. Формулирование правила.
В корне слова под ударением пишем Ё, если к слову можно подобрать однокоренное проверочное слово с буквой Е.   Если подобрать нельзя, пишем букву О.

3.Работа с учебником.
- Зачитайте правило из учебника (с. 37 ч. II.).
- найдите «новое» в изучаемой орфограмме (это слова-исключения, записываем их в тетрадь: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон).

4. Работа в тетради. Первичное закрепление.
- Запишите проверочные слова в столбик, подберите к ним проверяемые.
Чернеть – черный, решето – решетка, дешевизна- дешево, щетина – щетка, расчесать- расческа, шедший – шел, желобок – желоб.
- С любыми из слов составьте словосочетания, укажите в них главное слово. (Возможные словосочетания: черный кот, крепкая решетка).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Закрепление нового материала.
1. Словарная работа «Назови ласково». К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, графически их выделите, подчеркните изучаемую орфограмму:
Пчела – пчелка, шерсть- шерстка, черта- черточка, щель- щелочка, жердь- жердочка, щека - щечка. (обратить внимание на чередование согласной в корне последнего слова).

2. Выполнение синтаксического разбора сложного предложения:
        Зазвучали шорохи рассвета, небо слабо начало светлеть.

3. Диктант-молчанка. (На доске – картинки, нужно записать словами изображенное. Объяснить)
        Челка, шорты, щетка, расческа, желуди, пчелы, капюшон, решетка

VI. Подведение итогов. Беседа.  
- какой сигнал подсказывает, что в слове есть изучаемая орфограмма? (шипящая буква)
-от чего зависит выбор буквы в корне слова (от ударения в исходном слове и от наличия проверочного слова)
- что должны знать и уметь, чтобы правильно пользоваться правилом? (знать шипящие, уметь ставить ударение и подбирать проверочные слова).

VII. Рефлексия. Интерактивный микрофон.
Что сложного было на уроке? Что интересного? Что нового узнали? Что повторили и закрепили?

VIII. Оценивание.

IX. Домашнее задание: выучить правило в параграфе 86 (2 часть учебника), выполнить упр.№ 459.


 

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

IV. Объяснение нового материала

IV. Объяснение нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020