Фонематический слух - основа правильной речи. игры на развитие фонематического слуха.

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

консультация логопеда для воспитателей ОДО. даются рекомендации по использованию игр и упражнений.
Иконка файла материала консультация Фонематич.слух.docx

МОУ «Бендерский детский сад № 26»

 

 

 

Консультация для педагогов

 

Фонематический слух как основа правильной речи.

Игры для развития фонематического слуха.

 

 

 

 

 

Подготовил:

Учитель-логопед

Пащук А. А.

 

Декабрь, 2025г.

 

Фонематический слух – это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка.

Фонема – абстрактная единица, набор отличительных признаков, в речи реализуется звуками.

Звук – конкретная единица, произносимая органами речевого аппарата и воспринимаемая органами слуха

Например, одна и та же фонема может представлять в речи два и более звука. Возьмём фонему <;д>. В речи она может реализовываться двояко: дрова [д р а в а] – звук [д] твёрдый, день [д’ э н’] – звук [д’] мягкий.

Стоит отметить, отличие буквы от звука. Это важно! Большинство людей смешивают эти понятия, остановимся подробнее на них.

Звук, как мы ранее уточнили, это минимальная фонетическая единица речи, которую мы воспроизводим органами речи и воспринимаем органами слуха – ушами. Следовательно, звуки мы слышим и произносим.

Буквы – это графическое отображение звуков речи. Графическое отображение человек может увидеть и нанести, таким образом, буквы мы видим и пишем.

Разграничение данных понятий важно закладывать детям с раннего возраста, чтобы при ознакомлении с грамотой, чтением – письменной речью возникало как можно меньше трудностей.

Основными задачами развития фонематического восприятия являются :

1. Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух.

3. Формирование фонематических представлений.

4. Формирование фонетического анализа и синтеза, аналитико-синтетической деятельности.

5. Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения.

 

Некоторые игры для развития фонематического слуха у детей:

·         «Угадай, что звучало». Взрослый слушает шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки, предлагает ребёнку закрыть глаза и отгадать, что это звучало

·         «Шумящие мешочки». Вместе с ребёнком насыпают в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что внутри. 

·         «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучивают ею по разным предметам в группе. Потом усложняют задание — дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. 

·         «Слушай и выбирай». Перед ребёнком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом). Взрослый называет предмет, а ребёнок должен поднять соответствующую картинку. 

·         «Верно — неверно». Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…). Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения. 

·         «Вспомни слова». Ребёнку нужно вспомнить и назвать как можно больше слов на заданный звук. Например, на звук «а» — арбуз, аист, альбом, акварель, Африка и т. д..

·         «Ловим лишний слог». Взрослый в медленном темпе произносит цепочки из слогов, например, «та — та — та — са — та», «ши — ши — щи — ши — ши». Ребёнку нужно топнуть ногой, когда он слышит слог, отличающийся от остальных.

·         «Где скрывается звук». Взрослый называет слова, а ребёнок угадывает, в какой части слова находится заданная фонема: в начале, середине или в конце. Например, звук «б» в словах «белка», «кубок» и «дуб».

 

В заключение, хотелось бы ещё раз отметить важность развития фонематического слуха, так как он имеет большое значение для овладения звуковой стороны речи, а также является необходимым условием для правильной связной речи и для обучения чтению и письму.

 


 

Скачано с www.znanio.ru