Разработка урока на тему "Вступление к поэме "Руслан и Людмила"
Оценка 4.9

Разработка урока на тему "Вступление к поэме "Руслан и Людмила"

Оценка 4.9
docx
15.06.2020
Разработка урока на тему "Вступление к поэме "Руслан и Людмила"
Руслан и Людмила.docx

Тема: Урок-путешествие по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Задачи:

1.     Закрепить изученный материал посредством работы над текстом, используя карточки, музыкальную композицию , коррекционные задания по произведению.

2.     Развивать устную связную речь, память, внимание, воображение на основе анализа поэмы;

3.     Воспитывать интерес к чтению.

Предварительное домашнее задание: выписать устаревшие слова, заменить современными.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина, В. А. Жуковского, няне Арины Родионовной, карточки с заданиями, «колпак» с вопросами, иллюстрации к поэме-сказке, проектор, ноутбук, электронная презентация, увертюра с записью Глинки «Руслан и Людмила», видеофрагмент «Бой с Головой».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Психологический настрой

  Ребята, найдите свое сердце, прижав обе руки к груди. Прислушайтесь, как стучит оно. Представьте, у вас вместо сердца лучик ласкового солнышка. Яркий, теплый свет разливается по всему телу. Это тепло нам дарит творчество человека, которого называют «солнцем русской поэзии».

Давайте же немного тепла и света передадим нашему классу.

  Урок наш будет необычным, сказочным и поэтичным. Я желаю вам успехов на уроке!

 

2. Введение в тему

Взгляните на портреты, которые висят на доске ( Портреты Жуковского, Арины Родионовны, Пушкина).  Чьи портреты вы видите? Что связывает этих людей?

А. С. Пушкин – великий русский поэт, солнце русской поэзии, написал поэму «Руслан и Людмила».

Арина Родионовна – крепостная крестьянка, няне великого поэта, сказочница, вдохновитель Пушкина, которая смогла привить ему любовь к народному творчеству, русской старине.

В. А. Жуковский - Первый поэт того времени, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, восхищённый Василий Андреевич Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница». Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

 

3. Сообщение темы, цели, задач урока.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», мы с вами отправимся в путешествие по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (запись в тетради): побываем в деревнях Портретово, Художниково, Теоретиково, Поэтиково, селах Событийново, Математиково, Полицейкино, Чудесное. Самые внимательные и активные будут приглашены в городок Знатоки.

Чтобы с нами ничего не приключилось в пути, мы должны правильно и культурно вести себя. Мы не должны кричать, перебивать говорящего. Ответы должны быть полными.

 

4. Работа по теме. Путешествие.

 Прежде чем отправиться в путешествие, послушаем увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»

1 слайд. (Прослушивание увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»)
- Можно ли по музыкальному произведению узнать содержание поэмы?

- Что увидели, что услышали.

(Краткий пересказ по поэме)
- В какие моменты вы особенно переживали?

- Назовите героев поэмы (Фарлаф, Ратмир, Рогдай, Руслан, Людмила, князь Владимир, Старец, Старуха Наина, Черномор, Голова)

 

2 слайд. Деревня Теоретиково. (Проверка  домашнего задания) Задание: Замените устаревшие слова, которые встречаются в поэме, современными.

Брег-берег, меж – между. Пред – перед. Взор – вид, брада – борода, зрит – видит, боле – больше, глас – голос, младая – молодая, чертог – дворец, фимиам – запах, хладеют – стынут, перси – грудь, риза – богатая одежда, очи – глаза, уста – рот, десница – рука, что есть мочи – что есть сил.

 

3-4  слайд.  Деревня Портретово. 

Задание в таблице соотнести: узнайте по чертам характера имя героя (ученики читают задание)

Храбрость, прямодушие, честность, верность в любви и слове.

(Руслан)

Чувствительность, прелесть, скромность, немного ветреность.

(Людмила)

«Воитель смелый», ревнивость, «мрачный обожатель».

(Рогдай)

- «Крикун надменный», трус, хвастливость, самоуверенность, обжора. (Фарлаф)

- «Волшебник страшный», «немощный мучитель».

(Черномор)

- Одержимость страстью к Людмиле.

(Ратмир)

- Кто из них положительные герои, а кто отрицательные?

Станция Событийново. 

 “Восстанови хронологию”.

– Пронумеруйте события, обозначенные цитатами, в порядке их следования в пушкинской поэме “Руслан и Людмила”. – задание на карточках в паре.

5 слайд.Сюжетная линия “Руслан в поисках Людмилы” 1 ряду:

1.     “Но вдруг перед витязем пещера...”

2.     “Соперники одной дорогой...”

3.     “...Щекотит ноздри копием...”

4.     “Полцарства вам в придачу дам.”

5.     “...Иди вперед, не унывай...”

6.     “О горе: нет подруги милой!”

7.     “Лети хоть до ночной звезды, а быть тебе без бороды!”

 (Правильный ответ: 4, 6, 2, 1, 5, 3, 7.)

6 слайд.Сюжетная линия “Людмила у Черномора” 2 ряду:

1.     “Арапов длинный ряд идёт, седую бороду несёт…»

2.     “...Умру среди садов! Подумала и стала кушать.”

3.     “...Хотел бежать, но в бороде запутался...”

4.     “...Седого карла за колпак рукою быстрой ухватила..»

5.     “В слезах отчаянья Людмила, от ужаса лицо закрыла..

6.     “Неведомая сила её на воздух поднимает…

7.  “...В саду Людмила очутилась…”

 (Правильный ответ: 7, 5, 2, 6,1, 4, 3.)

 

7 слайд. Станция «Поэтиково»  Составить  четверостишие из рассыпанных строк.


«Разъедемся, пора!- сказали,-

Безвестной вверимся судьбе»

И каждый конь, не чуя стали,

По воле путь избрал себе.


Людмила в зеркале пропала;

Перевернула — перед ней

Людмила прежняя предстала;

Назад надела — снова нет.


Кинезеологические упражнения.

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

 

Станция «Художниково»

По иллюстрации узнать, о чём говорится с поэме-сказке? Найти в тексте, зачитать (выборочное чтение)

Иллюстрации на доске

1.Встреча Фарлафа со старухой (стр.64) - наизусть

2. Битва Руслана с  Рогдаем (стр.70) – по цепочке

3. Встреча Руслана со старцем (стр. 61) - эстафетой

8 слайд. 4. видеофрагмент - Встреча Руслана с Головой (стр. 76) – чтение по ролям.



9 слайд. Село Математиково.

– Как вы думаете, почему село так называется? (ответы на вопросы будут содержать числа)

– Сколько лет жил старец в пещере? (20)

– Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу? (3)

– Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2)

– Сколько лет Людмиле? (17)

10 слайд. Село Полицейкино. Задание: назовите предметы, о которых идет речь в вопросах.

Какой предмет погубил обоих братьев Черномора и богатыря-великана? (меч)

11 слайд. Что взял Руслан с поля битвы? (щит, шлем, звонкий рог, копье стальное, кольчугу) - на слайде, исключите лишнее.

С помощью какого предмета Руслан должен был разбудить Людмилу? (коснуться ее лба с помощью кольца)

 

12 слайд. Село Чудесное. Задание: ответьте на вопросы. (Подсказка: в основе лежит чудо)

Кем или чем была похищена Людмила? (безвестной силой)

В чём сила Черномора? (в бороде)

Какой предмет помогал Людмиле? (шапка-невидимка)

 

13 слайд. Городок Знатоки. Мы побывали во многих населенных пунктах несуществующей страны. Имеются  вопросы в шапке-невидимке от Людмилы.

1.Кто и почему сидел не весел на свадебном пиру?

(Сидели не веселы соперники Руслана - Рогдай, Ратмир, Фарлаф, так как были влюблены в Людмилу)

2.В чем был «не побежден» Фарлаф?

(Фарлаф в пирах никем не побежденный…)

3.Что случилось после свадебного пира?

(После свадебного пира Людмилу похищает неведомая сила)

4.Что обещал князь Владимир тому, кто вернет дочь?

(Князь Владимир обещает Людмилу в жены и полцарства)

5.Как Руслан узнал о судьбе Людмилы?

(О судьбе Людмилы Руслан узнал от старца в пещере)

6.В чем тайна Черномора?

(Тайна Черномора в волшебной силе в бороде)

7.Каким волшебством обладал колпак Черномора?

(Это была шапка-невидимка)

8. Как Людмила обнаружила волшебство шапки?

( Она примеряла шапку перед зеркалом)

4. Подведение итогов урока, выставление оценок.

5. Объяснение домашнего задания: стр. 80 задание 9. Рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» на цветной вклейке. Как изображается поле битвы в поэме Пушкина и в картине Васнецова, сравнить и написать.


 

Тема: Урок-путешествие по поэме

Тема: Урок-путешествие по поэме

Теоретиково, Поэтиково, селах

Теоретиково, Поэтиково, селах

Полцарства вам в придачу дам.” 2

Полцарства вам в придачу дам.” 2

Село Математиково. – Как вы думаете, почему село так называется? (ответы на вопросы будут содержать числа) –

Село Математиково. – Как вы думаете, почему село так называется? (ответы на вопросы будут содержать числа) –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020