Ошибаться — это нормально
Современная школа учит детей, что им нельзя ошибаться. Это происходит из-за системы оценивания, которая у нас есть. Учителя могут использовать только четыре отметки, которыми невозможно оценить реальный прогресс ребёнка. Это замечают многие учителя.
Случай из жизни: у меня был мальчик, который в начале года делал в диктанте двадцать ошибок, а в конце года восемь. И то и то — отметка «два». Но я же видела, что он проделал большой путь — с двадцати до восьми. Он действительно стал лучше, но в его дневнике ничего не изменилось. Такие ситуации часто приводят к тому, что дети просто опускают руки и говорят:
«Какая разница, ведь у меня всё равно будет два»
Почему в первом классе не ставят отметок? Потому что двойка может травмировать ребёнка и убить в нём всю мотивацию. Поэтому я всегда ученикам говорю: «Хорошо, что вы ошибаетесь сейчас». Ошибка — это то, что ты ещё можешь исправить, особенно перед экзаменами. Когда ребята пишут пробники по ЕГЭ, они часто расстраиваются, что получают не те баллы, на которые рассчитывали. Тогда я повторяю: «Это же здорово, просто замечательно, что ты увидел сейчас, где твоё слабое место. Теперь ты можешь проработать это. И не ошибиться на настоящем экзамене».
То есть важно донести до учеников, что ошибка — не фатальна. Не зная чего-то, через какое-то время ты можешь это спокойно исправить, выучить. Педагоги должны говорить, что не нужно так серьёзно относиться к отметкам не только школьникам, но и их родителям. Потому что я прекрасно помню, как мама ругала меня за каждую ошибку в домашней работе, заставляла переписывать по несколько раз, чтобы не было помарок.
У нас же в принципе раньше было принято снижать оценку за помарки. Вот была у тебя пятёрка, ты всё правильно написал, но где-то что-то черканул, а тебе уже балл снизили. Это же трагедия.
Сейчас мы двигаемся к более лояльному методу. И это правильно, нужно менять всю систему мышления. Потому что ошибаться — это нормально, ненормально упорствовать в своих ошибках и опускать руки.
Жизнь — это движение. На этом пути у тебя обязательно будут какие-то ошибки. Школа — это тренировка, она должна тебе показывать, что практически любую ошибку ты можешь исправить, если постараешься.
Отмечать зелёной ручкой, что получилось
Чтобы дети не боялись ошибаться и получать двойки, у меня есть замечательное приложение ClassDojo, где ребята могут зарабатывать баллы за свои активности: если хорошо ответили, внимательно послушали учителя, хорошо прочитали текст. Если набрать эти баллы в определённых количествах, оценка может пойти и в журнал.
Иногда я действительно несколько нарушаю устоявшуюся систему оценивания. Видя, что у ребёнка есть прогресс, я ставлю ему на балл больше, чтобы он знал, что он большой молодец. Я даю ему стимул двигаться дальше.
Мы привыкли подчёркивать только ошибки. Это неправильно
Мне очень нравится система Шалвы Амонашвили: он не только красным ошибки обводит, он ещё зелёной пастой отмечает то, что у ребёнка получилось. Такие вещи тоже делаю.
Иногда это касается даже почерка. Когда ребёнок писал плохо, мы работали над этим, но спустя время он начинает расстраиваться и говорить: «Всё равно у меня плохой почерк». Я его останавливаю: «Подожди, давай сравним! Посмотри, как у тебя хорошо стало получаться вот тут».
То есть действительно обвожу удачные места, пишу комментарии. Потому что отметка не показывает тебе, какой путь ты должен пройти, а действенен комментарий учителя по типу: «Тебе надо поработать над вот этим», «Вот это у тебя получилось хорошо», «Ты большой молодец», «Ты стал лучше разбираться в такой-то теме».
Я клею ребятам стикеры в тетрадях, есть даже уже готовые напечатанные: «Хорошая работа», «Ты умница», «Надо постараться ещё». Многие преподаватели, я знаю, делают подобные стикеры даже сами, в этом нет ничего сложного — на самоклейке что-то распечатать и потом приклеивать ребятам.
Учителя очень любят навешивать ярлыки
Я искренне считаю, что учитель должен постоянно хвалить учеников. При этом похвала должна быть персонализированная. То есть просто «молодец», «умница» — этого мало, конечно. У каждого, так сказать, свой путь, и хвалить каждого нужно за определённые вещи. Кого-то за то, что он написал без помарок, кого-то за то, что он выполнил все задания на 100%, а для кого-то и 30% — это очень здорово.
А ругать? Что значит ругать? Мы можем воспитывать, показывая, где ученик поступил неправильно. При этом, ещё раз, это не из разряда: «Ты дурак!», «Ты всё сделал неправильно!», «Ты плохой!».
Никаких таких прямо оценочных негативных высказываний у педагога быть не может
Это чистейшая психология. Ты не должен говорить школьнику, что он плохой, но ты можешь сказать ему: «Я удивлена, как такой хороший, честный, добрый мальчик мог так себя неосмотрительно или глупо повести». И у ребёнка откладывается эта первая часть фразы, что он хороший, но он, вот опять же, ошибся.
Учителя очень любят навешивать ярлыки: «Вот это отличница — она умница, она хорошая девочка, а вот этот двоечник». Детям очень тяжело жить с этим клеймом двоечника, троечника.
Даже у меня был такой случай, когда я ушла в позицию: «Ты списал!». А ребёнок сказал: «Ну хотите, я перед вами сяду и напишу». Я говорю: «Хочу». И он сделал это. Я извинилась перед ребёнком, поставила ему оценку ещё и на балл выше, в качестве моральной компенсации. Человеческое отношение — это то, что обязательно должно быть в отношении учителей к детям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.