Диалоговые технологии в воспитательном процессе
Оценка 4.8

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
8 кл—11 кл
31.03.2018
Диалоговые технологии в воспитательном процессе
Публикация является частью публикации:
выступление.docx
СОШ при Посольстве РФ в Израиле Педагогический совет «Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя» Тема выступления: «Диалоговые технологии в воспитательном процессе» Учитель истории и обществознания Кашлева Т. Г. Слайд 1 Диалоговые технологии в воспитательном процессе. «В общении все дни проходят наши, но искусно общаться – удел немногих, однако ж не только тех, кто талант  к сему Искусству имеет, а тех, кто сии мудрые законы знает и с пользою их применяет». М. В. Ломоносов                   Воспитательный   процесс  —   организованная   система взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы, личности и социума, направленная на удовлетворение социального заказа, запросов семьи,   потребностей   личности   в   сфере   духовного   и   физического совершенствования.   Главными   формами   взаимодействия   в   условиях воспитательного процесса являются общение и деятельность. Субъектами воспитательного процесса являются: воспитатель, воспитанник, социальная группа, учреждение, организация. Каждый учитель, с какими бы детьми он не работал и какой бы предмет не преподавал, всегда является, прежде всего,   воспитателем.     Он   в   силу   своей   социальной   роли   несет   главную ответственность  как  за  организацию  воспитательного  процесса, так  и  за  владение   воспитательными результат   воспитания. технологиями   –   одна   из   главных   составляющих   профессиональной компетенции педагога.          Впервые идею технологизации воспитания выдвинул А. С. Макаренко. Он   был   противником   стихийности   воспитания   и   предложил   «технику создания нового человека».                  Технология  ­  определенная   последовательность   процедур   для достижения тех или иных целей.    Поэтому Воспитательная   технология  ­   это   научно­обоснованное взаимодействие учителя c детьми, производимое в целях максимального развития личности ребенка как субъекта окружающей действительности.                     Воспитательная технология  ­  совокупность   форм,  методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.                   Воспитательные   технологии   включают   следующие          Признаки воспитательных технологий: • технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора; • технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; • технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения; • элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; • органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры.   системообразующие компоненты: • Диагностирование, • Целеполагание, • Проектирование, • Конструирование, • Организационно – деятельностный компонент, • Контрольно – управленческий компонент. Слайд 2             Основу всех форм воспитательной работы составляет общение.  Именно через общение формируется у учащихся коммуникативная  компетентность, а также культура диалога.                          История развития исследований в области диалогического взаимодействия в образовании связана с именами ведущих философов и педагогов.   Идею   диалога   в   целом   развивали   Сократ,   М. Бубер, Х. Гадамер,   А. Камю,   Ж.­П. Сартр,   М. Хайдеггер.   Гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци Ж.­Ж. Руссо, В.А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Целостное учение   о   культуре   диалога   представлено   в   трудах   С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.Ф. Беркова, В.С. Библера, П.С. Гуревича, Д.С. Лихачева и других исследователей. Слайд 3                В «Словаре иностранных слов современного русского языка» слово «диалог» трактуется как разговор между двумя или несколькими лицами,   как   переговоры,   как   свободный   обмен   мнениями   между представителями   двух   сторон,   как   жанр   философского   или литературного произведения, написанного в форме беседы.                 Социальная психология дает инструментальную характеристику диалога: «Диалог ­ попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей».                 В педагогической науке понятие «диалог» определяется как сложный,   многофункциональный,   социально­психологический   феномен, который   пронизывает   все   жизненное   пространство   человека,   как   на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми.              Слайд 4.                        Говоря о диалоге как об образовательной технологии следует обозначить,   что  в   ходе   диалога   формируется   речевая   культура, подразумевающая  культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения   проблем,   включающие   умение   слушать   и   понимать собеседника,   анализировать   разные   точки   зрения   на   объект   познания, умения   аргументировано   изложить   свою   позицию,   корректно   выразить оценочные   суждения,   вырабатывается   потребность   в   разностороннем обсуждении   решаемой   проблемы,   развиваются   критическое   мышление, коммуникативная компетентность и культура.                              Слайд 5.  Цель диалоговых технологий овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога.                            Слайд 6.  Методы и средства: диспут; дискуссия, дебаты; интеллектуальный бой; телемост; пресс­конференция; интервью; интервью­ диалог;   турнир   ораторов;   интеллектуальная   дуэль;   сократов­круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.                             Остановимся более подробно на таких формах диалоговых технологий, как  диспут; дискуссия, дебаты, применяемых для учащихся старших классов. 1. Диспут                «Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать», «дискутировать»   и   подразумевает   публичный   спор   на   некую   тему.   При этом учитывается столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении какого­либо вопроса, проблемы с целью верного решения.  Слайд 7.  зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют: диспут­лекцию; диспут­конференцию; диспут­дискуссию.  По   содержанию   диспуты   бывают:   нравственно­этические; общественно­политические; эстетические; профессиональные.  Слайд 8.  В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.  Подготовительный   этап:   определение   темы,   цели;   создание организационной   группы;   распределение   обязанностей;   выбор   ведущего; анкетирование,   формулировка   проблемных   вопросов;   подготовка инструкций   и   оборудования;   выбор   помещения   и   его   соответствующее оформление.  Можно   провести   анкетирование   на   темы:   «Какие   вопросы   тебя особенно волнуют, и ты не находишь на них ответа?», «О чем бы ты хотел поспорить, поговорит откровенно с товарищами?» и др. Рекомендуется   сформулировать   три­четыре   вопроса   по   выбранной теме,   но   чтобы   они   звучали   проблематично.   Например:   Существуют   ли критерии современного человека? Быть современным ­ значит быть мод­ ным? Согласны ли вы с таким утверждением? и т.п. Основной  этап:  ход  обсуждения  темы  на  базе  сформулированных вопросов.   Перед   началом   обсуждения   вопроса   необходимо   рассказать   о порядке   проведения   диспута,   обозначить   актуальность   выбранной   темы, конкретизировать   предмет   обсуждения,   уточнить   отдельные   понятия. Началом   может   быть   проблемный   вопрос   к   аудитории,   инсценировка отдельного   эпизода   из   произведения,   который   создает   проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме. Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему   выдающихся   людей,   подробные   теоретические   положения, типичные факты, примеры.  Итоговый   этап:   краткий   анализ   диспута,   его   плюсов   и   минусов, путей   решения   задач,   поощрительная   оценка   участников,   определение новых дискуссионных проблем.  Слайд 9. Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что: диспут потребует   кропотливой,   глубоко   осмысленной   подготовки   и   живой, захватывающей   формы   его   проведения;   преподаватель   должен   обладать методикой   подготовки   и   проведения   диспута   согласно   с   возрастными особенностями   учащихся,   их   образовательно­воспитательным   уровнем   и интересами; в ходе обсуждения вопроса нужно создать такую атмосферу, чтобы   участники   имели   возможность   выражать   собственные   идеи непринужденно и открыто, без страха осуждения; общаться с участниками диспута просто, свободно, что существенно сближает учителя и учащихся; позволять   детям   подвергать   анализу   понятия   и   доводы,   отстаивать собственное других.             Слайд  10. 2. Дискуссия. уверять мнение,   в     нем               В словаре Ожегова термины «дискуссия» и «дебаты» — синонимы и означают   обсуждение   противоречия,   спор,   ведущийся   и   разрешающийся средствами вербального общения.                          Технология школьной, классной дискуссии («круглого стола», собрания) заключается в коллективном обсуждении какого­либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.                   Во время дискуссии учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора.                               В школьных условиях дискуссии могут быть следующих видов: «Круглый стол». В рамках этой формы участники (5—7 человек) располагаются по кругу в центре аудитории и высказывают суждения по рассматриваемой   проблеме.   За   пределами   круга   могут   находиться слушатели, задающие вопросы и способные повлиять на ход рассмотрения вопросов. Заседание   экспертной   группы.  Данная   форма   предусматривает работу   в   одной   аудитории   нескольких   групп   экспертов   с   заранее назначенным   председателем.   Проблема   обсуждается   в   группе,   а   далее члены экспертных групп кратко выступают перед всей аудиторией. Форум  – обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы» наличием   групп   экспертов   и   председателя.   В   ходе   форума   группа экспертов вступает в обмен мнениями с некой определенной аудиторией по поводу выделенной проблемы.  Семинар­дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического   общения   участников,   в   ходе   которого   происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Симпозиум.  Участники   выступают   с   заранее   подготовленными сообщениями, отражающими их точку зрения по проблеме, и отвечают на вопросы аудитории. Ток­шоу – дискуссия, совмещенная с жанром телевизионных шоу­ программ. Руководящую роль играет ведущий, имеющий сценарный план диалога и задающий линию обсуждения той или иной проблемы с помощью приготовленных   заранее   вопросов.   Информация   как   правило   лишь актуализируется,   реализуя   в   большей   степени   развлекательные   задачи, нежели задачи информационно­аналитические.  Судебное   заседание.  Имитируется   судебное   разбирательство. Участники   распределяют   обязанности   членов   судебного   слушания   и, выполняя ролевые предписания, рассматривают предложенную проблему.               «Аквариум». Предполагается ведение дискуссии в микрогруппах. Имеется   строгий   регламент   работы,   участники   могут   получить определенные роли, повышающие эффективность командной работы.                   Правильно организованная дискуссия проходит четыре стадии развития: ориентация, оценка, консолидация и рефлексивный анализ.                              На стадии ориентации участники дискуссии адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определённая установка на решение поставленной проблемы.                 Стадия оценки обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации   и   даже   конфликта   идей,   который   в   случае   неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.                  Стадия консолидации предполагает выработку определённых единых или компромиссных мнений, позиций, решений.                                  Рефлексивный анализ и подведение итогов. Существенный элемент дискуссии — её анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы,   к   которым   пришли   участники   дискуссии,   подчёркиваются основные   моменты   правильного   понимания   проблемы,   показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей,   правильность   употребления   понятий.   Оценивается   умение отвечать на вопросы, использовать приёмы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.                   Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчёты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчётов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал вовлечённость,   то   почему,   если   оставила   равнодушным,   то   чем   я   это объясняю;   как   я   смогу   использовать   приобретённый   в   дискуссии   опыт (положительный   и   отрицательный)   в   своей   дальнейшей   работе   и повседневной жизни?            Слайд 11. Общие принципы дискуссии: равноправные субъект­субъектные отношения; позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн); позиция «Поймите меня правильно»; истина превыше всего; краткость — сестра таланта; уважение и дружелюбие при высказываниях. Слайд 12. 3. Дебаты  Дебаты   ­   современная   педагогическая   технология,   представляющая собой   особую   форму   дискуссии,   которая   проводится   по   определенным правилам. Технология «Дебаты» в Российской Федерации разработана на базе международной образовательной программы «Дебаты», основанной в 1993 году Институтом «Открытое общество». Она успешно функционирует более чем в 50 городах России. Дебаты   –   это   интеллектуальная   игра,   представляющая   собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Например: «Телевидение формирует новый тип культуры». Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления   своих   аргументов   в   поддержку   своей   точки   зрения   и выдвижения   контраргументов   на   высказывание   противников.   Дебаты обладают   определенными   правилами,   отражающими   особенности   этой игровой   технологии.   Выигрыш   (убеждение   судей   в   своей   точке   зрения) возможен только при условии соблюдения правил игры. Основополагающими  принципами   организации   дебатов  являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!».                     Слайд   13.  Среди   действующих   лиц   выделяются:   команды участников, судьи, спикер, тайм­киппер, тренер. Команды участников.   В командах может быть различное количество участников (игроков­спикеров), от двух до шести человек.  Судьи.  В роли судей могут выступать как педагоги, так и учащиеся. Судьи   –   решают,   какая   из   команд   оказалась   более   убедительной   в доказательстве своей позиции. Вмесите с этим, судьи ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.  Спикер  –   является   ведущим   игры.   От   него   зависит   четкость проведения дискуссии и конечный результат. Как правила роль спикера осуществляет педагог – организатор игры в Дебаты. Но спикером может быть и любой другой участник. Его задачи указаны далее, в описании хода дебатов на этапе собственно самой игры. Таймкипер (хранитель времени) – следит за соблюдением регламента и правил   игры.   Важный   момент   в   дебатах   –   соблюдение   времени выступления.  Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики­дебатеры, прошедшие полный курс подготовки). Его целью является сопровождение команд при подготовке к игре и возможно в самом игровом процессе. Педагог может подготовить основной пакет документов по заявленной тематике.   Данный   пакет   руководитель   группы   получает   заранее,   он предназначен для подготовки команды. Группа рассматривает проблему с разных точек зрения, с разных позиций, не зная заранее свою роль.            Слайд 14. Результаты использования технологии "Дебаты": •   создает   условия   для   принятия   учениками   многообразия действительности, формирует их системное видение; • способствует формированию умений и навыков работы с источниками, документами, справочными материалами, периодикой и т.д. • развивает устную речь; • учит критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения; • учит слушать и слышать не только свое, но и другое мнение; • учит работать сообща ради достижения общей цели; • учит корректно общаться.              «Дебаты» в полной мере способствуют решению основных задач российского образования – формированию общих компетенций учащихся; формирование   у   молодежи   критического   мышления;   потребности   к самообразованию; социально активной личности; социально­ коммуникативной компетентности. (Что такое Дебаты?)              Слайд 15. Для успешного применения диалоговых технологий в воспитательном процессе педагог должен уметь изучать самого себя, свои сильные   и   слабые   стороны,   целенаправленно   и   систематически совершенствовать   свой   характер,   учиться   управлять   поведением   и эмоциями, чтобы в любой сложной ситуации оставаться на высоте своего учительского   звания.   Передовой   опыт   учит,   что   только   коллективные усилия   педагогов,   хорошо   владеющих   современными   технологиями, работающих   с   энтузиазмом,   могут   принести   настоящий   успех. Воспитательная   работа   должна   рассматриваться   как   общее   дело сплоченного и целеустремленного педагогического коллектива.  Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе           Таким образом, в результате применения диалоговых технологий в воспитательном   процессе   происходит   развитие   самостоятельности   и критичности   мышления,   инициативы   и   собственной   позиции   учащихся, стремления   обсудить   и   решить   поставленную   перед   ними   проблему. Педагог воспитывает молодых людей с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить креативно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию. Литература 1. «Дебаты»: от теории к практике: руководство / В. И. Куприянова, А. И. Назаров . – Хабаровск: Изд­во ДВАГС, 2009. – 100 с. 2. Дебаты: Учебно/методический   комплект.   ­   М.:   Изд/во   «Бонфи», 2001. ­ 296 с. 3. Педагогический  словарь:   учеб.   пособие   для   студ.   высш.   учеб. заведений/ [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с. 4. Пешкова В. Е. Педагогика. Ч.  III: теория и методика воспитания: курс   лекций: учебное пособие/В. Е. Пешкова. – М.­Берлин: Директ­ Медиа, 2015. – 161 с. 5. Рожков  М. И., Байбородова Л. В.   Теория и методика воспитания: учебник   для   студентов   учреждений   высшего   профессионального образования. ­ Ярославль: Изд­во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 415 с. 6. Селевко Г.К.  Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. 7. Словарь   иностранных   слов   современного   русского   языка/Сост. Егорова   Т. В. – М.: «Аделант», 2014 – 800 с. 8. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л.А. Турик, Н.А. Осипова. —Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 281 с. 9. Воспитательные   технологии,   электронный   ресурс cdt­vlad.ru/wp­ content/uploads/2015/01/vospitatelnye_tekhnologii.pdf Методика   10.    диспута https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_vospitaniya/metodik a_organizacii_i_provedeniya_disputa/ организации   и   проведения 11. Составляющие педагогической технологии....  www.eduportal44.ru 12.  Социальная   психология.   Словарь./Под   общей   редакцией Петровского А. В., редактор­составитель Карпенко Л. А., под ред. Кондратьева   М.Ю.   ©   ПЕР   СЭ   2005,   электронный   ресурс http://slovari.yandex.ru 13.  Что   такое   Дебаты?  электронный   ресурс www.orenport.ru/images/img/399/debati.pdf 14. Юнина Е. А. Современные образовательные технологии  https://alterozoom.com/documents/13002.html Приложение 1 Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе Общая цель: развить коммуникативные навыки в группе. Цель: снятие эмоционального напряжения между участниками. Материалы: карточки с названиями различных эмоций, ручки, бумага. Упражнение «Передать одним словом» (15 мин.) Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения. Материалы: карточки с названиями эмоций. Ход упражнения. Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они,   не   показывая   их   другим   участникам,   должны   сказать   слово «Здравствуйте»   с   интонацией,   соответствующей   эмоции,   написанной   на карточке.   Остальные   отгадывают,   какую   эмоцию   пытался   изобразить участник. Приложение 2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ «Мысль одна, а способов её выражения?...» Участники должны выразить одну и ту же мысль (например, предстоит долгая зима), не исказив ее смысла, разными путями, словами, которые не повторяются в разных предложениях. За этим следит хранитель информации. Побеждает тот, кто предложил наибольшее число вариантов. Приложение 3. ЗАДАНИЯ НА ТРЕНИРОВКУ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА «Эмпатия» Один из участников выходит на минуту из аудитории. Остальные участники называют три лучшие черты характера или внешности, вышедшего из комнаты. Хранитель информации» записывает, кем и что было сказано. Задача игрока, вернувшегося в комнату, ориентируясь на мимику, глаза, определить, кто же назвал ту или иную черту, о которой сказал ему хранитель информации». Группа помогает подсказками: «горячо», «тепло», Участников игры следует предупредить, что нужно называть только положительные качества. «Необитаемый остров» Двое желающих оказываются на необитаемом острове и имеют право взять с собой лишь несколько вещей. Всем остальным раздаются бумажки с названиями (клизма, зубочистка и др.). Необходимо убедить взять именно эту вещь. «холодно».

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе

Диалоговые технологии в воспитательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018