ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Ключевые слова: дидактические игры, старший дошкольный возраст, словесно – логическое мышление.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании словесно – логического мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно – логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка [1].
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, когда у детей овладение языком, запасом слов и грамматическими формами создает предпосылки для развития мышления.
В дошкольном возрасте важным педагогическим условием для развития мышления ребенка являются дидактические игры.
Педагогические условия - это обстоятельство педагогического характера, которое определяет условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста; требования и рекомендации к организации педагогической деятельности, подчиняющиеся общим принципам педагогического процесса.
Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, мышление, речь, внимание.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, поэтому в ней, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществлять развитие мышления дошкольника.
Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственной деятельности детей.
Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности и чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.
Каждая дидактическая игра должна отвечать следующим требованиям:
1. Дидактическая игра должна содержать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания;
2. В дидактической игре обязательно присутствует задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей;
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи [2].
В процессе образовательной деятельности дидактические игры используются в различных ситуациях. В режимных моментах: при приёме детей - дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра», помогает сконцентрировать внимание детей на то, в какой одежде был(а), или с какой игрушкой, или кто привёл в детский сад, а сегодня…, а завтра…
При подготовке к прогулке – возникает дидактическая игра «Посчитай одежду, которую ты надеваешь на себя».
При уборке игрушек дети любят играть в дидактическую игру «Звуковая игрушка». Например, сначала предлагается детям собрать игрушки, название которых начинается на букву «К» (конструктор, кубики, куклы). Ребёнок поднимает игрушку вверх и произносит ее название, а затем кладет на место.
В социально-коммуникативной деятельности интересными для детей являются следующие игры: игра «А что потом?», в которой ребёнок говорит фразу, а следующий продолжает ещё одним предложением и так, пока не скажут все; в дидактической игре «Назови ласково» - ребёнок называет своего соседа слева ласково, потом говорит про соседа справа.
В познавательной деятельности возможно использование такой игры как, например, «Сравни птиц» - в которой показываются картинки разных птиц, а дети находят их характерные отличия.
В игровой деятельности - «Будь внимателен» - каждый ребёнок выполняет движения, соответственно команде.
Определённая подборка игр развивает у детей способность логически мыслить и выполнять словесные инструкции воспитателя. В этих играх ребенок решает самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывает предметы, отгадывает по описанию, по признакам сходства и различия, группирует предметы по различным свойствам, признакам, находит алогизмы в суждениях, сам придумывает рассказы с включением небылиц и т.д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу [3].
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые в образовательной деятельности, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Например, разучивание названий деревьев и кустарников скучно и неинтересно. Тут на помощь приходит дидактическая игра «Угадай и объясни» – любимый детьми вид деятельности. Отгадывание загадок помогает решить в комплексе сразу несколько задач: поднять настроение, развивать воображение и речь ребёнка, умение отстаивать свою точку зрения.
Иногда дети сами придумывают загадки, это усложняет правила игры. Такой прием повышает интерес к любому виду деятельности, создает хорошее настроение, которое способствует лучшему запоминанию, активизирует инициативу и творческое самовыражение детей. Если процесс получения знаний интересен – нет перегрузки, поэтому необходимо продумывать планирование дидактических игр, разнообразить виды игр. Большой интерес ребята проявляют к нестандартным играм: игры-путешествия («В сказочный лес», «В гости к пекарю»); игры-предположения («Что было бы?...», «Что бы я сделал…»); игры-поручения («Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы»); игры-загадки («Отгадай загадку – покажи отгадку»); игры-беседы («Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе»); подвижно-дидактические игры («К названному дереву беги», «Секрет»).
Владение связной монологической речью – высшее достижение воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей [4].
Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников через дидактическую игру представляет собой сложный педагогический процесс, в котором выполнение разных соподчиненных между собой задач воспитания и обучения ведет к единой цели – разностороннему развитию личности ребенка, обогащению его духовного мира.
Литература:
1. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. – Москва: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.
2.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 152 с. .
3.Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. - Москва, 2003.
4. Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. - Москва, 1980.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.